«Звук и буква Р» Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе

Виктория Простакишина
«Звук и буква Р» Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе

«Звук и буква Р» Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе

Программное содержание:

• Познакомить с новой буквой «Р», закрепить знания о звуке [Р], [Р'].

• Упражнять выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове.

• Упражнять в умении выделять позицию звука, в слове (начало, середина, конец).

• Совершенствовать умения проводить звуковой анализ слова, используя схему, фишки.

• Закреплять и совершенствовать знания о гласных и согласных звуках.

• Упражнять в умении выкладывать букву Р из фасоли.

• Понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложения из 3-4 слов, делить предложения на слова, называя их по порядку.

• Развивать фонематический слух, внимание, память, связную речь, мелкую моторику рук.

• Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам других детей.

Интеграция образовательных областей: коммуникация (обучение грамоте, чтение художественной литературы, познание.

Словарь: гласные, согласные звуки, звуковой анализ слова, позиция

звука в слове.

Методические приёмы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Материал:

• Веера с гласными буквами.

• Игрушки: Фея, Грамотей.

• Предметные картинки со звуком Р.

• Картинка, фишки, раздаточный материал для звукового анализа.

• Музыкальное сопровождение для входа Буквоеда.

Буква Р.

• Фасоль.

• Слоговая таблица.

• Полоски для выкладывания предложения.

Персонажи:

Буквоед

Ход занятия:

Дети стоят в кругу на паласе. Приходит в гости Буквоед, держит в руках связку букв и поёт песенку водяного.

Я Буквоед, я Буквоед,

Я ем по букве на обед.

Они такие сладкие

Слова без них невнятные

Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!

Буквоед: Здравствуйте, мои друзья! А куда это я попал? А что такое детский сад? А чем вы здесь занимаетесь? Ой, как здорово, что у вас буквы есть!

Зима вот – вот наступит

Дует ветер вновь

Буквы от меня

Уносит прочь и прочь

Скажу вам по секрету:

Вкуснее их ничего на свете нет

Ведь недаром меня зовут Буквоед.

Воспитатель: Буквоед, как тебе не стыдно. Буквы изучать надо, а не есть.

Буквоед (смущенно): Я почему буквы ем? Я ведь в тетради двоечника появился. И что еще с буквами делать не знаю. Простите меня.

Воспитатель: Давайте будем добрыми и простим Буквоеда. А ты Буквоед хочешь с нами учить буквы?

Буквоед: С удовольствием. Тогда я смогу начать новую жизнь. Выучусь – буду не Буквоедом, а Буквоведом.

Воспитатель: Предлагаю тебе Буквоед вместе с нами отправиться

в страну грамматики, чтобы познакомиться с новой буквой. Вы готовы? Тогда вперёд.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и красивым лугом

Листья золотом сияют (Снежинки хлопьями сверкают)

1,2,3,4 полетели, закружились.

(Сели за столы)

Буквоед: Ребята! Мне нужна ваша помощь. Злая фея превратила в невидимку моего друга Великого Грамотея, его надо спасать.

Фея: (появляется из-за ширмы кукла)

Ничего у вас не выйдет. Я его не расколдую, если вы не выполните мои задания.

Воспитатель: Хорошо, мы согласны. Мы выполним твои задания.

Фея: Первое задание:

- Какие звуки называют гласными? (Гласные звуки можно петь)

- Какие звуки называют согласными? (Согласные звуки петь нельзя, мешают губы, язычок и зубы)

Сейчас я вам буду называть звук, а вы мне покажите его на вашем веере с буквами.

(А, О, У, И, Э, Ы)

Вот вам второе задание: я буду называть слова, а вы должны отгадать, какой звук я выделю. (Репа, помидор, укроп, горох, редис)

Воспитатель: Ребята, какой же звук выделяла фея? (Звук [Р])

Воспитатель: Мы выполнили твои задания, расколдуй великого Грамотея.

Фея: Ишь, какие хитрые. А вы скажите, звук [Р] - гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?

(согласный, звонкий, может быть мягким или твёрдым)

Каким цветом будет обозначаться звук [Р’] (зелёным)

А каким цветом будет обозначаться звук [Р] (синим)

Почему звук мягкий или твёрдый? (После звука гласная буква придаёт мягкость или твёрдость)

Воспитатель: Всё, фея, и с этим заданием мы справились, отпускай Грамотея.

Фея: Э, нет! Сейчас ещё сложнее задание будет. Нужно будет отгадать, где спрятался звук: в начале слова, в середине или в конце слова.

(Воспитатель показывает картинки (помидор, огурец, перец, редис, репа) со звуком [Р], дети называют где спрятался звук)

Воспитатель: Ребята, как одним словом можно назвать те предметы, которые изображены на картинках. (Овощи)

Буквоед: Ох, устал я. Всё задания, да задания. Нужно немножко отдохнуть.

Воспитатель: Чтоб усталость быстро снять,

Попрошу вас тихо встать.

Буквоежка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Рано утром умывался,

Полотенцем обтирался.

Вправо, влево наклонялся

И обратно возвращался.

Ножками топал,

Ладошками хлопал.

Руки в стороны,

В локтях сгибаются

А в плечах вращаются.

Руки в стороны,

В кулачок и на бочок.

Вот здоровья в чём секрет

Всем друзьям физкульт привет.

Буквоед: Ура! Я уже выучил звук Р.

Фея: Какой шустрый. Ты узнал звук [Р], [Р’]. Вот вам следующее задание: как на письме обозначается звук «Р»

Буквоед: А звук «Р» можно как-то обозначить?

Воспитатель: Конечно. Ребята, как на письме обозначить звук? (буквой)

Буква «Р» согнула ручку,

Ну-ка, с кем пройти под ручку?

Воспитатель: А попробуйте сейчас выложить букву «Р» из фасоли

(дети выкладывают на столах букву Р)

Воспитатель: Хорошо, ребята, справились. Расколдуй фея теперь Грамотея.

Фея: Ишь, обрадовались. А сможете ли вы прочитать слоги с буквой «Р»

Воспитатель: Давайте, ребята, попробуем прочитать слоги с этой буквой.

(Дети читают слоги по слоговой таблице)

Фея: Ладно, ладно. Если сейчас вы правильно сделаете звуковой анализ слова «Репа», то я расколдую великого Грамотея.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами сделаем звуковой анализ слова «Репа»

- какой первый звук? ([Р’], согласный, звонкий, мягкий)

- какой второй звук? ([Е], гласный)

- какой третий звук? ([П], согласный, глухой, твёрдый)

- какой четвёртый звук? ([А], гласный)

- сколько слогов в слове «Репа»?

- на какой слог падает ударение? (на первый слог)

(Дети делают звуковой анализ слова «Репа»)

(Звучит музыка, фея исчезает, появляется великий Грамотей)

Грамотей: Спасибо, ребята, что помогли мне. Я вижу, что вы многое знаете и умеете, а сможете ли вы составить предложения со словом «Редис» и выложить схему предложения.

(Дети выкладывают схему предложения)

Грамотей: Молодцы, ребята.

Чтоб учиться чтению

Хватает вам терпения.

А наша встреча отлично,

И весело прошла.

За то, что вы внимательны,

Послушны и старательны,

Дарю вам книгу с буквами

Учитесь хорошо.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

(Звучит музыка, дети друг за другом переходят на палас)

Буквоед: Ой, как хорошо было с вами. Я обещаю, что буквы больше есть не буду, а буду их учить.

Воспитатель: Давайте напомним Буквоежке с какой буквой мы сегодня познакомились?

- Этот звук гласный или согласный?

- Что было для вас трудное?

- Что было интересного?

Автор публикации:
«Звук и буква Р» Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе
Опубликовано: 23 января 2013 в 14:43
+143
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 117.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...