Получи документы

Гендерный подход в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Любовь Березовская
Гендерный подход в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

В связи с реформой образования наблюдается возросший интерес к проблеме гендерной социализации. По мнению Е. В. Назайкинского проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации, лежащая на стыке ряда наук (социологии, психологии и медицины) – одна из важнейших и актуальных проблем педагогики. Без ее решения затруднительно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. Долгое время в силу ряда объективных и субъективных причин эта проблема оставалась вне сферы исследования специалистов в области отечественной психологии и педагогики, в то время как в зарубежной психологии она уже давно привлекала большое внимание ученых.

Публикация «Гендерный подход в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на развитие личности.

Анализ общеизвестных программ показывает, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России уделяется внимание музыкальному воспитанию, но не учитываются гендерные особенности. Можно отметить, что во всех программах присутствуют обучающие, воспитательные и развивающие задачи. Однако ни в одной из них не учитываются гендерные особенности ребенка, состояние его здоровья, слабо отображены разные физические показатели двигательной активности. В результате этого, содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются: в физическом развитии и социальном поведении, в интеллектуальных, визуально-пространственных способностях и уровне достижений, в проявлении агрессии и многом другом. Необходимо учитывать и тот факт, что двигательная активность мальчиков и девочек отличается. Таким образом, мы проектируем индивидуальную траекторию музыкального развития мальчика или девочки. Следует отметить, что данная работа не противоречит положению о совместной деятельности детей во время музыкального занятия. Позволяет в полной мере использовать дифференцированный подход в работе.

Базисным направлением в работе музыкального руководителя по представленным программам является музыкальная культура. Во всех программах делается акцент на возрастные особенности детей, формы и методы организации занятий, в основном игровые, что соответствует специфике периода детства. На музыкальных занятиях осуществляется развитие музыкальных и творческих способностей детей (с учетом возрастных особенностей, посредством различных видов музыкальной деятельности и формирование общей духовной культуры.

Гендерный подход в работе с детьми необходимо учитывать с младшего возраста. Дети младшего дошкольного возраста с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения и голоса. Педагоги распределяют роли для мальчиков и для девочек.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе и театрализацию. Наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления. С помощью театрализованной деятельности дети учатся выражать свое отношение к происходящему более точно, быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев, обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах. Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. Дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.

С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации нужно привлекать и педагогов, которые будут, как и дети, брать на себя роли героев сказок. Важно также и приобщение родителей к подготовке спектаклей, тем самым, происходит сближение семьи с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и наших воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности. Таким образом, в рамках такой театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста закладываются основы половой идентичности.

Еще одним направлением в работе музыкального руководителя, с точки зрения гендерного подхода, является использование специфических музыкально – ритмических и танцевальных движений. Для мальчиков - резкие, четкие, солдатские, для девочек более плавные, спокойные (с платочками, листочками, снежинками, цветочками и т. д., а также при разучивании парных танцев (менуэт, вальс, полька, полонез и т. д.). Здесь осуществляется физическое развитие и понимание детьми функциональных возможностей своего тела. Мальчики на музыкальных занятиях овладевают навыками ведущего партнера в танцах, совершенствуют мужские качества (храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость, находчивость). Девочки – становятся более нежными, изящными, легкими (в танцах, требующими к себе внимание. Существует ряд специфических различий у мальчиков и девочек в объяснении основных положениях в танце, технике и манере исполнения движений: Положение рук: у девочек - «на юбочке», у мальчиков - «на поясе». Специальные движения: для мальчиков - глубокие приседания с вставлением пятки, присядки, хлопки с притопом, большие прыжки, широко раскрытые руки. Покачивания с руками за спиной. У девочек - всевозможные вращения, дробные выстукивания, мягкие кружения, плавные ходы, взмахи руками. Манера исполнения: у девочек – плавная, кокетливая, нежная, кроткая. У мальчиков манера исполнения - мужественная, широкая, чёткая, сдержанная.

Интеграция различных видов искусства: музыки, хореографии, элементов театрализации, игр, способствует гендерному воспитанию и развитию культуры поведения в современном обществе. Гендерное различие можно выделить и в игре на музыкальных инструментах – ложки, барабаны, коробочки – для мальчиков. Бубны, колокольчики, треугольники – для девочек.

В развитии характерных мужских качеств – у мальчиков и женских качеств – у девочек, помогают также такие средства как художественное слово /театрализованные сценки, драматизации/, элементы мужских и женских костюмов.

С первых музыкальных занятий и до конца обучения в детском саду необходимо объяснять детям, что правильная осанка это и женская красота, и мужская статность. В танцах нужно приучать к выносливости, что важно для мальчиков; изящности и выразительности, необходимых для девочек.

В культуре разных народов всегда предусматривалось воспитывать у девочек и мальчиков добрые, нежные отношения друг к другу. Песни и музыкальные игры о мальчиках и девочках помогают развитию представлений ребёнка о своём поле и формированию средствами музыки позитивного принятия своего пола. Детей привлекают музыкальные подвижные игры «Мальчики и девочки», «Фома», «Дядя Яков» - в которых ярко проявляется гендерное различие.

Гендерный подход в вопросах музыкального воспитания заключается не только в подборе дифференцированных упражнений для девочек и мальчиков, но и в знакомстве детей с определенными представлениями о маскулинности и феминности. Так при слушании музыкальных произведений дети учатся рассказывать о характере музыки, о ее эмоциональном настрое, тем самым у ребенка уточняются знания о характерных особенностях полоролевых проявлений. Тихая, спокойная музыка колыбельной песни характеризует специфические черты девочек: нежность, скромность, терпимость. Бойкий, ритмичный марш – стремительность, активность и решительность мальчиков.

При формировании у детей певческих навыков нами учитывается то, что особенно мальчики дошкольного возраста, обнаруживают при прослушивании крайне ограниченный диапазон правильной слухо-вокальной координации и воспроизводят мелодию голосом более или менее верно в пределах кварты – сексты, в основном в первой и малой октавах. При этом тембры их певческого и разговорного голоса полностью совпадают, т. е. они «поют, как говорят». Попытки расширить диапазон такого звучания приводят к фальши и некрасивому «крикливому» звуку. Учитывая данную особенность мальчиков, используется комплекс специальных упражнения, направленных на формирование их певческого голоса и вокально-слуховой координации: пропевание вокализов с четким артикулированием и выработкой контроля дыхания. Предлагая детям данные упражнения, фиксируется их внимание на появившемся новом, светлом и легком тембре, на звучании голоса высоко в голове, «как у птички», то тогда «безголосые», «бесслухие», «гудошники» вдруг обнаруживают и музыкальный слух, и хорошие голоса, и широкий диапазон правильного певческого звукообразования.

В хоровом пении мальчики и девочки поют вместе, их тембр сливается, но если поют одни мальчики, их тембр отличается от тембра ансамбля девочек. И главное для специалиста при организации образовательного процесса учитывать совпадение механики голосообразования и тесситуры пения и бытовой разговорной речи. Так как мальчики говорят, используя преимущественно грудной регистр, а поют фальцетом, то для них большое значение имеет «разогрев» голоса, т. е. распевание, когда происходит торможение речевого двигательного динамического стереотипа.

Музыкальное воспитание в детском саду подчинено общей цели гармонического развития личности ребенка и строится с учетом своеобразия музыкального искусства и особенностей дошкольников.

Таким образом, использование гендерного подхода, позволит разнообразить деятельность музыкального руководителя и повысить интерес дошкольников к музыкальным занятиям.

Библиографический список:

1. Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет / В. Е. Каган // Вопросы психологии. – М. : 2000, № 2.

2. Назайкинский Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Е. В. Назайкинский. – М., 1980.

3. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений : Учебн. Пособие для студ. Пед. Вузов и колледжей / Под ред Т. И. Ерофеевой. – М. : Издательский центр «Академия», 1999.

4. Тарасов Г. С. Педагогика в системе музыкального образования / Г. С. Тарасов, – М. : 1986.

5. Уэст К., Зиммерманн Д. Создание гендера // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований, – М, 2000.

6. Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Хрестоматия к курсу "Основы гендерных исследований". – М. 2001.

Публикации по теме:

Лэпбуки в музыкальном воспитании дошкольниковЛэпбуки в музыкальном воспитании дошкольников «Лэпбуки в музыкальном воспитании дошкольников». В музыкальном воспитании дошкольников применение наглядных пособий имеет особое значение.

Актуальные проблемы в современной логопедии и комплексный подход в воспитании детей-логопатов Актуальные проблемы в современной логопедии и комплексный подход в воспитании детей-логопатов Статья посвящена актуальной на сегодняшний.

Гендерный подход в физическом воспитании детей дошкольного возраста В последние годы стал особенно актуальным индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку в зависимости от пола. Принцип индивидуализации.

Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников. Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими.

Интегрированный подход в музыкальном и речевом развитии .

Консультация для воспитателей «Гендерный подход к организации игровой деятельности» Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Презентация «Лэпбук в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста» Мастер – класс Лэпбук в музыкальном развитии детей старшего дошкольного возраста. Музыкальный руководитель: Панова Л. Г. высшая квалификационная.

Консультация «Гендерный подход в воспитании дошкольников» Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации.

Семинар-практикум для воспитателей «Гендерный подход в образовании» Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Гендерный подход в образовании» Вопрос для педагогов: В чем различие понятий половое и гендерное.

Современный подход к воспитанию культуры общения у детей дошкольного возраста Современный подход к воспитанию культуры общения у детей дошкольного возраста. Разработкой современного подхода занимаются такие исследователи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерный подход в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 июля 2018 в 22:39
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД