Получи документы

Диагностика психолого-педагогическое обследования детей с выраженным нарушением интеллекта ТМНР

Оксана Коженец
Диагностика психолого-педагогическое обследования детей с выраженным нарушением интеллекта ТМНР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 68

ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА», корпус № 2

психолого-педагогическое обследования детей с

выраженным нарушением интеллекта, ТМНР

Разработала:

Коженец Оксана Александровна

Педагог-психолог

.

Благовещенск

2021

Пояснительная записка

В последние годы происходят значительные изменения в системе отечественного специального образования. Особое значение имеет

Публикация «Диагностика психолого-педагогическое обследования детей с выраженным нарушением интеллекта ТМНР» размещена в разделах

принятие ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которые гарантируют

каждому ребенку с выраженным нарушением интеллектуального развития, ТМНР равенство возможностей в получении качественного

образования, обучение с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей развития, особых образовательных потребностей.

Обучение детей с интеллектуальными нарушениями ориентировано на формирование жизненных компетенций, позволяющих

достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, и осуществляется на основе специальной

индивидуальной программы развития (СИПР, которая разрабатывается в доступном для каждого обучающегося объеме. Разрабатывает и

реализует СИПР экспертная группа образовательной организации (письмо Минобрнауки РФ ВК-452/07 от 11.03.2016 «Методические

рекомендации по вопросам внедрения ФГОС …», письмо Минобрнауки России от 15.03.2018 № ТС-728/07 «Об организации работы по

СИПР»). В структуру СИПР входят индивидуальный учебный план (ИУП, который включает доступные для освоения обучающимся в

текущем учебном году учебные предметы и/или коррекционные курсы, и содержание обучения (возможные ожидаемые результаты

обучения по учебный предметам, коррекционным курсам). Для определения содержания обучения необходимо провести всестороннее

изучение ребенка.

В пособии представлены результаты многолетнего исследования в области специальной психологии и коррекционной педагогики.

Авторами разработаны специальные диагностические пробы для проведения оценки развития обучающихся с нарушениями

интеллектуального развития, ТМНР, определены диагностические условия, параметры оценивания и критерии оценки. Для фиксации и структурирования полученной в ходе обследования информации в пособии представлены диагностические карты к диагностическим

пробам по учебным предметам и коррекционным курсам. Разработанный диагностический материал позволяет конструировать схему

психолого-педагогического обследования, дает возможность индивидуализировать диагностический процесс, по результатам которого

будет разработана специальная индивидуальная программа развития (СИПР).

Психолого-педагогическое обследование ребенка является обязательным компонентом педагогического процесса и осуществляется

всеми членами экспертной группы.

Направления психолого-педагогического обследования носят комплексный характер, поскольку результатом обследования должно

быть целостное представление о ребенке: двигательном и психическом развитии; владении доступными видами деятельности;

сформированности представлений об окружающем мире, математических представлений; социальном взаимодействии.

Содержание психолого-педагогического обследования напрямую связано с содержанием программно-методического материала.

Полученные в процессе диагностики результаты позволяют оценить актуальное развитие обучающегося и определить перспективы

дальнейшего развития.

Психолого-педагогическое обследование организуют таким образом, чтобы получить максимально точные данные об имеющихся у

обучающегося особенностях и потенциальных возможностях. Диагностику проводят на специально организованных занятиях, в режимные

моменты, наблюдают за поведением ребенка в свободной деятельности.

Оценка результатов психолого-педагогического обследования обеспечивает возможность выявить и зафиксировать даже

незначительные изменения в развитии каждого ребенка по оцениваемым параметрам, которые отражают динамику овладения содержанием

программного материала по учебным предметам и коррекционным курсам.

.

В структуру данного пособия входят: введение, три раздела, список литературы, приложения (диагностические карты). В первой

главе изложены методические рекомендации к проведению первичного психолого-педагогического обследования.

Настоящее пособие возмещает дефицит научной и практико-ориентированной информации и систематизации опыта в области

подготовки педагогов специальных образовательных учреждений, интернатов, работающих с детьми, имеющими выраженные нарушения

интеллектуального развития, ТМНР, к диагностической деятельности.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ (ПППО)

Цель ПППО

Целью первичного психолого-педагогического обследования ребёнка является оценка общего состояния развития ребёнка.

Результаты оценки помогут специалистам получить первое представление об актуальном развитии ребенка, его индивидуальных

особенностях, организовать образовательный процесс: спланировать работу на начало учебного года (составить расписание занятий,

разработать календарно-тематическое планирование учебных предметов и/или коррекционных курсов на основе результатов первичного

психолого-педагогического обследования

Если ребенок не владеет вербальной речью, необходимо выяснить, какое средство альтернативной коммуникации использует

ребенок в процессе общения. Ребенка просят отвечать на вопросы и фиксируют используемое средство альтернативной коммуникации:

взгляд, жест, др.

В случае отсутствия зрительного контакта, оценивают

возможность ребенка устанавливать контакт в ответ на действия взрослого. Педагог должен любым невербальным способом

проинициировать контакт с ребенком, например, коснуться руки, погладить, похлопать по плечу и др. Контакт считается установленным,

если поведение ребенка изменилось в ответ на действия взрослого.

При оценке параметра «поддержание контакта» обращают внимание на особенности удержания контакта ребенком в процессе

взаимодействия со взрослым. В том случае, если ребенок взаимодействует со взрослым, реагирует на обращенную речь, просьбы и

инструкции, считают, что он поддерживает контакт. В случае, когда контакт прерывается, а через какое-то время возобновляется вновь,__ необходимо указать количество эпизодов прерывания контакта. При установлении контакта, но отсутствии процесса взаимодействия,

отмечают, что ребенок не поддерживает контакт со взрослым.

Оценивая поддержание контакта, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. В ситуации, когда ребенок не

реагирует на обращенную речь и не отвечает на инициацию контакта взрослым, оценка поддержания контакта затрудняется. В данном

случае оценивается возможность установления контакта невербальным способом. Продолжительность контакта может зависеть от того,

насколько ребенку интересна та или иная совместная деятельность. В диагностической карте следует отметить, какая деятельность вызвала

у ребенка наибольший интерес.

В ходе наблюдения за ребенком на протяжении всего психолого-педагогического обследования оценивают инициацию контакта, его

избирательность.

При оценке инициации контакта со взрослым, обращают внимание на способность ребенка проинициировать контакт любым

возможным для него способом: обращение по имени, использование звукоподражания, крик, прикосновения, похлопывание по плечу,

использование жестов и др. Ребенок чаще инициирует контакт в ситуации, когда ему необходима помощь в процессе самообслуживания,

удовлетворения естественных потребностей (пищевых, потребности в туалете, в ситуации проявления интереса к взрослому в свободной

деятельности и др.

Оценивая избирательность контакта ребенка, необходимо указать, вступает ребенок в контакт с любым взрослым либо предпочитает

контактировать с людьми избирательно, например, только с мамой.

Наблюдая за ребенком в свободной и игровой деятельности, оценивают его умение инициировать, устанавливать и поддерживать

контакт со сверстниками. Необходимо отметить, устанавливает ли ребенок контакт в ответ на действия сверстников, находясь в условиях

свободной деятельности, например, на перерыве между занятиями. В условиях игровой ситуации со сверстниками, обращают внимание,

присоединяется ребенок к игре или предпочитает играть один. В случае, когда ребенок периодически устанавливает контакт со

сверстниками, затем прерывает его и возобновляет снова, необходимо указать количество эпизодов прерывания контакта. При оценке

инициации контакта со сверстниками отмечают способность ребенка проинициировать контакт любым возможным для него способом.

Диагностика эмоциональной сферы предполагает оценку эмоциональных проявлений, преобладающего эмоционального фона и

эмоционального контроля___ При оценке эмоциональных проявлений необходимо отметить, реагирует ли ребенок на проявления эмоций другого человека (при

этом характер эмоциональной реакции в данном случае не оценивается). В ситуации реагирования на проявления эмоций другого человека

важно определить, соответствуют ли ответные эмоции ребенка ситуации.

Преобладающий эмоциональный фон оценивают в следующем диапазоне: позитивный (в том случае, если у ребенка преобладает

положительный эмоциональный настрой, негативный (отмечаются частые негативные эмоциональные проявления, снижение

эмоционального фона, неустойчивый (отмечаются частые колебания эмоционального фона).

Если в ходе ппо наблюдают проблемное поведение (под проблемным поведением понимаются такие виды поведения, проявления

которых препятствуют общению с ребенком и способствуют его социальной дезадаптации, необходимо выявить вид проблемного

поведения (стереотипии, агрессия, самоагрессия, неадекватный крик, неадекватный смех, неадекватный плач, физическое сопротивление,

невыполнение инструкций, направленных на прерывание социально неприемлемого поведения) и сделать отметку в диагностической карте.

Умение менять свое поведение в соответствии с требованиями и замечаниями рекомендуют оценивать в свободной деятельности и

в режимные моменты. Особое внимание следует обратить на реакцию ребенка на запрет.

Диагностика предпосылок учебной деятельности предполагает оценивание восприятия ребенком изображений, мотивации к

деятельности, включаемости в предлагаемую деятельность, проявления интереса к ней, отношения к помощи, оказываемой педагогом.

В ходе экспресс-диагностики важно определить уровень восприятия изображений. Ребенку предлагают узнать знакомый предмет на

фотографии, цветной картинке, черно-белой картинке, пиктограмме. Сначала ребенку предъявляют знакомый предмет и его фотографию___ Затем предлагают найти знакомый предмет на одной из трех фотографий. После этого ребенок узнает предмет на одной из трех цветных

картинок, черно-белых картинок, пиктограмм.

Для оценивания мотивации (трудно или легко увлечь чем-либо) ребенку предлагают выполнить задание либо другой вид

деятельности. Если ребенок сразу приступает к выполнению задания или включается в предлагаемую деятельность, значит его легко увлечь

чем-либо. Если ребенок не сразу включается в предлагаемую деятельность, педагог старается заинтересовать его, используя разные

мотивационные стимулы.

В разных ситуациях наблюдают интерес ребенка к деятельности, в которую он включен. Это может быть процесс мытья рук, уборка

посуды после приема пищи, игровая деятельность, выполнение заданий на занятии.

При оценке обращения за помощью, следует обратить внимание на следующий момент. Если ребенок устанавливает контакт с

взрослым, например, берет взрослого за руку, но не выражает потребность, для чего он обратился к нему, это нельзя однозначно расценивать

как обращение за помощью.

Ребенок принимает помощь взрослого, если спокойно реагирует на прикосновение к своим рукам. Если в процессе взаимодействия

ребенок не позволяет дотрагиваться до своих рук, отталкивает руки взрослого, помогающего ему выполнить действие, убегает из-за стола

и т. п., это определяют, как проблемное поведение – физическое сопротивление, и отражают в соответствующем разделе диагностической

карты.

Диагностика самообслуживания предполагает наблюдение за действиями ребенка в процессе раздевания, одевания, приема пищи

(еды ложкой, питья из кружки, мытья рук, обслуживания себя в туалете и определение необходимости и объема физической помощи.

Самостоятельно ребенок одевается, раздевается тогда, когда взрослый не принимает участие в процессе одевания и раздевания. Если

взрослый помогает ребенку выполнять отдельные действия одевания, раздевания, это оценивается как помощь со стороны взрослого. Если

ребенок не принимает активного участия в процессе одевания, раздевания, это оценивается как необходимость в полном уходе. Аналогично

оценивают другие позиции раздела «Самообслуживание».

Диагностика познавательного развития включает выявление представлений о себе, окружающем мире, математических

представлений. Оценивая наличие представлений о себе, ребенку предлагают идентифицировать себя (мальчик/девочка). Если ребенок владеет

вербальной речью, задают вопрос: «Ты мальчик (девочка?». Если ребенок не владеет вербальной речью, ему предъявляют картинки с

изображением мальчика и девочки и спрашивают: «Покажи, кто ты?». Кроме этого, ребенка просят показать на себе части тела (голова,

руки, ноги, спина, живот).

Диагностика познавательного развития предполагает оценку сформированности представлений о цвете, форме, величине, о целом и

части, предметном множестве, порядковом счете, числе, количестве, цифрах.

Ребенку предлагают выполнить группировку предметов по цвету с опорой на образец. Сначала он раскладывает однородные

предметы четырех цветов по принципу «такой-не такой». Для работы рекомендуют использовать предметный материал, удобный ребенку

для захвата кистью: по 3 одинаковых по величине кубика четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Если ребенок не выполняет

задание, ему предлагают выполнить группировку предметов двух цветов, указав цвет раскладываемых предметов. Ребенку предлагают

узнать цвет предметов. Если ребенок владеет вербальной речью, его просят назвать цвет предъявляемого предмета (инструкция «Это

какой?»). Если ребенок не владеет вербальной речью, его просят показать цвет предъявляемого предмета.

Группировка предметов по величине включает раскладывание по корзинкам больших и маленьких однородных предметов с опорой

на образец. Для работы рекомендуют использовать предметный материал, удобный ребенку для захвата кистью, например, 3 больших

кубика и 3 маленьких кубика, одинаковые по цвету. Ребенку предлагают узнать величину предметов. Если ребенок владеет вербальной

речью, его просят назвать величину одного из двух предъявляемых предметов (инструкция «Это какой?»). Если ребенок не владеет

вербальной речью, ему предъявляют большой и маленький кубики и просят показать кубик заданной величины.

Ребенку предлагают выполнить группировку предметов по форме по принципу «такой-не такой» с опорой на образец». Для работы

рекомендуют использовать предметный материал, удобный ребенку для захвата кистью:

3 шарика, 3 кубика, 3 треугольные призмы, одинаковые по величине и цвету. Ребенку предлагают узнать форму предметов. Если он владеет

вербальной речью, его просят назвать предъявляемый предмет (инструкция «Что это?»). Если ребенок не владеет вербальной речью, ему

предъявляют геометрические тела и просят показать называемое геометрическое тело___ Ребенку предлагают узнать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Для работы рекомендуют использовать одноцветные

плоскостные фигуры. Если он владеет вербальной речью, его просят назвать предъявляемую фигуру (инструкция «Что это?»). Если ребенок

не владеет вербальной речью, ему предъявляют геометрические фигуры и просят показать называемую геометрическую фигуру.

Наличие представлений о целом и части определяют, предлагая ребенку собрать матрешку, соединив две части, и собрать картинку

из 2-х, 4-х частей. Если у ребенка моторные нарушения и затруднено выполнение действий с предметами, ему предъявляют 2 (4) части

картинки и просят назвать, кто (что) получится, если соединить части картинки. Если ребенок не владеет вербальной речью, ему

предъявляют несколько картинок и просят показать объект, который получится, если соединить части картинки.

Оценка количественных представлений включает различение множеств (один-много, пересчет предметов (прямой счет, ответ на

вопрос «Сколько?» при соотнесении числа с количеством предметов (в пределах 5-ти, показ цифр (от 1 до 5). Оценку количественных

представлений проводят на однородных предметах.

При оценке представлений об окружающем природном и социальном мире ребенку предъявляют по 3 реальных предмета

(изображения) : фрукты (яблоко, апельсин, банан, овощи (огурец, морковь, помидор, диких животных (медведь, заяц, лиса, домашних

животных (корова, лошадь, свинья, предметы посуды (тарелка, кружка, ложка, одежды (шапка, куртка, брюки, мебели (стол, кровать,

стул) и просят найти называемый объект; предлагают объединить объекты в группы по родовому признаку

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; (пер. с англ. Юлии Даре). –

М. : Теревинф, 2009. – 272 с.

2. Баженова, О. В. Диагностика психического развития детей первого года жизни / О. В. Баженова. – Москва : Изд-во МГУ, 1986. – 92с.

Публикации по теме:

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Картотека «Наблюдения в природе зимой с детьми младшего возраста с нарушением интеллекта» 1. Наблюдение за деревьями. Обратить внимание детей на красоту деревьев зимой. Какие стоят деревья? Чем покрыты деревья? (снегом). Красивы.

Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.

Картотека «Наблюдения в природе весной (март) с детьми младшего возраста с нарушением интеллекта» 1. За солнцем. Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и всё кругом.

Картотека «Наблюдения в природе зимой с детьми старшего возраста с нарушением интеллекта» 1. После новогоднего праздника вынести ёлки на участок. Устроить праздник для птиц, развесив на ёлку кусочки сала, хлеба, колбасы. Полюбоваться,.

НОД по ФЭМП в группе с нарушением интеллекта — второй год обученияНОД по ФЭМП в группе с нарушением интеллекта — второй год обучения Цель: совершенствование у детей опыта применения знаний о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. Задачи: Закреплять умение.

НОД учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство» Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя - дефектолога с детьми имеющими интеллектуальную недостаточностью легкой степени.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика психолого-педагогическое обследования детей с выраженным нарушением интеллекта ТМНР
Опубликовано: 7 декабря 2021 в 09:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД