Получи документы

Использование ИКТ в формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Надежда Корнева
Использование ИКТ в формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Актуальность

Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развитии. Практический опыт показывает, в старшем дошкольном возрасте небольшое число детей справляются с этой задачей. Эти умения формируются медленно.

Публикация «Использование ИКТ в формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи» размещена в разделах

Внедрение эффективных методов и современных средств обучения детей в ДОУ может разрешить эту проблему. Одним из перспективных таких средств является использования ИКТ.

Задачи:

• Освоить и определить место ИКТ, как инновацию в коррекционно – развивающей работе;

• Определить содержание диагностической работы с использованием ИКТ;

• Определить содержание развивающей работы с использованием ИКТ в формировании грамматического строя речи у детей с ОВЗ;

• Определить эффективность ИКТ и апробировать в диагностике и коррекции с детьми ОНР.

Цель: провести коррекцию обучающихся с ОВЗ в рамках использования ИКТ в процессе формирования грамматического строя речи.

Ход реализации:

Инновационная направленность: информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка.

Практическая значимость: соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать НОД по речевому развитию привлекательной и по-настоящему современной, что способно повысить эффективность и качество образования дошкольников, позволит значительно сэкономить рабочее время педагога.

Актуальность и практическая значимость исследования обозначенной проблемы определили цель педагогического опыта: формирование грамматических навыков системой информационно-коммуникативных средств обучения, обеспечит равные стартовые возможности дошкольников для последующего обучения в начальной школе.

Ожидаемые результаты: повышение качества образовательного процесса; формирование эмоционально-мотивационного и исполнительского звена речевой деятельности детей.

Для реализации поставленной цели и достижения ожидаемых результатов спроектированы следующие задачи, которые необходимо рассматривать в трех направлениях (морфология, синтаксис, словообразование) :

помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам, используя ИКТ;

в увлекательной форме, сочетая дидактические традиционные средства и ИКТ учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте (овладение синтаксической стороной);

посредством компьютерных презентаций знакомить детей с некоторыми нормами образования форм слов – словообразования;

средствами ИКТ формировать положительную мотивацию к образовательному процессу;

воспитывать критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь;

в занимательной форме развивать психическую базу речи (восприятие, внимание, память, мыслительные процессы).

Главная идея опыта – гармоничное сочетание современных технологий с традиционными средствами обучения на занятиях для развития грамматического строя речи у старших дошкольников.

Для формирования грамматического строя речи у дошкольников использую :

Тексты цепной организации с использованием мультимедийных дидактических пособий;

Игровые упражнения: такие как, «Волшебная палочка», которая умеет увеличивать предметы в количестве – много варежек, много апельсинов. С помощью «волшебной палочки всё может и исчезать: нет варежек, апельсинов, берёзок.

Творческие задания с целью активизации познавательной и речевой активности, которые требуют от детей самостоятельности, активной речевой деятельности: подбирая имена существительные к слову мой, ребенок называет слово фонарик. Средством самоконтроля является составление словосочетания: моя ботинки. Грамотно это сказано

Наглядное моделирование (схемы, пиктограммы, символы) Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Игра «Семья». Ребё нку предлагается задание: выбрать карточку и, опираясь на пиктограммы, которые показывает педагог, образовать нужное слово.

-Согласование существительного и числительного.

-Согласование в роде, числе и падеже.

-Образование сложных слов.

Компьютерные презентации в сочетании с дидактическими средства для обучения изменению слов по родам, числам, падежам.

Компьютерная презентация дает возможность ребенку в занимательной форме выполнить задание - найти нужную, с его точки зрения, форму.

Работа над синтаксисом включает построение различных типов предложений. В игре «Чей? Чья? Чьи?» дети знакомятся с различными падежными конструкциями, на основе словосочетаний предлагается детям самим придумать предложения.

Грамматика - материал сложный. Здесь очень важно придерживаться правила: учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Достижение желаемого образовательного эффекта в более короткие сроки происходит на медиазанятиях. Организация НОД с ИКТ побуждает детей к речевой деятельности, стимулирует речевую активность, создает интерес к занятию с первых минут и удерживает этот интерес на всём его протяжении. В процессе НОД с ИКТ речь является средством мыслительных действий, и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.

В работе с детьми по формированию грамматического строя речи самостоятельно разрабатываю, а также заимствованные из интернет-ресурсов мультимедийные презентации, которые несут обучающий и развивающий характер.

Представленные развивающие упражнения по теме «Дикие животные» (https://viki.rdf.ru)

- д/и «Умные братишки – Крош и книжки»

- д/и «Что не знает о себе пингвинёнок Тото?»

- д/и «Кого зовёт мама?» -формировать умение изменять слова по падежам, усвоение категорий родительного падежа,

- д/и «Заколдованные картинки» - формирование навыков словообразования приставочным способом, усвоение категорий родительного падежа,

- д/и «Прятки» - формирование навыков образования притяжательных прилагательных.

Данные упражнения с грамматическим содержанием эффективно использую в процессе НОД :

• как часть НОД по развитию речи;

• по ознакомлению с природой;

• по ознакомлению с окружающим миром.

Эти медиаигры успешно используем в образовательной деятельности с детьми в ходе режимных моментов.

Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с дошкольниками по формированию грамматического строя речи позволяет :

Создавать положительный эмоциональный фон при работе со сложными для детей лексико-грамматическими категориями.

Стимулировать высокую умственную и речевую нагрузку, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта.

Сочетать различные речевые обороты и грамматические формы с мультипликацией, обогащая словарь детей.

Разнообразить дидактический материал (яркий, динамичный).

Проводить работу систематически в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах, индивидуально и в подгруппах.

Развивать и совершенствовать креативные качества педагога, рост уровня его профессиональной компетентности.

Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:

у воспитанников повысилась мотивация к учебной деятельности на занятии за счет привлекательности мультимедийных эффектов: движения, звук, мультипликация;

сформированность у детей стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

• полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;

• осуществляется более тесное взаимодействие с родителями, теперь многие из них используют диск с презентациями для занятий с детьми дома.

Это помогает закрепить знания, полученные детьми на занятиях.

Безусловно, информационно-коммуникационные средства обучения повышают эффективность работы педагога по формированию грамматических навыков, стимулируя эмоционально-мотивационное звено речевой деятельности дошкольников.

Вывод:

Неоспоримым преимуществом информационно – коммуникационных технологий является

1) формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

2) повышение самооценки ребенка (если поощрение ребенка за выполненное задание исходит от компьютерных героев или в виде звуковых эффектов).

Безусловно, информационно-коммуникативные средства обучения повышают эффективность работы педагога по формированию грамматических навыков, стимулируя эмоционально-мотивационное звено речевой деятельности дошкольников. При условии систематического использования в образовательном процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей, значительно повышается их речевая активность.

Следовательно, использование ИКТ в системе речевого развития даёт положительный результат, что подтверждается данными диагностики.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». Булгакова.

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНРДидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел их применять в различных.

Формирование грамматического строя речи у детей средствами театрализованной деятельности Одной из важнейших проблем в логопедии является развитие речи. Это обусловлено тем, что она играет огромную роль в жизни человека. Хорошая.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи Введение: Усвоение ребенком грамматического строя речи — сложный, многоуровневый процесс, которые связан с работой коры головного мозга.

Использование дидактических игр и упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств.

Использование приемов мнемотехники на современном этапе коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР В настоящее время преодолению нарушений лексико-грамматических категорий у детей с тяжелыми нарушениями речи придается большое значение.

Консультация для родителей «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую.

Особенности развития грамматического строя речи у детей-билингов старшего дошкольного возраста Особенности развития грамматического строя речи у детей-билингов старшего дошкольного возраста. Актуальность. Русский язык считается одним.

Серия конспектов НОД по развитию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта Конспекты непосредственно-образовательной деятельность по развитию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением.

Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Воспитатель Волкова Ольга Евгеньевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ в формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Опубликовано: 4 декабря 2017 в 10:46
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД