Папки-передвижки

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей с ЗПР посредством сказки

Анастасия Ананьева
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей с ЗПР посредством сказки

«Сказка - это зернышко, из которого прорастает

эмоциональная оценка жизненных явлений».

В. А. Сухомлинский.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. В настоящее время перед обществом остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей. А особенно в дошкольном возрасте, потому как именно в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. В результате такого воспитания дети начинают действовать не потому, что хотят заслужить одобрение взрослого, а потому, что считают необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Публикация «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей с ЗПР посредством сказки» размещена в разделах

В течение двух лет я работаю с детьми, имеющимизадержку психического развития (далее ЗПР) и считаю, что одной из главных целей в работе с такими дошкольниками является создание оптимальных условий для развития духовно-нравственной сферы.

Особенностями поведения детей с ЗПР неумение играть дружно, вежливо обращаться друг к другу, частые конфликты. Поэтому, чтобы создать сплочённый, доброжелательный коллектив, необходимо было найти пути решения проблемы. Я обратила внимание, с какой радостью дети слушают сказки и рассказы, а потом эмоционально обсуждают услышанное. Куда делись ссоры, споры?

Желание самим участвовать, играть со сверстниками, натолкнуло меня на мысль – увлечь детей чтениемхудожественной литературы. Сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Каждое литературное произведение, имеет социальную направленность,что позволяет формировать социальноеповедение. Любимые герои становятся образцами для подражания. Совместное прочтениесказок не только знакомит детей с миром прекрасного, но и пробуждает в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Сухомлинский В. А. теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем».

Г. Н. Волков анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, «что духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще долго. Более того он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

Важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью её нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить?О чём та ил иная сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в жизни?

Например,сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у детей умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает - в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказки учат слушаться родителей и старших - это «Гуси-лебеди», «Снегурочка». А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Два жадных медвежонка», забота о близком поощряется в сказке («Бобовое зернышко»).

На первом этапе работы по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей с ЗПР через сказку,я подготовила и провела анкетирование с родителями «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье». Анкетирование показало, что большая часть родителей (75%) не придают большого значения духовно-нравственному воспитанию детей. С целью повышения уровня родительской компетентности, я подготовила консультации и памятки по теме «Роль сказки в развитии детской эмоциональности», «Как воспитывать в детях вежливость», «Духовно-нравственное воспитание ребёнка», «Сказка в жизни ребёнка».

На следующем этапе работы,я начала использовать различные методы и средства с детьми, по ознакомлению со сказкой,например, драматизацию. Ребенок подражает своим любимым героям и переживает их чувства.

Следующий прием: «Волшебная шкатулка». В нее положены подсказки, которые определяют героя, а ребенок соотносит их с героями сказки и в конце занятия дарятсердечко полюбившемуся герою.

Часто провожу беседы с детьми по темам: «Здравствуйте! До свидания!», «С добрым утром!», «Волшебные слова», «Знакомство», «Грубость и драка» (Шорыгиной Т. А., «Настроение бывает разным» (Масаловой Л. Л.).

На протяжении работы по данному направлению я заметила, что дети изменились. Они стали взрослее, и не только физически, они заметно выросли в духовно-нравственном плане. Дети стали внимательнее к окружающим, замечают настроение других людей. Если раньше, чтобы сказать о настроении или чувстве, дети пользовались словами: «плохой – хороший» и «грустный – веселый», то теперь в их обиходе можно услышать такие слова: «злой, сердитый, хмурый, ворчливый, добрый, радостный, смелый, смешной, находчивый». То есть, значительно обогатился словарь детей. Заметный плюс таких занятий в том, что дети говорят свою точку зрения, как думают, пусть иногда ошибочно.

Расскажу, как это происходит на практике. Совместная образовательная деятельность по теме: «Знакомство детей со сказкой «Жихарка».

Цель: создать условия для понимания духовно-нравственного смысла сказки, оценке поступков героев.

Задачи:

• Расширять знания о жанре русской народной сказке, знакомить с образными словами и выражениями.

• Развивать грамматический строй речи, связную речь, речевую инициативу, зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику, внимание.

Воспитывать духовно-нравственные чувства и интерес к сказкам.

Словарная работа: познакомить с новым словом «удаленький»

Предварительная работа:

• Знакомство детей с русскими народными сказками;

• Беседа о смелости, заучивание пословиц о смелости.

Оборудование: предметы домашней утвари деревянные, аудиозапись с русской народной музыкой, иллюстрации и раскраски к сказке, мозаика.

Ход НОД проходит в комнате сказок : звучит русская народная мелодия, навстречу детям выходит хозяйка.

Хозяйка: День добрый, детушки-касатушки!

Проходите не стесняйтесь.

Поудобней располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Давайте знакомиться. Я хозяйка в этом доме. Зовут меня Анастасия Сергеевна. Здравствуйте (кланяется).

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все-то в избе было сделано из дерева. И полы, и потолок, и стены и мебель и посуда (Показ иллюстраций домов из дерева, на одной из картинок изображен храм).Ребята, а что это за необычный дом?

Ответы детей : Церковь

Хозяйка: Дети скажите, а что такое церковь?

Ответы детей : Дом божий

Хозяйка: А для чего нужны людям церкви?

Ответы детей : Чтобы помолиться, пообщаться с богом.

Хозяйка: Ребята, давайте с вами разойдемся по залу и посмотрим, какие же предметы находятся здесь и из какого материала они состоят? А теперь девочки подойдут к предметам из дерева, а мальчики к предметам из пластика (потом наоборот).

Проводится дидактическая игра «Найди правильно»

Хозяйка: Ребята, смотрите – сундук! Интересно, что в нем находится! Посмотрим!

(Воспитатель открывает сундук и достаёт из него конверт с загадками).

Хозяйка:Конверт! Это необычный конверт, а с загадками. Давайте попробуем их отгадать?

Хитренько взглянула,

Хвостиком махнула

И исчезла – чудеса!

Где ты рыжая? (Лиса)

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами. (Петух)

Весь мохнатенький

Сам усатенький,

Лапки мягоньки,

Коготки востреньки. (Кот)

(На каждую отгадку из сундука вынимается игрушка).

Молодцы, все загадки отгадали. Как вы думаете, в каких сказках живут эти герои? Ответы детей :

Хозяйка: А еще у меня вот что есть (Достает ложку). Вот какая ложечка точеная, ручка золоченая. Это ложечка одного маленького, удаленького мальчика. Дети, а вы большие люди или маленькие?

Ответы детей :

Хозяйка: Значит вы еще маленькие люди. Иногда про маленького человечка говорят: «Мал, да удал» или «Маленький да удаленький», как вы это понимаете?

Ответы детей :

Хозяйка: Это означает, что маленький мальчик или девочка находчивые, сообразительные, смелые. Послушайте пословицу о смелости: «Смелому человеку никакое дело не страшно». А вы знаете пословицы о смелости?

Ответы детей :

Хозяйка: А эта ложечка одного маленького, удаленького мальчика Жихарки. Он и есть удалец.

Покажем, какой он…

Жихарка наш молодец,

Жихарка наш удалец!

Подметёт, наварит щей,

Угостит своих друзей!

Проводится физминутка

Хозяйка: А теперь приготовьте глазки, ушки.

Расскажу я вам сказку.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор,

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали с гор,

Развели костер,

Кушают кашку,

Слушают сказку.

Чтение сказки

Хозяйка:Ребята, вам понравилась сказка?

Дети: Да.

(Воспитатель вместе с детьми переходят к мольбертам с иллюстрациями).

Хозяйка: Хотите посмотреть иллюстрации к сказке?Как называется сказка, с которой вы сегодня познакомились?

Дети: Жихарха.

Хозяйка:О ком эта сказка?

Дети: О мальчике, которого звали Жихарка.

Хозяйка:Какой он в сказке? Расскажите о нём.

Дети: Веселый, хитрый, непослушный, маленький.

Хозяйка: Кто жил вместе с Жихаркой в избушке?

Дети: Кот и петух.

Хозяйка:Что делал Жихарка дома?

Дети: Раскладывал ложки,домовничал – работал по дому.

Хозяйка: В народе говорят: «Без хозяина дом плачет». Как вы понимаете эти слова?

Дети: В доме всегда должен быть хозяин.

Хозяйка:Кто украл Жихарку?

Дети: Лиса украла Жихарку.

Хозяйка:Как лиса это сделала?

Дети: Забрала ложку Жихарки.

Хозяйка:КакЖихарка перехитрил лису?

Дети: Он никак не мог сесть на лопату.

Хозяйка: Ребята, покажите, как кот и петух горевали? А как радовались встрече с Жихаркой? (Дети имитируют движения).

Хозяйка: Сейчас мы с вами посмотрим, кто же еще похож на Жихарку из других русских народных сказок. Я буду читать вам строчки из сказок, а вы должны узнать эту сказку и найти к ним иллюстрацию.

Проводится дидактическая игра «Найди сказку»

Хозяйка:Молодцы. Вы внимательно слушали сказку. Жихаркапредлагает вам собрать и раскрасить картинки, чтобы вы посмотрели, как он живёт. (Дети собирают и раскрашивают картинки под музыкальное сопровождение, затем воспитатель проверяет вместе с Жихаркой выполнение задания).

Хозяйка:Ребята, Жихарка очень рад и говорит вам спасибо за то, что вы ему помогли. А сейчас я вас хочу прокатить на своей сказочной карусели.

«Эй! Кого на праздничной неделе

Не катала на карусели!

Все сюда ко мне сбегайтесь

И бесплатно покатайтесь»

Смотрите, какая красивая карусель. Берите по ленточке и слушайте внимательно.

Проводится подвижная игра «Карусель»

Хозяйка: Раз-два, раз-два.

Вот и кончена игра!

Жил был Колоброд,

Он развел огород,

Уродился огурец

Играм, скачкам конец!

Формируя нравственные представления у детей в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_v0asg.pptx | 2089,77 Кб
 
Публикации по теме:

Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений устного народного творчества «Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через произведения устного народного творчества» Проект «Сказка.

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение ряда задач, одной из которых является.

Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание посредством сказки» Консультация для воспитателей Духовно-нравственное воспитание посредством сказок. Воспитатель МБДОУ Д/С № 40 г. Белгорода Короткая М. В.

Проект «Роль сказки в воспитании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста» Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой. Продолжительность: январь-май Участники проекта: дети младшей группы, родители,.

Программа развития духовно-нравственных качеств Цель программы: развитие духовно – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы: Образовательные: 1. Формировать.

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» План работы по самообразованию воспитателя старшей группы Метлиной Галины Анатольевны на тему: «Формирование нравственных качеств у детей.

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством православных праздниковВоспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством православных праздников «… Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской.

Воспитание духовно-нравственных качеств личности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №59» 692900 г. Находка, ул. Рыбацкая,.

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста Дети не перестают поражать нас глубиной своих чувств, глубоким осмыслением нравственных понятий. Мы все чаще задумываемся над тем, что не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей с ЗПР посредством сказки
Опубликовано: 23 апреля 2017 в 10:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД