Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками

Галина Шушкова
Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками

Одна из проблем, встречающихся в логопедической работе с дошкольниками, заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Коноваленко С. В. выделила несколько причин возникновения данной проблемы:

-недостаточное развитие артикуляционной моторики;

-недоразвитие фонематического восприятия;

-нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи;

-грубое нарушение звукопроизношения, звуко- слоговой структуры слова;

-отклонения в нервно-психической сфере;

-снижение уровня познавательной активности;

-отклонения в поведении детей.

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Чтобы сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я стала использовать игры.

Все игры я печатаю с помощью цветного принтера на плотной бумаге, ламинирую. Получаются яркие, эстетично оформленные пособия. Дети с удовольствием ими играют. Сюжеты беру из детских книг, мультфильмов, «подсматриваю» в методической литературе и у коллег, много сюжетов придумываю сама. В моей копилке около 100 игр на автоматизацию и дифференциацию звуков.

Игры оформляются по одному принципу: печатается основная картинка на листе формата А4, к ней несколько мелких картинок, подчиненных сюжету игры. На мелких картинках с обратной стороны приклеены предметные картинки, которые ребенок должен называть.

Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками

Такой прием помогает в ненавязчивой форме повторять многократно слова с автоматизируемыми и дифференцируемыми звуками, потому что дети увлечены сюжетом игры - помогают кому-то из героев, кого-то спасают, идут в гости или, наоборот, выступают гостеприимными хозяевами.

Еще в моей копилке есть игра «Логопедическая улитка». Она представляет собой картинку с улиткой и большой набор предметных картинок. В середину раковины кладу картинку, символ или буквенное обозначение автоматизируемого звука и предлагаю ребенку выбрать, что возьмет с собой улитка (или помогаем ей искать потерянные предметы, в названии которых есть нужный нам звук, ребенок должен из предложенных предметных картинок выбрать те, в названии которых есть автоматизируемый звук.

Данные игры можно подбирать в соответствии с лексической темой. Например, при изучении темы «Фрукты, ягоды» использую игру «Дети и конфеты», где с обратной стороны конфет прикреплены предметные картинки с изображением различных фруктов, ягод. Дети не только автоматизируют звуки, но и развивают кругозор, память. На материале данной игры можно провести работу по развитию лексико-грамматической стороны речи - назвать, с какой начинкой конфеты (со смородиновой, с банановой, с яблочной и т. д.). Комбинируя картинки из игр между собой, можно получать новые сюжеты.

Данные игры использую не только на индивидуальных занятиях, но и при работе с подгруппой, внося в занятие элемент соревнования. Этот прием повышает мотивацию к занятию.

Игры помогают сократить этап автоматизации и дифференциации звуков, сделать его интересным и увлекательным. Дети с удовольствием бегут на индивидуальные занятия, а, следовательно, повышается эффективность работы.

Надеюсь, информация будет интересной и полезной для коллег-логопедов.

Публикации по теме:

Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков.Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков. В старшем дошкольном возрасте особое значение уделяется игре. Это связано с большой развивающей ролью игры, возможностями решения воспитательных.

План работы учителя-логопеда на логопедическом пункте содержание 1. Обследование и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений различного генеза детей 6-7 лет. Комплектование.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками
Опубликовано: 21 мая 2013 в 13:40
+58Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 46.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о совместном творчестве педагога с детьми группы раннего возраста...
"Милый скворушка - скворец, Прилетай же наконец! " ( М. Карим) Совместное творчество педагога с детьми группы раннего возраста «Скворушкина семья»....
Мобильный морской уголок
Мобильный морской уголок Отдать швартовый! Идея создания такого уголка в нашей группе пришла неожиданно и спонтанно. У нас давно была мечта заполучить...
Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Жар-птица»
Цель : учить создавать образ сказочной жар-птицы в технике аппликации Задачи: Образовательные - учить создавать выразительный образ сказочной птицы,...
Мои пасхальные поделки
Прошло Светлое Христово Воскресение и вместе с ним приятные сердцу хлопоты: покраска яиц, ароматная выпечка, готовка вкусных блюд, украшение пасхального...
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Путешествие на остров сокровищ»
Конспект НОД по «Познавательному развитию» ( ФЭМП) в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие на остров сокровищ». Цель: - Обобщение...