МААМ-картинки

Система работы учителя-логопеда «Использование дидактических игр в работе по коррекции речи у детей дошкольного возраста»

Наталья Репш
Система работы учителя-логопеда «Использование дидактических игр в работе по коррекции речи у детей дошкольного возраста»

В современных условиях развития общества педагогической наукой осуществляется поиск наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.

Острой проблемой для детского сада, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей с речевыми нарушениями.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от:

-достаточной речевой практики,

- нормального речевого окружения и

Публикация «Система работы учителя-логопеда „Использование дидактических игр в работе по коррекции речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

- от воспитания и обучения.

Однако сегодня часто приходится сталкиваться с такими проблемами, как

1) невнимание родителей,

2) отсутствие живого, а не виртуального общения,

3) стрессовые ситуации, часто возникающие в жизни современного человека.

Отсутствие предметно-практической деятельности приводит к тому, что в мозге не образуются новые связи, необходимые для умственного развития. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности

1. Дефицит внимания;

2. Низкий уровень развития самоконтроля.

3. Низкий уровень познавательной активности.

4. Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.

5. Особенности зрительно-пространственного восприятия.

6. Низкий уровень мотивации к обучению

Поэтому в рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых. Так как игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта.

Цель моей работы: создание благоприятных условий, стимулирующие процесс коррекции звуковой стороны речи у детей с речевыми нарушениями с использованием разнообразных дидактических игр.

Задачи:

1)формировать дополнительную стимуляцию игровой и речевой активности с использованием дидактических игр,

2)создавать условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов через дидактическую игру

3) формировать положительное отношение к познанию.

Дидактические игры, используемые в логопедической работе, помогают детям контролировать правильность произношения поставленных звуков, употреблять нужные грамматические конструкции. Отбирая материал для игр, я стараюсь выполнить несколько задач. Если основная задача –

1) закрепление правильного произнесения звука в словах, то попутно решается проблема

2) активизации словарного запаса,

3)закрепления словоизменения и словообразования,

4) овладения навыками звукового и слогового анализа.

Основные принципы дидактических игр:

- дидактическая игра должна опираться на программный материал;

- игра должна способствовать вовлечению в коррекционный процесс в первую очередь более сохранных анализаторов;

- назначение предметов, картинок, пособий, смысловых вопросов, условия игры должны быть ясны и понятны детям;

- пособия, используемые логопедом при проведении игр, должны быть внешне привлекательными.

В своей работе использую дидактические игры А. К. Бондаренко, А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой, А. И. Сорокиной и других авторов. Чтобы проведение дидактических игр было более интересным, я вношу в них свои изменения.

Строю свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, чтобы ребёнок учился 1) планировать, 2)контролировать и оценивать учебные действия, 3)мог работать в группе,4) вести диалог со взрослыми и другими детьми, 5) умел отстаивать свое мнение.

Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач».

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала использую: игрушки, реальные предметы (предметы обихода, произведения декоративно-прикладного искусства и др., объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена и мн. др., компьютерные игры и презентации. Активно использую интерактивное оборудование.

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

• Расширять и уточнять знания детей,

• Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация,

• Совершенствовать речь,

• Развивать все психические процессы.

Следует отметить, при тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произнести поставленный звук в слогах, словах не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного итого же речевого материала утомляет ребенка. У него теряется интерес к занятию, и тем более, к самоконтролю поставленного звука.

Чтобы повысить интерес детей, и сформировать самоконтроль, подбираю разнообразные задания, направленные на правильное произношение поставленных звуков.

Поэтому, на логопедических занятиях, стараюсь, как можно больше использовать игровых приемов и заданий. Сохраняя структуру дидактических игр, варьировались старые игры, разрабатывались и создавались новые: «Необычные путешествия со звуками»; «Со сказочными друзьями по речевой дорожке» ;»Уроки Белоснежки»; «Приключения Муравьишки»; «Золушка» и др.

Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т. к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате.

Для реализации задач звукового анализа в совместной деятельности с детьми я использую дидактические игры «Угадай звук», «Найди окошко, где поселился звук», «Определи, сколько звуков в слове», «Топни-хлопни»,»Заколдованные слова» и др. на различие звуков, выделение в словах определенных звуков в различных позициях, слогов, ударения.

В работе над дикцией, силой голоса, темпом речи использую картотеку скороговорок, чистоговорок, загадок и стихов. Дети с удовольствием пользуются иллюстрированными карточками, и произносят речевой материал громко, шепотом, вполголоса и с разной скоростью.

Самые любимые детьми игры на развитие речи. Такие игры, как «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек», «Жадина», «Я вижу много», «Прохлопай слово» и др., использую в работе по коррекции звукопроизношения, слоговой структуры, активизации словаря.

На занятиях использую дидактические игрушки, как героев, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент.

Почти на каждое подгрупповое занятие «приходит гость». Это может быть динозаврик Звукоежка, медвежонок Рома,Лунтик,собака Шарик и др. Почти всегда эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию. Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук

Главное место в игре отводилось работе со звуком, словом, предложением. Особое внимание уделяю звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка.

Прежде чем начать игру, мы вызывали у детей интерес к ней, желание играть.

Это достигалось различными приемами: 1)использованием загадок 2)считалочек 3)сюрпризов, 4)интригующего вопроса, 5)сговора на игру, 6)напоминание об игре в которую дети охотно играли раньше.

Родители детей логопункта тоже в свою очередь решали задачи по развитию речи у детей дома, имея больше возможности для свободного общения. Для них был подготовлен и проведен мастер-класс «Развитие речи у детей ОНР с использованием дидактических игр». Также подготовлен материал в папку для родителей о том, как можно и когда можно заниматься с ребенком в интересной для них форме: игровой.

Во время проведения логопедического обследования дидактические игры помогают выявить речевые нарушения у детей:

проведена диагностика речи у дошкольников на начало учебного года 2019 и на январь 2020 года. (Результаты диагностики представлены на экране)

Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что игра является более эффективным средством преодоления недостатков речи у детей.

Так как благодаря наличию игровых действий, применяемые на занятиях, делают более

1) занимательным,

2)помогают повысить произвольное внимание детей, 3)создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями,

4) умениями и навыками

5) и в простой, увлекательной форме помогают усвоить лексику родного языка.

В дальнейшем я планирую знакомить детей дошкольного возраста с многообразием дидактических игр по развитию речи.

Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворить.

Надо не только дать ему время поиграть,

но пропитать игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь – игра».

Прикреплённые файлы:

repsh-n-n_sr19k.pptx | 3934,14 Кб
 
Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы учителя-логопеда «Использование дидактических игр в работе по коррекции речи у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 февраля 2020 в 07:50
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы учителя-логопеда «Использование дидактических игр в работе по коррекции речи у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Репш в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД