МААМ-картинки

Развитие познавательной активности у детей с ОНР через опытно-экспериментальную деятельность

Марина Мазырко
Развитие познавательной активности у детей с ОНР через опытно-экспериментальную деятельность

Развитие познавательной активности у детей с ОНР через опытно- экспериментальная деятельность в научном центре «Маленький исследователь»

Познавательная активность формируется в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному его обучению в школе, социализации ребенка в обществе.

Публикация «Развитие познавательной активности у детей с ОНР через опытно-экспериментальную деятельность» размещена в разделах

Каждый ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Для детей с ОНР очень важно познавательно-речевое развитие в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Поскольку эта деятельность разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности, связной речи, самостоятельность мышления. Находя и определяя словом причинно-следственную связь, ребёнок учится объяснять, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. Изучив методическую литературу по данному вопросу, а именно Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир», «Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для дошкольников», Савенков А. И. «Маленький исследователь 5-7 лет: Развитие познавательных способностей», «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ», приступила к работе.

На базе подготовительной логопедической группы, где я являюсь воспитателем, открылся кружок «Маленький исследователь», целью которого является формирование у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- создавать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования;

- формировать у детей представления об окружающем мире;

- создавать условия для развития наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать;

- обеспечить средствами и материалами для самостоятельной деятельности.

Прежде чем приступить к кружковой деятельности была проведена предварительная работа: анкетирование родителей «Хотели ли бы вы, чтобы ваш ребенок занимался экспериментальной деятельностью?». Технологию экспериментальной деятельности разбила по месяцам, а в ряде случаев и по неделям: ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка – в теплые месяца, так как в него можно играть.

Познавательно-речевое развитие детей с ОНР через опытно-экспериментальную деятельность невозможно осуществить без создания предметно-развивающей среды. Поэтому особенное внимание уделила организации пространства для лаборатории.

Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах. Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки, увеличительные стекла, лупы, микроскопы, измерительные приборы, пипетки.

В лаборатории собрана большая коллекция разнообразных природных материалов, предназначенных для проведения различных исследований: песок, глина, камни; семена диких и “окультуренных” растений, шишки, мох, лишайники, гербарии. Различные морские обитатели: ракушки, морские звезды, и многое другое. Материалы и предметы, созданные человеком: зеркало, сито, свечи, различные виды бумаги, технические изделия. Специи: соль, сахар, перец. Пищевые и непищевые красители.

На каждого маленького исследователя приготовила альбом, в который они заносят свои наблюдения. В каждом таком альбоме кармашки со схематическим изображением «метода исследования» : «спросить у специалиста», «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «понаблюдать», «провести эксперимент», «получить информацию у компьютера». В кармашки дети вкладывают пиктографические записи по той или иной теме исследования. С методом пиктограммы юных учёных познакомила учитель-логопед, с которой происходит совместная деятельность в нашем кружке.

Была создана мини-библиотека «Я – исследователь», где были собраны энциклопедии, книги по интересам детей, папки с иллюстрациями, словарики, атласы; CD – диски («Космос», «Океан», «Наша планета», наглядные пособия. Но особенно нравится детям макеты: модель земли; макет круговорота в природе и т. д.

Использую такие формы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности : наблюдение, экспериментирование, беседа, рассказ. Детям очень нравятся развивающие игры по экспериментированию. Например, «Послушный ветерок» (знакомить детей с разной силой потока воздуха, его свойствами); «Друзья» (познакомить с составом воды (кислород); «Соревнование» (познакомить с состоянием почвы) и многие другие.

Работу по развитию опытно-экспериментальной деятельности я веду по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представляется несколькими темами:

Живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмом);

Неживая природа (воздух, вода, почва, магниты, звук, свет);

Человек. Закрепляем представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки, нос – определять запах, пальцы – определять форму, структуру поверхности, язык – определять на вкус).

Я стараюсь строить отношения с детьми на основе партнерства. Для поддержания интереса практикую игровой сюжет, проблемные ситуации. Считаю, что в диалоге дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.

Активно использую метод проектной деятельности. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Осуществляя тесное взаимодействие с родителями, привлекаем их к совместным проектам с детьми, которые они показывают на совместных мероприятиях нашей группы. Были показаны проекты: «Эта удивительная вода», «Откуда берется радуга», «Как происходит извержение вулкана?», «Волшебное электричество», «Почему идет снег?», «Зачем нужен нос?», а с проектом «Где прячется крахмал?» моя воспитанница участвовала в городском конкурсе «Я-исследователь», проходивший в марте 2017 года.

По результатам совместной проектной деятельности оформляем разнообразные тематические выставки: например, «Область на островах», «Эти удивительные камни», «Мир воды».

При организации экспериментальной деятельности неоценимую помощь может оказать семья. Но не все родители могут делать это правильно, с учетом возможностей самого ребенка. Я предложила родителям консультации для родителей: «Домашние научные опыты для детей», «Детское экспериментирование», «Игры с водой и песком», «Маленькие ученые». Дала рекомендации по подбору литературы, просмотру телепередач, по совместному посещению выставок, музеев.

Использование метода детского экспериментирования в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, способствует активизации и расширению словарного запаса, усвоению лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, повышению познавательной активности, расширению кругозора, развитию личностных качеств дошкольников.

Детское экспериментирование располагает большим потенциалом формирования и развития познавательной активности у дошкольников с ОНР. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учить детей делать выводы, у детей формируется способность к поиску творческого решения поставленных задач. Развитие речи и экспериментирование очень тесно связаны. Это хорошо просматривается на всех этапах эксперимента. Умение четко выразить свою мысль, формулируя, задачу, вывод или гипотезу, способствует развитию речи.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Доклад по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры математического содержания Отчет по самообразованию за 2016 -2017 учебный год. Цель: повышение уровня познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.

Развитие познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста А у нас в саду дела — эксперименты снова, Сам волшебник никогда не творил такого! То растопим снег и лед, то смешаем краски, Изменяем вкус.

«Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» «Воспитание экологической культуры дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Каждый дошкольник - маленький исследователь,.

Конспект НОД По развитию познавательной активности детей через игровую деятельность «Грибочки для ёжика» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2 «Березка» Конспект НОД по развитию.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность». Д. Лессинг.

Осуществление познавательной активности детей старшей группы через экспериментирование. Ребенок дошкольного возраста – это любознательная, думающая, познающая, наблюдающая личность. Китайская пословица звучит «Расскажи – и.

Перспективный план на 2017–2018 учебный год «Речевое развитие через экспериментальную деятельность» Месяц Название Цель Оборудование Январь Изготовление цветных льдинок. Чтение стихотворения Татьяны Ефимовой «Я возьму осколок льдинки».

Проект «Речевое развитие детей через экспериментальную деятельность». Проект «Речевое развитие детей через экспериментальную деятельность». Самое лучшее открытие –это то, которое ребёнок делает сам. Ральф У.

Развитие познавательной активности у детей через проведение экологической акцииРазвитие познавательной активности у детей через проведение экологической акции 1 января 2016 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год стал годом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности у детей с ОНР через опытно-экспериментальную деятельность
Опубликовано: 21 октября 2017 в 07:57
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД