Папки-передвижки

Формирование интереса к художественной литературе у дошкольников.

алия агзамова
Формирование интереса к художественной литературе у дошкольников.

Любовь к искусству и литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь.

Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Публикация «Формирование интереса к художественной литературе у дошкольников,» размещена в разделах

В силу возрастных особенностей дошкольника, его считают не читателем, а слушателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит, является читателем. Если не заниматься воспитанием дошкольника как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в его сознании неадекватные стереотипы.

Общение в Сети, компьютер и телевизор сейчас часто заменяют книгу. Не стоит забывать о том, что любовь и интерес к книге формирует у детей дошкольного возраста внимание к окружающему миру, интеллект и мировоззрение. Ребенок станет таким человеком, какие книги он читает с самых ранних лет.

Книга формирует нравственные качества и воспитывает личность. Получить важные нравственные ценности, отделять зло от добра помогают личности переживания героев, даже если это лисичка, петушок или курочка. Книга дает возможность усвоить нормы поведения и передает знания последующим поколениям.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека.

А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Наша задача- приобщить ребенка к чтению.

Книга- добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для педагогов эти слова звучат как непреложная истина, а дошкольники только начинают открывать для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Присутствие книги необходимо в разных областях деятельности детей, чтобы они имели возможность чаще общаться с ней, могли развивать свои литературные интересы.

Одна из главных проблем нашего времени- приобщить ребенка к чтению.

Дошкольное детство - важный этап в воспитании будущего читателя. Именно родители выступают первыми и главными посредниками между книгой и маленьким человеком. На важность приобщения детей дошкольного возраста к книге, чтению, красоте родного языка, развития культуры речи указывали отечественные педагоги и психологи К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева. Великий русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Чтение - это один из источников мышления и умственного развития».

Формировать интерес к чтению и к книге нужно уже с раннего возраста:

Уже с самого раннего возраста можно читать ребёнку вслух. По нескольку минут в день. Пусть это будут потешки и прибаутки. Такое чтение способствует эмоциональному развитию малыша, его сближению с матерью. Опираясь на собственный опыт, могу утверждать, что через несколько дней ребёнок начнёт обращать внимание на книгу в руках матери и улыбаться. Я начала читать своему сыну, а непросто рассказывать вслух сказки и потешки, когда ему исполнилось 5-6 месяцев.

Но самым оптимальным для адаптации к чтению психологи считают возраст от трёх до семи лет. Наиболее удачным временем для чтения считается время перед сном. Это может стать хорошим ритуалом, помогающим ребёнку снять напряжение, накопившееся за день, отодвинуть все проблемы на задний план, расслабиться. Однако, стоит читать и в течение дня. С возрастом детям требуется всё больше информации, растёт потребность и в положительных эмоциях. Поэтому постепенно стоит увеличивать время чтения и повышать уровень сложности книг. Дети с удовольствием слушают, и не один раз, сказки, по которым сняты мультфильмы: «Приключения кота Леопольда», «Трое из Простоквашино», «Вини Пух», «Карлсон», «Приключения Буратино», «Доктор Айболит» и т. д. Даже если ребёнок уже видел мультфильм, прочитайте сказку. В отличие от мультипликации, которая воспринимается набором отдельных кадров и ребёнок не улавливает смысла, книги заставляют мыслить и переживать.

Необходимо призывать родителей к тому, чтобы они читали детям как можно больше. Чтение повысит словарный запас ребёнка, поможет развитию фонематического слуха и способности правильно произносить звуки, научиться понимать разные интонации.

В детском саду целесообразно начинать читать детям с раннего возраста, постепенно усложняя тематику. Произведения лучше всего подбирать в соответствие с сезоном. Например зимой целесообразно прочитать детям сказки «Снежная королева», «12 месяцев», сказочную повесть «Приключения в Дедморозовке», «Зима в Простоквашино», стихи о новогоднем празднике и о зиме, загадки о погоде и природных явлениях. Затем герои произведений могут стать персонажами детских рисунков, аппликаций, коллективных детских работ. В сценариях новогодних утренников так же присутствуют герои зимних сказок в исполнении детей и взрослых.

2. Во время чтения обязательно рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному произведению. После прочтения книги предлагать детям нарисовать понравившихся героев, сделать иллюстрации. Ребята с удовольствием принимают роль художника-оформителя, придумывают пейзажи и портреты.

3. Кроме этого обязательно проводить обсуждение прочитанного, во время которого учите детей анализировать разные ситуации и поступки героев произведения. Давать детям возможность высказать своё отношение к услышанному и придумать свои способы решения и действий в проблемных ситуациях:

- как можно было ответить;

- почему не стоило поступать именно так;

- что можно предпринять, чтобы исправить ошибку;

- каким образом помириться и т. п.

В результате дети переносят положительный опыт взаимоотношений героев в свою жизнь. Нарицательными становятся имена некоторых персонажей.

4. При чтении литературных произведений обращать внимание детей не только на содержание, но и на их художественную форму. Благодаря этому дети научаться различать литературные жанры (сказка, рассказ, стихотворение, потешка, пословица, поговорка, загадка, понимать значение образных выражений и фразеологизмов)

5. Читая, сделать акцент на характеристику и настроение персонажей, их диалоги и взаимоотношения, описание мимики и жестов. Можно предложить детям изобразить понравившегося героя, сравнить его с другими персонажами.

6. Использовать художественные произведения не только на занятиях. Читать детям в любое удобное время: в утренние и вечерние часы, когда на улице плохая погода, перед сном.

7. Беседовать с детьми о тех книгах, которые читают им родители.

8. Завести в своей группе традицию отмечать праздник, связанный с книгой. Например:

К. Д. Ушинский отмечал, что книга в дошкольном возрасте имеет важное значение в воспитании ребенка, к приобщению его к родному языку. К. Д. Ушинский уделял большое внимание тщательному выбору произведений для детского чтения. Они должны быть высокохудожественными, доступными детскому пониманию, будить в детях энергию, жизнерадостность.

Книгу не зря называют источником знаний. Люди, много читающие,- интересные собеседники, обладающие хорошей памятью, большим словарным запасом, развитым воображением. Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие, формирование образной, грамматически правильной речи.

Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Ребенок стремится к тому, чтобы мир приоткрыл свои тайны, помог осуществить фантазии ребенка.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира и мира литературы, помочь ему овладеть способами познания связей между действительностью и сказкой поможет знакомство с художественной литературой.

Но для успешного овладения дошкольниками восприятия художественной литературы, использования ее в работе с детьми, педагог должен знать законы и правила формирования восприятий дошкольников.

Только книга учить размышлять над новой информацией, развивать творческие способности, умение думать самостоятельно.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

Развивать речь с помощью приобщения к художественной литературе.

-способствовать повышения уровня речевого развития.

-формировать интерес к самостоятельному сочинению, использовать литературный опыт в творческой речевой деятельности.

Воспитывать интерес и стремление к постоянному общению с книгой.

Для реализации задач выделяют несколько направлении деятельности по приобщению детей к чтению.

Работа с детьми:

-создание предметно-развивающей среды.

-проведение непосредственно образовательной деятельности.

-свободная деятельность.

Взаимодействие с родителями:

-литературные вечера.

-совместные проекты.

-изготовление книжек-малышек.

Работа детей по приобщению к чтению строится следующим образом.

Создание предметно-развивающей среды:

-книжный уголок, книжные выставки по различным темам.

-уголок для театрализованной игры

-уголок детского творчества, в котором кроме изобразительных материалов находятся книжки - раскраски по темам, иллюстрации к любым произведениям.

-выставка книжек-самоделок.

Проведение занятий с использованием различных форм

Организации совместной деятельности.

Чтение художественной литературы : рассказывание сказок, чтение потешек, пословиц, поговорок, рассказов, обсуждение, разучивание стихов, чистоговорок.

Игровая: игровые ситуации, дидактические, подвижные и народные игры с правилами, сюжетно-ролевые и театрализованные игры.

Познавательно-исследовательская: наблюдения, исследования. Используются проблемные ситуации непосредственно перед чтением художественного произведения.

Коммуникативная: беседы, речевые пробные ситуации, составление сказок и рассказов, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные, настольно-печатные игры с правилами, ситутивные разговоры, вопросы.

Музыкально-художественная : инсценировки, драматизации по прочитанным произведениям.

Продуктивная: художественное творчество (рисование персонажей или понравившегося сюжета из художественного произведения, лепка из различных материалов).

В свободной деятельности дети закрепляют знания, полученные в непосредственно образовательной деятельности.

Приемы:

Словесные:беседы;игры-беседы;рассказ;чтение художественной литературы;использование игровых ситуаций;игры — беседы с персонажами сказок; сочинение историй.

Наглядные: групповые выставки;рассматривание иллюстраций.

Практические:кукольные спектакли;игры – драматизации;игры – инсценировки; игры – забавы;подвижные игры;пальчиковые игры; упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера; моделирование и анализ заданных ситуаций; рисование; лепка.

Формы организации : занятие по художественной литературе по подгруппам; индивидуальная работа с ребенком; коллективные работы; тематические занятия; пальчиковая гимнастика; дидактические игры; физминутки; драматизация.

Технические средства обучения: магнитофон;CD и аудио материал.

Наглядно – образный материал: иллюстрации и репродукции; наглядно — дидактический материал; игровые атрибуты; «живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы); стихи, загадки; открытки для рассматривания.

Методы:

Известны определенные методы, способствующие формированию интереса к литературе и чтению книг в дошкольном возрасте. Их может использовать воспитатель, ими должны овладеть родители.

Расмотрим методы по подробней:

1. Выразительное чтение вслух (воспитатель) : Способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Например: «Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк» Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

2. Заучивание наизусть: Это дословная передача текста. Для стимулирования желания учить стихи можно проводить в группе конкурсы «Лучший чтец группы» и награждать грамотами и сладкими призами.

3. Игры-драматизации: Игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов. В современной методике дошкольного воспитания кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание, поэтому воспитателям и родителям следует владеть методами и приемами использования кукольных постановок. Дошкольники могут под руководством воспитателей или родителей заниматься изготовлением кукол, быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.

4. Иллюстрирование: Предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста. Можно предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Так, слушая сказки А. С. Пушкина, дошкольники с удовольствием рисуют ученого кота, который ходит по цепи кругом и т. д. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.

5. Литературные викторины : Их организацию в детском саду необходимо досконально продумать, иначе неизбежны шум, гвалт и, что самое недопустимое, обиды и даже необъективность оценки детских достижений. Особое значение придается подготовительному этапу, который включает чтение книг, организацию книжной выставки, посещение библиотеки, предварительное ознакомление с вопросами и т. д. В игровой форме проверять и закреплять у детей знания о содержании различных книг. Развивать интерес к чтению, смекалку, умение работать в коллективе.

6. Взаимодействие с родителями: Перейдем к работе воспитателя с родителями, в ходе которой решаются следующие воспитательные задачи.

• Расширить их представления о детской литературе.

• Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ

Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Прежде всего, на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми; освещает имеющиеся проблемы.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Учить детей видеть большое в малом надо с раннего возраста. Заложить в ребенке основы человеколюбия, дружбы, взаимопонимания в современном мире непросто. Наше твердое убеждение: помочь современному ребенку в этом может литература. Она дает нам обширный и глубокий опыт жизни. Делает человека интеллигентным, развивает в нем чувство красоты, понимание жизни, дает мудрость.

Художественная литература - одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности.

Она необычайно расширяет жизненный опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни.

Беленькая Л. И. справедливо замечает, что дети еще не принимают непосредственного участия во многих видах деятельности, формирующих личность, и поэтому художественная литература как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребенка особенно важную роль.

В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций - от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох.

Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия.

На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений.

Таким образом, художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития дошкольников.

Дошкольный возраст – это особая пора в жизни человека. Дошкольники способны откликаться на образную сторону художественного произведения. Наблюдения показывают, что у дошкольников особое отношение к красоте, в частности к красоте языка. Первая ступенька на пути к пониманию этой красоты искренние и яркие рассказы детям о том, что они видят. Дети с помощью педагога начинают слышать красоту поэтической речи, особенно если она к месту и к настроению.

Художественная литература во все времена по силе, яркости своего воздействия является могучим средством формирования личности. От самой колыбели и до конца дней она является источником радостных и незабываемых переживаний человека, но это происходит тогда, когда взрослые открывают перед детьми окно в этот удивительный мир сказок, приключений, событиях, рассказывая о людях, чувствах, мыслях, отношениях. Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей, страданий, отношений, мыслей, поступков, характеров. Литературные произведения расширяют знания детей об окружающей действительности, доставляют детям радость и удовольствие. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, что составляет фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

На занятиях по художественной литературе дети знакомятся с новыми произведениями, учатся слушать и понимать их. Совместное обсуждение прочитанного углубляет первые детские впечатления, усиливает переживания, вызванные литературными образами.

Наряду со специально организованными занятиями следует создавать спокойную, удобную обстановку для самостоятельного общения ребенка с литературными произведениями. Ведь не секрет, что книги существуют не для всех. Поэтому задача взрослого (педагога, родителей) открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга.

Педагоги нашего детского сада используют различные методы и приемы для ознакомления детей с художественной литературой. После чтения любого произведения проводятся беседы по содержанию, пересказы текста или отрывков из него.

На занятиях и в свободное время прослушиваем аудиозаписи литературных произведении, смотрим видеофильмы, выразительно читаем стихи, участвуем в инсценировках, играх-драматизациях, рассматриваем рисунки художников-иллюстраторов выполняем творческие работы по мотивам сюжетов книг. Выполняем поделки и рисунки «Мой любимый сказочный герой», «Мастерим сказку», «Страничка из книжки».

К картинкам, нарисованным ребенком, мы добавляем имя автора, название и небольшой текст на основе того, что рассказывают дети о своем рисунке. Из таких памяток - иллюстраций составляем альбомы, книжки-малышки. Дети в любое время могут рассмотреть и вспомнить содержание произведения краткие рисунки к сказкам дают представление родителям о ритме жизни в группе, меняющихся обстоятельствах, событиях, радостях и тревогах, возникающих вопросах.

Наибольшей мотивацией для познания и деятельности служат интересы самих детей, их повседневные впечатления, переживания. Дети не только гордятся своей работой, но и оценивают творчество других, узнают знакомые сказки и стихи, вспоминают содержание произведений, учебного материала. Наши книги с авторскими рисунками создают неповторимо личностный стиль группы, который делает ее по домашнему обжитой, располагающей, комфортной.

Таким образом, родители должны стать партнерами в деле приобщения детей к чтению. Без тесного сотрудничества с ними не будет достигнут высокий результат. Поэтому свою работу надо строить таким образом, чтобы максимально привлечь родителей к решению данных задач.

Публикации по теме:

«Развитие познавательного интереса дошкольников при ознакомлении с художественной литературой» Работа со сказкой Первый этап Наглядные модели в процессе пересказывания детьми русских народных сказок Цель: научить с помощью заместителей выделять самые.

Формирование коммуникативных качеств речи у дошкольников при ознакомлении с детской художественной литературой Речь является важным средством самовыражения ребенка. Недостаток сформированности коммуникативных качеств речи у дошкольников приводит к.

Из опыта работы «Формирование интереса к чтению у дошкольников посредством развития интереса к сказке» Из опыта работы: Формирование интереса к чтению у дошкольников через развитие интереса к сказке. “Чтение – это окошко, через которое дети.

Консультация «Развитие интереса к художественной и познавательной литературе» Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства. Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать.

Методические решения по формированию интереса детей 6–7 лет к художественной литературе и чтению книг Актуальность выбранной темы связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах наблюдается очень низкий уровень читательской культуры.

Проект по воспитанию интереса к художественной литературе «В гостях у сказки» ПРОЕКТ,В ГОСТЯХ У СКАЗКИ, Тип проекта: познавательно – творческий. Вид проекта: информационно – практико – ориентированный. Продолжительность:.

Развитие интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста В психологии понятие «интерес» трактуется как «тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном.

Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к художественной литературе Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к художественной литературе. «Основная задача взрослых – открыть в ребенке талант.

Сценарий праздника «Сестрицы Поволжья». Формирование интереса дошкольников к истокам культуры разных народов Ведущий: Ребята, сегодня у нас весёлый праздник, посвящённый дружбе народов! Мы будем петь, играть, танцевать и конечно, к нам придут гости.

Взаимодействие с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе. Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвященной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование интереса к художественной литературе у дошкольников.
Опубликовано: 6 мая 2017 в 20:30
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД