Получи документы

Дидактическая игра как средство развития речи старших дошкольников

Елена Ткаченко
Дидактическая игра как средство развития речи старших дошкольников

«Дидактическая игра как средство развития речи старших дошкольников»

Актуальность

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Публикация «Дидактическая игра как средство развития речи старших дошкольников» размещена в разделах

Дети в группе имеют разный уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с другом, слушают и понимают заданный вопрос, и могут на него ответить. Другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят слова, затрудняются из-за скудности словарного запаса в подборе слов для словосочетаний.

Речевое развитие в ДОУ включает:

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Для речевого развития детей в детском саду созданы все условия: оборудованы книжный и речевой уголок, уголок ряженья и сюжетно - ролевой игры.

Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют речевые игры.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.

Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Использование дидактических игр способствует решению следующих задач:

• побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

• способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

• совершенствовать разговорную речь, слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова;

• формировать грамматический строй речи и т. д.

• воспитывать звуковую культуру речи;

• обогащать словарь;

• развивать связную речь.

Дидактическая игра «Речевые кубики»

• 1 группа - Существительные

Начинаем играть - бросаем и задаем вопрос «Что это?» или «Кто это?»

• 2 группа - Кубик с изображениями действий (стоит, лежит, идет, сидит, бежит, летит). При игре с таким кубиком задаем вопрос «Что делает?»

Соединяем в игре два кубика - предмет и действие. Объединяем в словосочетание выпавшие картинки «Кто это? Что делает?», уточняем у ребенка, бывает ли такое.

• 3 группа - кубики с цифрами.

Учим ребенка согласовывать числительное и существительное. Две матрешки, но шесть матрешек. Один мяч, два мяча, пять мячей.

• 4 группа - кубики с разными цветами

(красный мяч, красная матрешка, красное яблоко,

красные помидоры, красный. нос).

5 группа - кубики с геометрическими фигурами (круглые часы, круглая луна, круглый стол, круглое блюдце).

Составляем словосочетание из 2-х кубиков в разных вариациях:

• предмет * цвет,

• предмет * количество,

предмет * действие.

Следующий этап игры - сочетаем три признака и три кубика:

• предмет * количество * форма,

• предмет * цвет * форма,

• форма * цвет * количество.

Не забываем каждый раз уточнять: «Бывает – не бывает?»

Дидактическая игра «Кубик бросаем – речь развиваем»

Цель - совершенствовать умение составлять предложение из слов (второй вариант).

Дидактическая игра «Кинолента»

Цель – совершенствовать умение составлять предложение из слов.

Тренажер для обучения «Слоги»

Цель – совершенствовать умения определять количество слогов в слове.

Дидактическая игра «Учим предлоги»

Цель – совершенствуем умение правильно употреблять предлоги в речи

Игры для развития речи с прищепками

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Данная игра рассчитана для детей 3-7 лет. Игру могут использовать не только воспитатели, а так же родители. Особенность игры состоит в том, что она помогает в игровой форме автоматизировать звуки, ускоряет развитие процессов словоизменения и словообразования, повышает эффективность подготовки к школе, навыков звукового анализа, чтения, развитие фразовой речи.

Прикрепляя прищепки, ребенок тренирует мелкую моторику рук. Сочетание моторной и мыслительной деятельности активизирует основные психические функции ребенка. Размышляя над заданиями, он учится сравнивать, анализировать, искать логические связи, расширяет словарный запас, кругозор, творческое воображение.

• Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки.

• У каждого рисунка есть подходящий ему рисунок, буква, слово. Нужно найти пару - прикрепить с помощью прищепки. Объяснить свой выбор.

Картотека дидактических игр по речевому развитию

Цель – создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Дидактическая игра «Ассоциации»

Цель: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций.

Дидактическая игра «Магазин» /лото

Цель: Упражнять детей в классификации предметов.

Дидактическая игра «Почтовые ящики"

Цель: Делим слова на слоги и опускаем в нужный ящик.

Лото «Учим буквы»

Цель: совершенствовать умение определять первый звук в слове и находить соответствующую ему букву.

Результат:

• Повышение уровня развития речи у детей.

• Развитие мелкой моторики дошкольника.

• Развитие познавательной активности, творческих способностей детей.

• Умение воспитанников самостоятельно играть в речевые игры.

• Обогащение речевой развивающей среды.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речиДидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речи Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях умение логически мыслить и делать.

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Техника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольниковТехника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития речи старших дошкольников
Опубликовано: 7 января 2022 в 00:23
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД