Папки-передвижки

Формирование коммуникативных качеств у детей седьмого года жизни посредством произведений художественной литературы

Валентина Белоусова
Формирование коммуникативных качеств у детей седьмого года жизни посредством произведений художественной литературы

Формирование коммуникативных качеств у детей седьмого года жизни посредством произведений художественной литературы

Мы, педагоги, в последнее время можем наблюдать, как бурно по просторам родной страны идет развитие информационных технологий. Какие умницы наши дети, как быстро и ловко они ориентируются в поставленных задачах, связанных с компьютером. И все чаще мы озадачиваемся тем, что социальное развитие дошкольников не соответствует современным нормам, а большинство детей дошкольного возраста не умеют правильно общаться. Недостаточное развитие коммуникативных качеств вызывает серьезную озабоченность у воспитателей дошкольников. Формирование коммуникативных качеств – важное условие нормального психологического развития ребенка, ведь они являются одной из составляющих нравственного развития ребенка. Исследования последних лет в области педагогики, психологии и возрастной физиологии показали, что возможности детей дошкольного возраста в усвоении знаний, умений и навыков в формировании способностей и нравственных черт личности значительно выше, чем предполагалось до сих пор. Особенно подчеркивается роль дошкольного детства в развитии личности. От того, как будет обеспечено развитие ребенка в дошкольном детстве, во многом зависит его будущее. Рассматривая процесс нравственного воспитания, педагогика выдвигает идею прижизненного усвоения ребенком нравственных норм, целенаправленного формирования у него нравственных качеств и опыта взаимоотношений под влиянием воспитателя.

Публикация «Формирование коммуникативных качеств у детей седьмого года жизни посредством произведений художественной литературы» размещена в разделах

Роль воспитателя в создании условий для постоянного упражнения детей в нравственных поступках огромна. К старшему дошкольному возрасту дети должны уметь сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией. Кроме этого, у дошкольников должно сформироваться умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих их людей, детей и взрослых, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

Коммуникативные способности включают в себя: желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил при общении.

Необходимо расширять представления детей о различных способах коммуникации с окружающими, формировать позитивное отношение к себе и к сверстникам, воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях. Детей старшего дошкольного возраста, по сравнению с младшими, отличает более богатый жизненный опыт. Благодаря этому они уже в состоянии представить себя на месте другого человека и понять, как нужно поступить в той или иной ситуации, и с какими чувствами и переживаниями это связано. В результате у детей появляется способность к сопереживанию и сочувствию не только окружающим его взрослым и детям, но и героям художественных произведений литературе, музыке, изобразительном искусстве).

В результате многолетней работы я пришла к выводу, что для развития коммуникативных навыков и способностей необходимо использовать целенаправленные развивающие занятия, в которых будут использоваться различные виды деятельности детей дошкольного возраста. Коммуникативные навыки можно развивать в образовательной и повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, а также в театрализованной деятельности. Но все же в совместной работе с детьми я чаще всего использую такой методический прием как чтение художественной литературы, художественных произведений.

Художественная литература – наиболее доступный и самый действенный в воспитательном отношении вид искусства. Литература позволяет ребенку понять многие общечеловеческие проблемы. Она обогащает его личностный опыт, дает возможность познать и пережить более широкий спектр человеческих отношений и характеристик, чем непосредственно окружающий его реальный мир. Литературные произведения развивают ребенка всесторонне, но особая роль литературы в формировании у детей коммуникативных качеств. И здесь очень помогают произведения В. Осеевой, В. Драгунского, Л. Толстого, Н. Носова, Е. Пермяка, Л. Пантелеева, Э. Шима и других писателей.

Нельзя забывать всеми любимые сказки. В них можно найти полный перечень человеческих проблем и различные способы их решения. Слушая сказки, дети накапливают некий опыт жизненных ситуаций. После прочтения рассказов или сказок, мы с детьми обсуждаем прочитаное, анализируем, дети находят ответы на задаваемые мной вопросы. Когда смысл произведения проработан, необходимо установить связь с реальными жизненными ситуациями.

Чтение художественной литературы формирует у старших дошкольников умение сопереживать, радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих неприятностей; позитивно относиться к людям, распознавать эмоции других, владеть своими чувствами. Дети учатся выражать свои чувства и потребности с помощью вербальных и невербальных средств. У них развивается умение сотрудничать и взаимодействовать друг с другом, с взрослыми.

При формировании у детей какого-либо коммуникативного качества педагог опирается на художественный образ, к которому у детей уже создано эмоциональное отношение, и это скорее вызовет у детей желание поступать в соответствии с преподнесенным правилом, чем назидание. Детям трудно самостоятельно регулировать свои поступки, потому что всякий раз перед ними возникает довольно сложная задача: оценить ситуацию, ее моральный смысл, выбрать моральное право, определить поступок, удовлетворяющий нормам морали. Но ребенок не всегда способен провести такой анализ, может ошибиться в оценках сложившейся ситуации. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь детям в оценке нравственного смысла произведения.

Результат моей работы не всегда бывает сиюминутным. Порой дети не могут действия героев перевести на себя, использовать опыт героев в своей жизни. Иногда затрудняются определить главное в произведении. Но все же проводимая в системе работа дает ощутимые результаты. Целенаправленные педагогические приёмы позволяют развивать у воспитанников коммуникативные, речевые умения, культуру общения, познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.

Список литературы

1. Мазурова Н. А. «Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки». Томск., 2004.

2. Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи». М., 2003.

3. Петерина С. В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1986.

4. Нечаева В. Т. «Нравственное воспитание в детском саду», Москва, «Просвещение», 1984

5. Жукова Г. Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»

6. Дурова Н. В. «Очень важный разговор», Москва, Мозаика-Синтез, 2002.

7. Шипицына Л. О. «Азбука общения», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2003.

Публикации по теме:

Презентация «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством художественной литературы» Нравственное воспитание - очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными,.

Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений устного народного творчества «Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через произведения устного народного творчества» Проект «Сказка.

Формирование коммуникативных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетического развития Участники проекта: Дети. Родители. Воспитатель. Сроки реализации проекта: Январь –март. Цель проекта:создать условия для формирования.

Использование произведений детской художественной литературы в формировании элементарных представлений об архитектуре у детейИспользование произведений детской художественной литературы в формировании элементарных представлений об архитектуре у детей Использование произведений детской художественной литературы в формировании элементарных представлений об архитектуре у дошкольников. А. С. Пушкин.

Конспект НОД по дорожной безопасности для детей седьмого года жизни «Путешествие в город потерянных знаков»Конспект НОД по дорожной безопасности для детей седьмого года жизни «Путешествие в город потерянных знаков» Интеграция областей: «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Социализация». Форма организации: подгрупповая Форма проведения: интегрированное.

Пед. проект «Формирование у воспитанников третьего года жизни культурно-гигиенических навыков посредством фольклора» 1 слайд Тема моего выступления: «Формирование у воспитанников третьего года жизни культурно-гигиенических навыков посредством фольклора».

Проектная деятельность «Выращивание кристаллов» с детьми седьмого года жизни Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Развитие речи детей 3–го года жизни посредством чтения произведений фольклора и игр на развитие мелкой моторикиРазвитие речи детей 3–го года жизни посредством чтения произведений фольклора и игр на развитие мелкой моторики Выступление на собрании для родителей детей 1 младшей группы Развитие речи детей 3 – го года жизни посредством чтения произведений.

Развлечение с детьми седьмого года жизни «Любовь с первого взгляда» Развлечение с детьми седьмого года жизни «Любовь с первого взгляда» Цель: Воспитывать любовь, уважение к окружающим людям. Уточнять, закреплять.

Сценарий новогоднего праздника для детей шестого и седьмого года жизни (декабрь 2016 года) В зал заходит ведущая, поздравляет всех с праздником, предоставляет слово зав. детсадом. Звучит рус. нар. песня «Уж ты, зимушка-зима!» 1-й.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование коммуникативных качеств у детей седьмого года жизни посредством произведений художественной литературы
Опубликовано: 13 мая 2017 в 19:10
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД