МААМ-картинки

Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития

Виктория Шибаева
Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития

Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития

На сегодняшний день формирование образной, богатой дополнениями, описаниями речи у детей с ЗПР – это особая сложность, так как особенности их поведения, в отличии от детей логопедической группы – высокая возбудимость, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, быстрая утомляемость, потеря интереса к занятию. А в речи таких детей существует множество проблем:

• дефекты произношения;

• небольшой словарный запас;

Публикация «Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития» размещена в разделах

• односложная, состоящая из простых предложений речь (неспособность грамматически правильно построить предложение);

• бедная диалогическая речь (неспособность грамотно доступно поставить вопрос, построить краткий или развернутый ответ);

• неспособность построить монолог, например: сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста;

• отличаются непоследовательностью при передаче содержания даже знакомого текста;

• заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

При обучении ребёнка с задержкой психического развития самостоятельному рассказыванию необходимо задействовать как можно больше анализаторов (слух, зрение, осязание и т. д., чтобы существенно облегчить нагрузку на его речевой аппарат. Одним из факторов, облегчающих развитие связной речи, является использование мнемотехники.

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

Использование мнемотехники как системы различных приемов обеспечивает запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Я определила структуру мнемотехники :

- Мнемоквадраты;

- Мнемодорожки;

- Мнемотаблицы.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Я начала работу с применения мнемоквадратов. Используя приёмы приложения, мы выкладывали из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно, дети составляли уже небольшие рассказы.

Следующий этап – работа с мнемотаблицами.

В своей работе я использую мнемотаблицы для :

• обучения составлению описательных рассказов,

• при заучивании стихов,

• при заучивании потешек для автоматизации звуков.

Я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов о временах года, игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно

определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

В основу легли символы Н. Э. Теремковой и из Тематического словаря в картинках. Все мнемотаблицы переработаны и нарисованы мною.

Вот, к примеру, мнемотаблица для составления рассказа о времени года. Как вы думаете, о каком времени года можно рассказать по данной таблице? Давайте с вами попробуем составить рассказ, опираясь на данную последовательность. Таким образом, дети составляют рассказ. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Чтобы процесс составления рассказа был интереснее, в мнемотаблицы я добавила настоящие элементы – перья, мех, зерна - чтобы дети могли развивать тактильную память через ощущения от прикосновения к различным предметам.

Таким образом дети получают возможность использовать три сенсорных канала: кинестетический (ощупывают поверхность пособия, визуальный (видят картинку-схему, аудиальный (слышат пояснения педагога и рассказы сверстников).

Описательные рассказы составляются детьми в конце занятия.

Так же мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

При заучивании стихотворений весь текст стихотворения схематически зарисовывается. После этого ребёнок по памяти, используя графические изображения, воспроизводит стихотворение целиком. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники становится для дошкольников делом весёлым и эмоциональным.

Давайте с вами попробуем выучить стихотворение с помощью мнемотаблицы.

Я буду читать стихотворение, а вы внимательно следите за последовательностью изображений в мнемотаблице :

Вот на ветках, посмотри, в красных майках снегири.

Распушили перышки, греются на солнышке. Головой вертят, улететь хотят.

Теперь попробуйте сами, с помощью мнемотаблицы рассказать стихотворение.

Вот так интересно, быстро и просто можно выучить с детьми любое стихотворение.

Так же мнемотаблицы использую для автоматизации звуков - разучивания чистоговорок.

Текст, необходимый для автоматизации тех или иных звуков, запоминается легко, если его последовательность наглядно представляется ребенку. Поэтому основное внимание ребенок может сосредоточить на правильном произношении трудных для него звуков. Мнемотаблицы также помогают избежать ослышек при заучивании чистоговорок.

Приемы мнемотехники облегчают процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных текстов, их связностью. Помогают запоминать стихотворения, чистоговорки.

Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование приемов мнемотехники у детей с задержкой психического развития заметно облегчает овладение составлением рассказов-описаний о предмете. Кроме того, наличие зрительного плана делает рассказы более чёткими, связными, полными, последовательными. Появился интерес к заучиванию стихов.

Таким образом, использование приема мнемотехники в коррекционно-образовательной работе является эффективным средством развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития.

И свое выступление я хочу закончить словами известного педагога:

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет

долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать

таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…» К. Д. Ушинский.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дидактических игр в коррекционной работе учителя-логопеда Одной из главных задач дошкольных учреждений, независимо от их профиля, является подготовка детей к школе. Характерологические особенности.

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда Внедрение компьютерных и интерактивных технологий на сегодняшний день является новой ступенью в образовательном процессе. Учителя -логопеды.

Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда В деятельности учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми, инновационные методы приобретают все большее.

Использование интерактивной доски в работе учителя-логопеда Использование интерактивной доски в работе учителя-логопеда Внедрение мультимедийных технологий сегодня является обязательным условием.

Использование метода замещающего онтогенеза в работе учителя-логопеда ДОУ Использование метода замещающего онтогенеза в работе логопеда ДОУ В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции.

Использование релаксационных палаток в работе учителя-логопеда В настоящее время значительно возрос интерес специалистов (психологов, логопедов) к специально организованным занятиям с детьми с использованием.

Использование сказки в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее.

Опыт работы «Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда» В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ Материал статьи для сборника победителей областного конкурса «Лучший педагогический работник ДОУ 2015» «Использование здоровьесберегающих.

Мой подход в работе с детьми с задержкой психического развития. Дети с задержкой развития психического (ЗПР) - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития
Опубликовано: 15 января 2018 в 22:38
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД