Получи документы

Приемы, повышающие эффективность логопедического воздействия в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Соболева Кира
Приемы, повышающие эффективность логопедического воздействия в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

«Приемы, повышающие эффективность логопедического воздействия в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

Учитель-логопед

Соболева К. В.

ГБОУ №2089

г. Москва.

Правильная, чистая, ритмичная речь ребенка не всегда обусловлена только генетикой и наследственностью, она возникает благодаря совместным усилиям родителей, педагогов, многих других людей, в окружении которых ребенок растет и развивается. Правильное произношение звуков обеспечивается четкой координацией артикуляционных, дыхательных и голосовых механизмов.

Публикация «Приемы, повышающие эффективность логопедического воздействия в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Речевое дыхание представляет собой высокоорганизованный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержки нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. (О. В. Епифанова Логопедия, выпуск 1, Волгоград, 2004, стр. 13).

Таким образом, можно сказать, что без хорошего дыхания невозможна правильная речь. И это та базовая опция, нарушения в формировании которой, могут повлечь за собой речевые расстройства.

Неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений. Например, нарушения плавности речи, когда ребенок нерационально использует выдох воздуха и вынужден добирать его в середине фразы и даже слова, проглатывание окончаний и т. д. Из-за неправильного речевого выдоха может происходить позднее или неправильное освоение некоторых звуков. Так у некоторых детей даже старшего дошкольного возраста может отсутствовать звук [Р] или сформироваться его горловое произношение лишь потому, что ребенок не может произвести целенаправленный достаточно сильный и продолжительный выдох, который необходим для вибрации кончика языка при произнесении этого звука.

Для формирования правильного речевого выдоха уже с детьми раннего возраста необходимо проводить подготовительную работу — учить их производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи, вдох и плавно, бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточно сильный выдох. Полезно ежедневно выполнять с детьми различные дыхательные упражнения и игры, которые можно подобрать из предложенных ниже, в зависимости от уровня и качества развития их речевого дыхания. Время выполнения этих упражнений от 3 до 6 минут, в зависимости от возраста.

* Игры на формирование сильного целенаправленного выдоха:

- дутье на тонкие бумажные полоски, ватку, легкие шарики, бумажные и картонные фигурки, плавающие в тазике фигурки и т. п. Цель: как можно дольше удержать полоску (ватку и т. д.) в отклоненном состоянии, а плавающую фигурку отогнать к противоположному концу тазика;

- игра на детских духовых музыкальных инструментах;

- пускание мыльных пузырей, надувание воздушных шариков;

- дутье вверх, не давая упасть воздушному шарику, кусочку ваты и т. п. ;

- игры типа «Загнать мяч в ворота» - вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик – «мячик», загоняя его в «ворота», например, между двумя кубиками. Следить, чтобы шарик загонялся на одном выдохе и щеки не надувались;

Многие логопеды в своей практике часто сталкиваются с проблемой, когда у ребенка не удается поставить звук даже при сформированности правильного артикуляционного уклада языка. Дело в том, что воздушная струя, проходя через глотку и нос, не попадает на кончик языка, а без нее нет звука. После овладения ротовым выдохом удается достаточно быстро вызвать звук (особенно при постановке соноров [р], [л], получить правильное произношение. Поэтому, формируя речевое дыхание, основное внимание следует уделить направлению выдыхаемой воздушной струи.

Если мы хотим, чтобы наша работа над постановкой звука была намного эффективнее, то целесообразно с детьми делать упражнения, направленные на выдох кончика языка.

- игры типа «Кто дальше загонит мяч?» - улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы щеки не надувались, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук [Ф], а не [Х], то есть воздушная струя была узкая и сильная, а не рассеянная. В противном случае очень велика вероятность возникновения у детей вместо нормального [Р] его искаженного варианта – горлового.

- игры типа «Ракета» - на кончик носа (космодром) положить ватку (ракету). Широкий кончик языка в форме чашечки прижать к верхней губе. Сдуть ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, а ватка летела строго вверх.

У детей с нарушениями звукопроизношения речевое дыхание формируется лишь в процессе специально организованной работы, включенной в общую коррекционно - образовательную деятельность. Поэтому на своих занятиях логопед огромное значение придает комплексным упражнениям по дыхательной гимнастике, которая в свою очередь важна не только для логопедической коррекции, но и для полноценного развития и здоровья ребенка в целом.

Для того чтобы детей научить делать вдох носом, сначала у ребенка закрываем при помощи указательного и большого пальца рот – дышим носом, затем зажимаем крылья носа, ребенок делает выдох через рот. После этого выполняем упражнения по обратной схеме – вдох через рот, выдох через нос. Формировать у ребенка выдох через нос необходимо для создания дифференциации вдоха и выдоха. Носовой выдох также является важным для формирования гигиенического навыка - высмаркивания. Для этого можно использовать специальное приспособление – носовую флейту.

Когда ребенок научится делать правильно вдох и выдох, можно начинать тренировать задержку дыхания. Ребенок делает вдох, логопед дает команду «ныряем», после чего садится на корточки с низко опущенной головой. После счета «раз, два» встает и поднимает руки вверх, делая ротовой выдох. Задержку дыхания можно закрепить и усложнить ходьбой по корригирующей дорожке, цветным полоскам, кочкам, кольцам и т. д. Перед дыхательной гимнастикой детям обязательно необходимо прочистить нос и делать ее в хорошо проветриваемом помещении, что повышает ее эффективность. Предлагаю следующую схему упражнений:

1. Ладошку подносим к носу, делая сначала один вдох, затем - выдох на ладошку. Постепенно усложняем упражнение поворотом головы. Сделать вдох с ладошкой, затем повернув голову - выдох на ладошку. После этого увеличиваем количество вдохов и выдохов до двух раз, соблюдая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

2. Вдох, задержка дыхания (ходьба по дорожке, выдох (руки наверх). Для усложнения можно увеличить до четырех раз

После того, как ребенок успешно справится и с этими заданиями, можно разучить целый комплекс дыхательных упражнений по такой схеме:

1. Два вдоха, помогая ладошкой.

2. Задержка дыхания (два хлопка).

3. Четыре выдоха (голову наклоняем вниз и делаем на выдохе пружинки ногами).

Для более сильных детей можно усложнить выполнение дыхательных упражнений под музыку в музыкальном размере 4/4. Если ребенок делает всю комбинацию под музыку правильно, добавляем к дыхательным упражнениям ходьбу на месте, затем усложняем их ходьбой по кругу.

Это можно делать как индивидуально, так и с небольшой группой детей. Целесообразно давать ребенку дыхательные упражнения, сопровождая разными движениями, как подкрепление того или иного навыка, т. к. дошкольники хорошо опираются на кинестетическую систему. Такой подход более продуктивен при формировании не только правильного речевого дыхания, а также при автоматизации, дифференциации звуков и других видов коррекции.

Таким образом, предложенный комплекс дыхательных упражнений гармонично вплетается в коррекционно-образовательный процесс и может использоваться в работе с детьми, начиная с 4 лет. Вышеописанные дыхательные упражнения могут отрабатываться на физкультурных, музыкальных, логоритмических занятиях. Практика показывает, что применение данной системы работы, являющейся неотъемлемой частью коррекционного процесса по преодолению нарушений звукопроизношения, повышает её эффективность и максимально сокращает сроки постановки и автоматизации звуков.

Публикации по теме:

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р'] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.

Конспект фронтального логопедического занятия «Буква Л» для детей подготовительного дошкольного возрастаКонспект фронтального логопедического занятия «Буква Л» для детей подготовительного дошкольного возраста Цель: закрепить звуки [л], [ль]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения;.

Конспект логопедического группового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОВЗ) «Предлоги «НА» и «ПОД» Конспект логопедического группового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОВЗ) Тема: Предлоги НА и ПОД. Цели: учить детей.

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия для детей c ФФНР старшего дошкольного возраста Конспект открытого коррекционно - логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в страну «Нехочухия».

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я уже с вами делилась своим опытом.

Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами методическими приемами при распевании детей младшего дошкольного возраста на примере.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Сценарий логопедического праздника для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в город Правильной Речи» Логопедический праздник ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ Автор сценария: учитель-логопед Сумина Ирина Николаевна Действующие лица:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы, повышающие эффективность логопедического воздействия в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 октября 2020 в 15:49
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД