Папки-передвижки

Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников

Александра Жукова
Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников

«Дидактические игры

как средство экологического воспитания дошкольников»

Экологическое воспитание детей – современное направление педагогики, сменившее традиционно представленное ознакомление детей с природой в программах ДОУ.

Публикация «Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Результат экологического воспитания - экологическая культура личности. Составляющие части экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Экологическая грамотность, как жизненная потребность современного человека, должна состоять из двух взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного и потребностно -действенного, которые реализуются целенаправленно и последовательно в каждой возрастной группе по определенной научно обоснованной схеме.

Цель работы с детьми: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры.

А для этого необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО, экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

воспитание гуманного отношения к природе (социально-коммуникативное развитие); формирование системы экологических знаний и представлений (познавательное развитие);

• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы (физическое развитие);

• формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе).

Важнейшее условие реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС дошкольного образования - экологизация среды в ДОУ, т. к. среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Наиболее подробно вопрос о влиянии среды, в том числе природной, на развитие детей рассматривала Е. И. Тихеева. Она утверждала, что «использовать окружающую среду как источник образовательного материала, педагогически ее организовывать – одна из основных задач, возлагаемых на педагога-дошкольника».

А дидактические игры как раз способствуют более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

Так, дидактические игры :

• развивают познавательные способности; способствуют получению новых знаний их обобщению и закреплению. В процессе игры многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются, а, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность. Некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.

• обогащают чувственный опыт ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения).

развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.

• способствуют социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т. д.

• способствуют художественно-эстетическому воспитанию - совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько правильно оно и вообще уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.

Главная цель любой дидактической игры обучающая, а, значит, основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе прописан объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.

Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Основная цель игровых правил - организовывать действия, поведение детей.

Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач - показатель эффективности игры.

Дополнительные компоненты дидактической игры - сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.

Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка, входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

В дошкольной педагогике все дидактические игры объединяются в три основных вида:

1. Игры с предметами (игрушками, игры с природным материалом.

В таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов.

С помощью таких игр дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом …

Игры с природным материалом наиболее эффективны при ознакомлении детей с природой. Выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе. Их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места для проведения самой игры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. - все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида.

2. Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" …

3. Словесные игры. Построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях:

• подготовка дидактических игр,

• ее проведение и

• анализ.

В подготовку к дидактической игре входит :

отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;

установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей;

определение удобного времени проведения дидактической игры;

выбор места для игры; определение качества играющих;

подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;

подготовка к игре самого воспитателя;

подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игры включает :

ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

объяснение хода игры и правил игры.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались наиболее эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каком его этапе развертывать игру т. д., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры.

Кроме того, начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровые умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером - сверстником.

Дидактические игры экологического содержания рассмотрены в работах С. Н. Николаевой, Н. Н. Кондратьевой, В. И. Ашиковой.

Итак, я сделала для себя следующий вывод: игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Такие игры доставляют детям много радости, и содействуют их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. Игры с природоведческим материалом имеют воспитательно-образовательное значение, если их организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры.

Дидактические игры как средство развития изобразительных навыков у старших дошкольников «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Детский труд на прогулке как средство экологического воспитания Выступление на методическом объединении По теме: «Детский труд на прогулке как средство экологического воспитания.» Выполнила: воспитатель.

Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. За последнее время вследствие продолжительных кризисных явлений в социально-экономической,.

Изучение растительного мира как средство экологического воспитания дошкольников Изучение растительного мира - как средство экологического воспитания дошкольников. Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен.

Игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Обширные экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в их разрешение. Глобальные изменения климата,.

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей 4–5 лет Игры, как средство экологического воспитания Хотелось бы начать свое выступление словами В. Сухомлинского «Мир, окружающий ребёнка - это.

Проект «Сказочная поляна» как средство экологического воспитания Для привлечения внимания, развития и интереса детей по экологическому воспитанию, мы создали исследовательски - творческий проект «Сказочная.

Проектная технология как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками, в том числе и познавательных. Мы должны как можно полнее использовать.

Тема самообразования: «Дидактические и развивающие игры как средство математических представлений у дошкольников» «Без игры нет и, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников
Опубликовано: 25 января 2017 в 22:35
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД