МААМ-картинки

Игровая деятельность как инструмент гендерного воспитания детей раннего возраста. Из опыта работы.

Елена Токарева
Игровая деятельность как инструмент гендерного воспитания детей раннего возраста. Из опыта работы.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Мы отмечаем снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.

Публикация «Игровая деятельность как инструмент гендерного воспитания детей раннего возраста, Из опыта работы,» размещена в разделах

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Сейчас многие дети ассциируют свой пол именно с таким искаженным поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают дома, в саду и т. д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы. Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота. Поэтому гендерное воспитание, которое расставит по полочкам все особенности воспитания девочек и мальчиков, очень актуально.

Но что, же такое «гендер»?

Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

Гендерное воспитание – это целенаправленный, организованный и направленный процесс формирования социокультурных механизмов конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности и психологических характеристик личности, предложенных обществом своим гражданам в зависимости от биологического пола.

Дошкольный возраст - важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Мужчину в мальчике или женщину в девочке, следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формировании их личности почти неизбежны отклонения, что создаст для них серьезные препятствия в жизни.

Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.

В программе «От рождения до школы», автор Веракса, начиная с 1 младшей группы в образовательную область «Социализация» включена задача формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

В раннем дошкольном возрасте, происходит становление полового самосознания малыша. Ребенок начинает осознавать себя представителем человеческого рода и одновременно неповторимой, уникальной личностью. Учится управлять своим телом. Стремится оценить и понять свои возможности, чувства. Происходит первичная половая идентификация. Начинает себя сравнивать с другими людьми. Проявляет внимание к различным частям своего тела. Нередко допускает ошибки в употреблении родовых окончаний глаголов (ходил, ходила,отличия в половой принадлежности связывает с такими признаками, как одежда, прическа. Нередко считает, что пол можно изменить-побыть мальчиком, потом девочкой или наоборот.

Важно создать условия для становления личности ребенка, его мужественности-женственности. В отношениях к мальчикам и девочкам проявлять ласку, нежность, любовь, внимание к физическим и эмоциональным потребностям детей. В общении с детьми эмоционально реагировать на их действия. Относится к ребенку адекватно его половой идентификации. Одевать детей в одежду, делать прическу в соответствии с их полом. Подчеркивать принадлежность к определенному кругу. Воспитывать гигиенические навыки. Мальчиков лучше обучать с помощью зрительного анализатора, девочек - с помощью слухового анализатора.

При проведении работ по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, мы предлагаем обратить внимание на следующее:

-на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения;

-на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери;

-на наличие игрового пространства для игр - как для девочек, так и для мальчиков.

Поэтому, в своей работе мы обращаем внимание на то, что одним из ведущих условий для формирования полоролевого поведения выступает развивающая предметно-пространственная среда, которая дает возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятельности способы поведения, поэтому, формируя полоролевые знания развивая умения использовать эти знания в различных жизненных ситуациях, в группе созданы элементы развивающей предметно-пространственной среды, открывающие перед детьми весь спектр возможностей в играх, например:

-мини-среда мужского и женского труда, содержащие

оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерские с наборами простых инструментов, «автопарк», фрагменты кухонного блока, доски для глажения кукольного белья, мытья игрушек, шкафы с посудой, и др.) сюда же можно отнести например игры с конструированием из крупного строительного материала.

-куклы-мальчики и куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, способствующие выполнению различных социальных ролей, так например, девочки гораздо охотнее берут куклу с красивой и разнообразной одеждой, мальчики же этого возраста тоже склонны играть с куклами и с мягкими игрушками.

-уголки красоты, позволяющие ребенку самостоятельно навести порядок во внешнем виде, но и здесь мы учитываем гендерный аспект.

Но стоит отметить, что серьезным недостатком игровой деятельности детей раннего возраста является повторение одних и тех же игровых действий, часто приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад-вперед, подражая звуку мотора или многократно скатывают их с какой-то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том, что действуя с куклой, они повторяют одни те же игровые действия.

С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться. Поэтому, если в результате наблюдений за игрой детей будет установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то воспитатели и родители должны принять меры по устранению этих недостатков.

Работе с родителями по гендерному воспитанию мы уделяем большое внимание, которое носит информационно-практический характер. Для полноценного воспитания ребенка важно, чтобы родители, были грамотными в вопросе гендерного воспитания. С этой целью проводятся различные формы работы с родителями : спортивно-досуговое мероприятие "Не страшны преграды, когда папа с мамой рядом", консультации на тему "Как и во что играют мальчики и девочки", беседа "Мальчики и девочки - любить по-разному, воспитывать по-разному" и т. д.

Подводя итог по полоролевому воспитанию, можно сделать вывод о том, что игровая деятельность является важным компонентом формирования полоролевой идентификации детей раннего возраста, необходимым условием основ женских, преимущественно материнских качеств у девочек и мужских у мальчиков. Поэтому в процессе руководства детской игрой, воспитатель и родители, должны создавать ситуации направленные, на проявление у девочек и мальчиков, тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Прикреплённые файлы:

tokareva-e-v_k3g4p.ppt | 3235,5 Кб
 
Публикации по теме:

Проектная деятельность как форма работы взаимодействия с родителями воспитанников Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают.

«В детском садике своем очень дружно мы живем!» Работа с родителями«В детском садике своем очень дружно мы живем!» Работа с родителями Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая деятельность как инструмент гендерного воспитания детей раннего возраста. Из опыта работы.
Опубликовано: 25 января 2015 в 17:37
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД