Лучший педагог года

Дифференциация звуков [л] и [р].

Анастасия Кужелева
Дифференциация звуков [л] и [р].

Цель занятия – закреплять навыки правильного произношения и различения на слух звуков [л] и [р] по теме «Весна».

Коррекционно-образовательные задачи:

- уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [л], [р];

- упражнять в правильном произношении и различении звуков [л], [р] изолированно, в слогах, словах, предложении и в тексте;

-развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; языкового анализа и синтеза;

- обобщить представления о весне и типичных весенних явлениях в природе;

- активизировать словарь по теме "Весна".

Публикация «Дифференциация звуков [л] и [р],» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать фонематический слух, мелкую моторику;

- развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- создать положительные эмоции;

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям;

- воспитывать инициативность, самостоятельность.

Лексический материал: слова и предложения со звуками [л] - [р].

Оборудование: настенное зеркало, салфетки, картинки грача, ласточки, картина с изображением весны, картинки с весенними явлениями в природе, картинки цветов: ромашка и ландыш, сюжетные картинки по теме «Наступила весна», план анализа артикуляции звука, схема характеристики звука, звуковые символы, буквы Р и Л, мяч, игра «Четвёртые лишний».

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе, чтение стихов о весне, разучивание дыхательного упражнения «Цветочек», разучивание физической минутки «Весна».

Ход занятия

1. Организационный момент:

Логопед: Ребята, добрый день. У меня есть для вас сюрприз. А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из отрывка мультфильма, который я вам покажу. Пожалуйста, посмотрите внимательно.

Логопед: Догадались, о каком времени года мы будем говорить?

Дети: Да! О весне.

Логопед: Правильно, ребята! Молодцы!

2. Артикуляционная гимнастика:

Логопед: Чтобы чётко отвечать – надо язычок размять. Ребята, выполним весёлую гимнастику для язычка. В порядке очерёдности берёте по одной карточке, переворачиваете её и выполняете упражнение для язычка.

Логопед: Денис, бери карточку. Как называется упражнение?

Ребё нок: Упражнение называется «Заборчик».

Логопед: Молодец! Выполняем под счёт. Вы выполняете, я считаю- 5 секунд.

-«Лопатка» - 5 секунд.

-«Парус»- 5 раз.

-«Лошадка»- 5 раз.

-«Грибок»- 5 раз.

-«Барабан»- 5-7 раз.

Логопед: Ребята, вы хорошо выполнили упражнения! Старались. Молодцы!

Дыхательное упражнение «Цветочек» :

Логопед: Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон, понюхаем их.

Подснежники цветы распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит – лепестки колышет.

К цветку носик приближаем –

Аромат цветов вдыхаем.

Логопед: Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон.

(Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

Логопед: Молодцы, ребята!

3. Объявление темы занятия:

(Логопед вывешивает картину «Весна»)

Логопед: Ребята, посмотрите на картину и скажите, без чего не бывает весны?

Дети: Не бывает весны без солнышка, без сосулек, без ручейков, без луж, без одуванчиков, без насекомых, без птиц.

Логопед: Молодцы, ребята! Все рады весне, ждут её с нетерпением, потому что к нам в гости прилетают птицы. А какие именно я вам загадаю, попробуйте отгадать загадки.

Верный страж и друг полей,

Первый вестник тёплых дней.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Дети: Грач.

Логопед: Молодцы, ребята! Конечно это грач. Вот он, посмотрите, грач прилетел к нам в гости.

Логопед: Послушайте другую загадку.

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

Дети: Ласточка.

Логопед: Догадались! Молодцы! Ласточка тоже прилетела к нам в гости.

Логопед: Какой звук слышится в начале слова «ласточка».

Дети: В начале слова «ласточка» слышится звук [л].

Логопед: Какой звук слышится в середине слова «грач».

Дети: В середине слова «грач» слышится звук [р].

Логопед: Молодцы, ребята! Сегодня Ласточка и Грач помогут нам закрепить звуки [р] и [л].

4. Проговаривание изолированно звуков :

Логопед: Ребята, грач и ласточка придумали для вас задание «Весенние цветы» и предлагают вам обвести их по контуру пальчиком и длительно произнести звук [л] или звук [р].

Денис, у тебя какой цветок?

Ребё нок: У меня ландыш.

Логопед: Какой первый звук в слове ландыш?

Ребё нок: В слове ландыш первый звук [л].

Логопед: Правильно. Какой звук будешь произносить?

Ребё нок: Звук [л].

Логопед: Молодец!

Лавр, у тебя какой цветок?

Ребё нок: У меня ромашка.

Логопед: Какой первый звук в слове ромашка?

Ребё нок: В слове ромашка первый звук [р].

Логопед: Правильно. Какой звук будешь произносить?

Ребё нок: Звук [р].

Логопед: Молодец! Приступаем к работе.

(Дети выполняют задание)

Логопед: А теперь поменяемся картинками и продолжим.

(Дети поменялись картинками и выполняют задание)

Логопед: Молодцы, ребята!

5. Анализ артикуляции звуков [л] и [р] :

Логопед: Ребята, в названиях птиц, которые прилетели к нам в гости, есть два похожих звука. Но сейчас мы нюхали подснежники и при выдохе звуки поменялись. Теперь их зовут: Глач и Расточка. Вы догадались, какие звуки поменялись?

Дети: Звук[л] поменялся со звуком [р].

Логопед: Правильно, ребята. Чтобы нам их больше не путать, расскажем, как образуются эти звуки. Ты, Денис, расскажешь про звук [р]. А Лавр расскажет про звук [л]. Посмотрите на схему.

(Логопед кладёт схему для анализа звуков, дети по очереди отвечают, можно показывать пальчиком по схеме, логопед добивается полного ответа)

Денис: Когда я говорю звук [р] мои губы улыбаются.

Лавр: Когда я говорю звук [л] мои губы тоже улыбаются.

Логопед: Молодцы! Дальше смотрим на схему.

Денис: Когда я говорю звук [р] мои зубы открыты.

Лавр: Когда я говорю звук [л] мои зубы тоже открыты.

Денис: Когда я говорю звук [р] мой язык широкий, за верхними зубами бьётся о бугорки.

Лавр: Когда я говорю звук [л] мой язык тоже широкий, за верхними зубами упирается в бугорки.

Логопед: Правильно! Дальше смотрим на схему.

Денис: Когда я говорю звук [р] воздушная струя долгая и сильная.

Лавр: Когда я говорю звук [л] воздушная струя долгая и слабая.

Денис: Когда я говорю звук [р] мой голос звонкий, работает.

Лавр: Когда я говорю звук [л] мой голос тоже работает.

(Логопед переворачивает схему)

6. Характеристика звуков :

Логопед: Денис, звук [р] какой?

Ребё нок: Согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед: Лавр, звук [л] какой?

Ребё нок: Согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед: Молодцы, ребята!

7. Связь звуков с буквами :

Логопед: Ребята, у меня есть буквы: л и р. Как вы думаете, кому какая буква подходит?

Дети: Грачу – буква р. Ласточке – буква л.

Логопед: Молодцы! Справились.

8. Развитие фонематического слуха:

Логопед: Ребята, у меня на разносе картинки с весенними явлениями в природе. Расскажем птицам, что их может ожидать в природе, когда они прилетают к нам весной.

Лавр, ты выберешь весенние явления в природе со звуком [л]. И покажешь их ласточке.

А ты, Денис, выберешь весенние явления в природе со звуком [р]. И покажешь их грачу.

Я буду вам их называть, а вы слушайте и распределяйте. Гроза, лужи, радуга, ледоход, ручьи, половодье, капель, реки.

Логопед: Молодцы, ребята! Справились с заданием.

9. Дифференциация звуков [л] и [р] в слогах :

Логопед: Ребята, вставайте со стульчиков, поиграем в игру «Непослушные звуки». Я вам буду говорить слоги, а вы заменяете звук [л] на звук [р] и наоборот.

Логопед: Денис, РА.

Ребё нок: ЛА.

Логопед: Лавр, ОЛ.

Ребё нок: ОР.

Логопед: Денис, УР.

Ребё нок: УЛ.

Логопед: Лавр, ПРО.

Ребё нок: ПЛО.

Логопед: Денис, ПЛУ.

Ребё нок: ПРУ.

Логопед: Лавр, АЛ.

Ребё нок: АР.

Логопед: Хорошо. Молодцы!

10. Дифференциация звуков [л] и [р] в словах :

Игра «Четвёртый лишний» с картинками – признаки весны.

Логопед: Ребята, грач и ласточка приготовили нам задачу. На картинках 4 признака весны. Но одна картинка лишняя, назовите слова, скажите какая картинка лишняя и объясните почему.

1 картинка: ручей, радуга, реки, ледоход.

2 картинка: гроза, лужи, ледоход, половодье.

Ребё нок: Ручей, радуга, реки, ледоход.

Лишняя картинка – ледоход, потому что в этом слове слышится звук [л]. А в других словах слышится звук [р].

Логопед: Молодец! Правильно. Следующая картинка.

Ребё нок: Гроза, лужи, ледоход, половодье.

Лишняя картинка – гроза, потому что в этом слове слышится звук [р]. А в других словах слышится звук [л].

Логопед: Правильно. Молодцы, ребята! Вы всё правильно выполнили.

11. Дифференциация звуков [л] и [р] в предложении:

Игра «Путаница».

Логопед: Ребята, грач раскрасил картинки, но получилась путаница. Давайте покажем нашим птицам, как нужно правильно раскрашивать.

(Логопед добивается полного ответа)

Дети: Радуга не зелёная, а разноцветная.

Логопед: Правильно.

Дети: Лужи не оранжевые, а серые.

Логопед: Молодец!

Дети: Ручьи не жёлтые, а синие.

Логопед: Хорошо.

Дети: Вода в реке не красная, а синяя.

Логопед: Молодцы, ребята! Справились с заданием.

12. Дифференциация звуков [л] и [р] в тексте :

Логопед: Ребята, послушайте рассказ «Здравствуй весна!». Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить.

Здравствуй весна!

Наступила весна. Побежали звонкие ручьи. Прилетели перелётные птицы. Ребята повешали скворечники на дерево.

Логопед: Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Я начинаю предложение, вы смотрите на картинку и заканчиваете его. Лавр, начнём с тебя.

(Логопед выкладывает на стол картинки по очереди)

Логопед: Наступила …

Ребё нок: … весна.

Логопед: Побежали …

Ребё нок: …звонкие ручьи.

Логопед: Прилетели …

Ребё нок: …перелётные птицы.

Логопед: Ребята…

Ребё нок: … повешали скворечники на дерево.

Логопед: Молодцы! Ребята, поиграем в игру «День и ночь». Когда я скажу «день» – ваши глазки открыты и смотрят на картинку. Когда я скажу «ночь» – вы глаза закрываете, я картинку переворачиваю, скажу «день» – вы глаза открываете и догадываетесь, какая картинка перевернулась. Вот сейчас день и вы смотрите на картинки, постарайтесь запомнить.

Логопед: Ночь.

(Логопед переворачивает картинку).

Логопед: День. Кто хочет ответить? Денис начнём с тебя.

Ребё нок: Побежали звонкие ручьи.

Логопед: Молодец! Ночь.

(Логопед переворачивает другую картинку).

Логопед: День. Лавр твоя очередь.

Ребё нок: Наступила весна. И т. д.

Логопед: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.

13. Закрепление артикуляции звуков [л] и [р] :

Логопед: Ребята, повторим, как образуются звуки [л] и [р]. Ты, Денис, расскажешь про звук [р]. А Лавр расскажет про звук [л].

Денис: Когда я говорю звук [р] мои губы улыбаются.

Лавр: Когда я говорю звук [л] мои губы тоже улыбаются.

Денис: Когда я говорю звук [р] мои зубы открыты.

Лавр: Когда я говорю звук [л] мои зубы тоже открыты.

Денис: Когда я говорю звук [р] мой язык широкий, за верхними зубами бьётся о бугорки.

Лавр: Когда я говорю звук [л] мой язык тоже широкий, за верхними зубами упирается в бугорки.

Логопед: Хорошо! Дальше.

Денис: Когда я говорю звук [р] воздушная струя долгая и сильная.

Лавр: Когда я говорю звук [л] воздушная струя долгая и слабая.

Денис: Когда я говорю звук [р] мой голос звонкий, работает.

Лавр: Когда я говорю звук [л] мой голос тоже работает.

Логопед: Денис, звук [р] какой?

Ребё нок: Согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед: Лавр, звук [л] какой?

Ребё нок: Согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед: Молодцы! Хорошо усвоили материал.

14. Итог:

Ребята, какие звуки мы закрепляли?

Какие слова вам запомнились?

Какая игра вам понравилась?

(Логопед добивается полного ответа)

Публикации по теме:

Автоматизация произношения и дифференциация звуков. Звук [с] 1. Назови,что нарисовано на картинках,выделяя голосом нужные слоги: на картинках нарисованы санки,оса,коса,сапог,самовар. 2. Назови,что нарисовано.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[С’]» Дифференциация звуков [c][c’](подготовительная группа) Цели: • закреплять навыки четкого произношения звуков и их дифференциацию; • формировать.

Дифференциация звуков [Р — Рь] Дифференциация звуков [Р-Р']. Успешное обучение ребёнка в школе, его высокая самооценка и уверенность в своих силах часто зависит не только.

Фронтальное занятие: Дифференциация звуков «с-ш». .

НОД «Дифференциация звуков [ж]-[ш]» Конспект подгрупповой непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда Тема: Дифференциация звуков «ж-ш». Цель: 1. Различение.

Индивидуальное логопедическое занятие «Дифференциация звуков [ш]-[с]» «Дифференциация звуков [Ш] -[С]» Цель: Учить дифференцировать звуки [Ш] -[С] Задачи: Коррекционно-образовательные: - упражнять в правильном.

Конспект подгруппового занятия «Дифференциация звуков [ж]-[ш]» Конспект подгруппового занятия Тема: «Дифференциация звуков Ж-Ш» Цель: совершенствование фонематического восприятия; развитие целенаправленного.

Занятие в старшей группе «Дифференциация звуков [х]-[х’]» Тема: Дифференциация звуков Х-Хь. Цель занятия: Дифференциация звуков Х и Хь. Задачи: 1. Учить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении.

Занятие по обучению грамоте «Дифференциация звуков [с]-[с’]» Тема: Звуки С, С*. Цель: Закрепить навыки различения и произношения звуков (с, (с*) в слогах, словах, фразах, развивать фонематическое.

Занятие по обучению грамоте Дифференциация звуков [к]-[г] Тема: Различение звуков К-Г. Образовательные области: «Речевая», «Социально-коммуникативная»; «Познавательная»; «Физическая». Цель: Различать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дифференциация звуков [л] и [р].
Опубликовано: 13 июля 2015 в 12:39
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД