Папки-передвижки

Доклад «Гендерное воспитание старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх»

Ирина Забелина
Доклад «Гендерное воспитание старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх»

Игра – основной вид детской деятельности, именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения.

В старшем дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу. Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками. В руководстве творческими сюжетно-ролевыми играми детей перед воспитателем стоят две основные задачи:

Публикация «Доклад „Гендерное воспитание старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх“» размещена в разделах

• Развитие игры, как деятельности;

• Использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

В игровой деятельности мальчиков и девочек мы используем прямые и косвенные приемы руководства, осуществляем педагогическую поддержку мальчиков и девочек, создавая специальные условия для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей.

В своей работе используем методы и приёмы для руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников : напоминание, подсказ, взятие воспитателем на себя второстепенной роли, вопросы к детям, пример воспитателя, оценка и анализ деятельности детей.

Знакомим детей с различными профессиями, деятельностью людей определённой профессии, планируем экскурсии в школу, музей, библиотеку, магазин, на почту, в аптеку, рассматриваем с детьми иллюстрации, картины, читаем художественные произведения - всё это способствует расширению кругозора у детей, а впоследствии способствует обогащению содержания сюжетно-ролевых игр.

Подбору оборудования и материалов для игровой деятельности девочек и мальчиков уделяем особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей предлагаем обратить внимание на следующее:

• На привлекательный игровой материал и игровую атрибутику с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

• На достаточность и полноту материалов для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

• На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность поиграть мужскую модель поведения.

Мы оформили в группе зоны для мальчиков и девочек.

Для мальчиков это: все виды транспорта, атрибуты для полиции, военного моряка, разные виды конструкторов. Конструированию из крупного строительного материала в развитии игровой деятельности принадлежит важная роль. Мальчики вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и т. д. При этом важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является, то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т. д. Мы поддерживаем стремление и инициативу детей самостоятельно находить конструктивные решения для игры.

Для девочек это: уголок ряженья, кухня с разными видами посуды, столик с зеркалом для причёсывания модниц.

Дети и родители принимают активное участие в изготовлении атрибутов для сюжетно- ролевых игр. Это: предметы- заместители, шапочки, книжечки, маски, коробки, стаканчики и другие. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр хранятся в специально отведённом месте с указателем-символом на коробочке.

Стараемся через игру обогатить представления детей о мужских и женских профессиях. Но при совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организуем совместные игры, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. В условиях, когда современная ситуация требует от девочек проявления не только традиционных женских качеств (мягкости, женственности, но и решимости, умения отстаивать свои интересы, а в мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь. В результате у детей должна сформироваться гендерная устойчивость : «Я – девочка и буду ей постоянно. Я – мальчик и буду всегда им.»

В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы: моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии; мальчики предпочитают игровые сюжеты, отражающие муж-ские черты (смелость, героизм, отважность, интересы, мужские взаимоотношения в мужских профессиях и деяниях. То есть тематика сюжетно-ролевых игр девочек социально-бытовая, а у мальчиков – техническая и общественная. Девочки и мальчики выбирают роли, характерные для представителей своего пола. Игровые интересы мальчиков связаны с социокультурным пространством жизни, т. к. они многое заимствуют для игр из мультфильмов, рекламы, кино; игровые интересы девочек связаны с современным бытовым пространством жизни взрослых.

Для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь. Для развития этих качеств у мальчиков предлагаем сюжетно-ролевые игры : «Семья», «Исследователь», «ГИБДД», «Водители», «Гараж», «Автосалон», «Служба спасения».

Сюжетно-ролевые игры – лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов. Например, в автосалоне, в гараже могут работать и девочки – приём заказов, мойка машин, директор автосалона.

В сюжетно- ролевой игре «Больница» врач и пациент могут свободно меняться ролями. Эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком-либо, а девочек – играть мужские роли.

В сюжетно-ролевых играх «Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница» формируем у детей умение делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом, по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив, отображать в игре знания об окружающей жизни, показываем социальную значимость медицины, воспитываем уважение к труду медицинских работников, закрепляем правила поведения в общественных местах. В игре закладываются основы нравственности: великодушие, надёжность, уважение к девочкам (женщинам) – у мальчиков, и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) – у девочек.

В играх реализуются желания детей: стать в будущем модельером (сюжетно-ролевая игра «Дом мод», инспектором безопасного движения («ГИБДД», строителем («Строительство», спасателем («Служба спасения»).

В игре ребёнок освобождается от чувства одиночества и познаёт радость близости и сотрудничества, в игре он оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям. Например, в игре «Почта» учим детей понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней, продолжаем ознакомление с трудом работников связи, формируем уважительное отношение к работникам почты, учим отображать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми, практическое применение знаний о количестве и счёте. На почте работают и мужчины, и женщины, от качества работы одного зависит результат всего коллектива.

Женщины обычно выбирают профессии, позволяющие проявить миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту. «Детский сад», «Школа», «Ателье», «Музей», «Салон красоты», «Супермаркет», «Модельное агентство», «Дизайнерская студия», «Семья» - это сюжетно- ролевые игры для самовыражения девочек, но мы опять и здесь привлекаем поучаствовать и мальчиков.

В сюжетно-ролевой игре «Супермаркет» учим детей согласовывать собственные игровые замыслы сверстников, менять роли по ходу игры, побуждаем детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, развиваем диалогическую речь.

Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребёнка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.

В сюжетно-ролевой игре «Семья» мы стараемся сформировать у детей представление о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья – дружная, все заботятся друг о друге, помогают друг другу, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей. Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности – у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово и элементы мужских и женских костюмов. Это мы используем в сюжетно-ролевой игре «Театр». Учим детей действовать в соответствии с принятой на себя ролью, формируем доброжелательное отношение между детьми, закрепляем представление детей об учреждениях культуры, их социальной значимости, закрепляем знания детей о театре, труппе театра, показываем их коллективный характер работы в театре, развиваем выразительность речи детей.

В сюжетно- ролевой игре «Телевидение» закрепляем представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей. Оборудование используем, как в сюжетно-ролевой игре «Театр» : элементы костюмов, грим, косметические наборы, элементы интерьера, декорации, сценарии, фотографии. Сюжетно-ролевая игра способствует формированию у детей мужских и женских качеств, необходимых им для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. Однако без помощи взрослых дети еще не всегда могут интересно развернуть игру, использовать разнообразные игровые материалы. Таким образом, педагогически правильно организованная сюжетно-ролевая игра детей способствует :

• развитию интереса, эмоционально-положительного отношения к противоположному полу, будущей роли;

• освоению опыта мужского и женского поведения в семье и обществе;

• умений взаимодействовать, договариваться с противоположным полом;

• строить длительные доброжелательные взаимоотношения;

• оказывает положительное влияние на ход общего развития детской личности, игровой деятельности в целом.

В процессе каждодневной нашей работы с детьми, мы заметили, что девочки стали мягкими, ласковыми, уступчивыми, терпеливыми, а мальчики превратились в настоящих «рыцарей». Ведь сюжетно-ролевая игра для ребенка – это особый мир, где есть возможность реализации своих интересов, желаний, предпочтений, фантазий, обретения опыта взаимодействия с представителями обоего пола, свободы выбора, инициативности, самостоятельности, творчества. Игра позволяет ребенку примерить самые разные социальные роли, взаимоотношения (игровые и реальные, получить массу положительных эмоций, впечатлений, незабываемых, радостных моментов.

Публикации по теме:

«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.

Памятка для воспитателей «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ» Сюжетно-ролевая игра Развитие символической функции мышления, формирование плана действий, построение воображаемой ситуации; Активный способ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Гендерное воспитание старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх»
Опубликовано: 14 июня 2014 в 18:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД