МААМ-картинки

Использование ИКТ на уроках музыки для обучающихся с умственной отсталостью нарушением интеллекта (2 фото)

Любовь Неплюева
Использование ИКТ на уроках музыки для обучающихся с умственной отсталостью нарушением интеллекта

Ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимо создать условия для мотивации к учебе, накопления достаточных знаний об окружающем мире, развитие мышления, памяти, устной речи. Все это я стараюсь развивать у ребенка на уроках музыки и во внеурочной деятельности, используя информационные технологии. Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя при подготовке к уроку. Раньше приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика. Обязательные правила при использовании ИКТ на уроках для детей с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) – дозировка и частая смена деятельности учащихся. Применение ИКТ на уроках музыки и внеклассных мероприятиях позволяет мне решить следующие задачи:

Публикация «Использование ИКТ на уроках музыки для обучающихся с умственной отсталостью нарушением интеллекта» размещена в разделах

• повысить мотивацию детей к учению;

• повысить эффективность коррекционного обучения;

• углубить знания об окружающем мире, пополнить активный словарь детей;

• активизировать познавательную деятельность, внимание, мышление;

• активизировать умственную деятельность, операции анализа и синтеза

Информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веры в свои силы.

Учащиеся с умственной отсталостью – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Эмоционально-волевая сфера этих учащихся тоже в ряде случаев нарушена, что проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно-двигательная сфера учащихся с ограниченными умственными возможностями, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии. У данной категории детей сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря использованию информационных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведёт к положительному результату обучения и развития данной категории детей.

Стараюсь продуктивно использовать в своей деятельности возможности информационных технологий: собирание песенного и музыкального материала, получение информации о композиторах, иллюстративного, ауди-видео фото материала, текстов песен, минусовок через Интернет, использую информационные технологии для мониторинга развития учащихся.

В России в последнее время выпускается большое количество мультимедийных продуктов, предназначенных для использования в общем образовании. Мультимедийные учебники, энциклопедии, репетиторы, обучающие программы, виртуальные экскурсии по музеям стараюсь использовать на уроках музыки.

Несмотря на значительное количество программных продуктов, они не предназначены для использования в школе для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта). Поэтому как учитель-предметник использую их не в полной мере, как они задуманы для массовой школы, а выборочно. Чаще всего используются различные презентации, выполненные в программе PowerPoint, обеспечивающие наглядность.

Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления, используемую на уроке учителем и требующую его комментариев и дополнений.

Безусловным плюсом презентации, создаваемой в Power Point, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости заменяю текст, рисунок, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе. Слайдовая презентация по теме «Времена года» П. И. Чайковского знакомит учащихся не только с музыкой великого композитора, но и помогает представить красоту родной природы с помощью зрительного ряда картин русских художников. Стихи русских поэтом гармонично дополняют музыку и изобразительное искусство, помогая учащимся представить тему интегрированно. Учащиеся не только слушают музыку, но и видят картины художников, читают текст.

Презентации «Природа и музыка»

«В гостях у Деда Мороза»

«Оркестр русских народных инструментов»

«Построение музыки» составлены с участием самих ребят.

На уроках музыки и ритмики с помощью компьютера использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Элементы логоритмики - эффективный метод развития всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитания нравственно-эстетических и этических чувств.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением (пропеванием) специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.

Всё, окружающее нас живет по законам ритма. Движение является основным биологическим качеством живой материи, оно развивается и совершенствуется вместе с эволюцией живой природы.

Э. Жак-Далькроз утверждал, что всякий ритм есть движение и в образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело. Он считал, что без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный. Музыка всегда выражает эмоциональное содержание, а ритм является одним из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм тоже является выражением некоторого эмоционального содержания и имеет моторную и эмоциональную природу. Вне музыки чувство музыкального ритма не может ни пробудиться, ни развиться.

На основе развития музыкально-ритмического чувства строится музыкально-ритмическое воспитание, способствующее формированию личности путем воздействия на нее музыки и ритма.

Так, благодаря разнообразной тематике музыкальных произведений, музыкальных игр, хороводов, развиваются познавательные способности у детей, волевые качества, эмоциональная сфера.

Используя информационные компьютерные технологии при проведении коррекции звукопроизношения, применяю логоритмические упражнения.

Пример. На экране компьютера папка с распевками. Распевки выбираются не только мною, но и самими детьми. Перед учащимися названия упражнений с простыми, доступными названиями: «Трубач», «Лошадка», «Курочка» и т. д. Дети прослушивают упражнение в грамотном исполнении, затем начинается вокально-хоровая работа. Компьютер даёт возможность остановки мелодического материала, выведения текста на экран с возможностью увеличения шрифта, повторения трудного участка мелодии несколько раз. Таким образом, повышается мотивация к учению, развивается речь, внимание, мышление, углубляются знания об окружающем мире. Тексты упражнений интересны для детей и в доступной форме рассказывают об окружающем мире, природе, животных. Например, упражнение «Гуси»

Гуси медленно идут. Вперевалочку бредут.

Гуси: «Га-га-га гогочут, будто весело хохочут»

Га-га-га, га-га-га – с перепонками нога.

Га-га-га, га-га-га – с перепонками нога.

Преимущество компьютерного применения в расширении сферы воздействия на ученика и совмещения видов деятельности. Дети видят изображение гуся, выполняют движения вместе с учителем, повторяют мелодию, тем самым значительно обогащая материал логоритмического упражнения, углубляя знания об окружающем мире.

«Звуки природы»

Дидактические задачи: развитие динамического диапазона, наглядно-образного мышления.

Игровой материал: картинки с изображением различных природных явлений на компьютере (дождь, вьюга, гроза, плеск волны, водопад, пение птиц, ручеёк)

Музыкальный материал : фонограммы природных шумов.

Методика проведения: Упражнение проводится в несколько этапов:

Первый: Детям предлагается прослушать фонограмму, на которой звучат «звуки природы» в формате природных шумов. После прослушивания дети рассказывают об услыщанном.

Второй: На рабочем столе при помощи картинок выкладывается прослушанные явления природы

Третий: Детям предлагается озвучить картинки или показать с помощью жестов

«Говорливый ручеёк»

Дидактические задачи: развитие артикуляционной моторики.

Методика проведения: Дети берутся за руки, идут по кругу друг за другом и проговаривают песенку ручейка: «По камешкам – динь-динь-динь, по корягам – буль-буль-буль, по осоке – ш-ш-ш-ш».

«Ветер, ветер…»

Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.

Методика проведения: Дети имитируют дуновение ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы.

У весны ветер ласковый и нежный, тёплый – ф-ф-ф-ф.

У Лета – жаркий, согревающий – х-х-х.

У Осени – прохладный – с-с-с.

У Зимы – холодный, студёный – в-в-в-в.

Вдох производится носом, выдох ртом – без напряжения. Для создания образа тёплого ветра дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть (иллюстрации и видео)

При разучивании песен на уроках музыки и во внеклассной работе на занятиях вокальных групп использую минусовки, которые намного сильнее стимулируют у детей интерес к предмету, чем простое аккордеонное сопровождение. Детям нравится чувствовать себя артистами, работать с микрофоном, создавать сценический образ. Компьютер помогает не только слышать певца, но и видеть его, манеру исполнения, имидж. Петь под фонограмму сложно, но эта работа позволяет развивать внимание, память, музыкальный слух, эмоциональность. А участие в концертах не только в стенах своей школы, но и в городских и областных мероприятиях помогают укреплять веру в свои силы и возможности, социализировать учащихся.

Есть возможность ввести в изучение темы компьютерные музыкальные программы, которые позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы. С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов, изучать творчество композиторов, изучать нотную грамоту Темы, связанные с изучением музыкальных инструментов, интересных моментов из жизни композиторов, экскурсии - получают живой отклик у детей.

Пример

Изучая тему «Русские народные музыкальные инструменты», дети находят историческую справку о происхождении гуслей, звучании инструмента, его особенности. Все энциклопедические статьи сопровождаются видео – звукорядом. Таким образом, дети получают подтверждение полученной информации. Выразительно и ярко проходят уроки по теме «Природа в музыке» (изобразительность музыки). При сравнительном анализе музыкальных произведений дети используют энциклопедические определения характера, взятые из просмотренного диска. Умение концентрироваться на выполнении заданий и в то же время распределять свои умения в работе с другими детьми - важная часть организации этой деятельности. Ребенок совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение.

Дети систематически выполняют творческие задания, используя компьютер, сочиняют мелодии, используют игры, караоке, веселые музыкальные упражнения. Проведению этих уроков помогают диски фирмы:

«Кирилл и Мефодий». С помощью дисков «Музыкальный класс», «Шедевры музыки», «Жизнь и творчество композиторов», предлагаемых этой фирмой, развивается творческие и интеллектуальные способности детей. Применение информационных технологий повышает активность ребят, насыщенность и результативность урока.

В поисках интересных форм и методов преподавания уроков музыки хочу остановиться на мультимедийных уроках-презентациях, выполненных в программе PowerPoint. Проектируя будущий мультимедийный урок, стараюсь разработать последовательность операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных пособий, иллюстраций, портретов композиторов, словарных слов. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно показать иллюстрацию фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции.

Пример

2 класс тема «Маршевость»

2 класс тема «Разговорная и музыкальная речь»

3 класс тема «Интонация»

2 класс тема «Танец»

Пример

Урок в 3-м классе по теме «Интонация»

Учащиеся слушают музыкальный фрагмент «Вьюга», видят зрительное подкрепление на экране, а затем исполняют песню «Снег выпал», используя жестовое сопровождение, позволяющее раскрыть явление природы интонационно осмысленно и создать яркий музыкальный образ.

Интегрированные уроки музыки логопедии проводились с логопедом Стрельниковой М. Н. по темам «Разговорная и музыкальная речь» 2 класс, тема «Интонация» 3 класс с использованием мультимедиа. Такие уроки вызывают интерес, дают положительные результаты в развитии музыкально-слуховых и логопедических навыков учащихся. Привлекаем родителей для оказания помощи в качестве фото- видео съёмки, а также родители могут видеть прогресс в развитии ребёнка. Для развития мелкой моторики использую синтезатор. Дети исполняют восходящую и нисходящую гамму, используя 1 – 5 палец левой и правой руки, играют одним пальцем поочерёдно с 1-ого по пятый, что способствует укреплению мышц пальцев рук. Работа на синтезаторе нравится ребятам, так как позволяет импровизировать, создавать свои композиции. Эти упражнения развивают ещё и звуковысотный слух, помогают закрепить звучащую ноту и воспроизводимую в голове её высоту. Так на уроке во 2-ом классе дети разучивают попевку «Мы шагаем». Дети жестами показывают стояние на одном месте, а ученик на синтезаторе это воспроизводит. Далее мы показываем, как движемся вверх, вниз. Ученик показывает движение на синтезаторе. Конечно, это процесс сложный и не сразу получается у ребят, но с каждым уроком навыки усваиваются, закрепляются.

• Проигрыватель WindowsMedia - для прослушивания музыки,

• WindowsMoveMaker – для монтирования музыкальных клипов,

• MicrosoftOfficePowerPoint – редактор презентаций.

• Компьютерное фортепиано

Киберсинтезатор

Музыкальный класс

Музыкальные инструменты. В этом разделе все инструменты разбиты на группы и выбрав нужную группу учащийся может в доступной форме получить информацию из истории того или иного музыкального инструмента и его роли в музыке.

Караоке. Данный раздел не нуждается в особом представлении так как данная форма в последнее время очень популярна. Удобство раздела заключается в том, что на ряду со стандартными мелодиями есть возможность загружать необходимый для работы песенный репертуар с помощью режима загрузки и сохранения.

Компьютерное фортепиано дает возможность детям почувствовать себя музыкантом, играющим на любом музыкальном инструменте, будь то труба, литавры, арфа, бас гитара.

Киберсинтезатор помогает учащимся развивать свою музыкальную культуру. Здесь каждый чувствует себя композитором и может реализовать любые свои музыкальные фантазии. С помощью киберсинтезатора можно создать свою собственную композицию в стиле «Рок, техно, рок-н-ролл, кантри, латинос».

Применение синтезатора в процессе музыкального обучения детей значительно повышает эффективность работы по развитию полифонического и тембрового слуха, помогает ладовому и метро-ритмическому воспитанию. Синтезатор – это инструмент который позволит расширить кругозор школьника, приблизить его слуховые навыки к новым достижениям современной музыки. Использование так называемой “минусовки” и “караоке”, позволяет значительно обогатить и расширить песенный репертуар, исполняемый на уроке и при проведении школьных мероприятий, а также дает возможность преподавателю контролировать качество исполнения каждым учеником.

Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету ИКТ позволяют повысить значительно эффективность образования. Они способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов. Нам предоставляются новые возможности осмысления своего собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований. А это всё, способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации. Таким образом, применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием будут ходить на уроки, повысится результативность и, главное, интерес детей к урокам музыки. Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Урок с использованием современных информационных технологий в специальной (коррекционной) школе способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

Использование ИКТ на уроках музыки для обучающихся с умственной отсталостью нарушением интеллекта
Фото №1 Ребенку с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ необходимо создать условия для мотивации к учебе накопления достаточных знаний об окружающем мире развитие мышления памяти устной речи

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования глухих обучающихся с умственной отсталостью Содержание. I. Целевой раздел. 1. Пояснительная записка. • Введение. • Адресность программы. • Цель и задачи реализации Образовательной.

Развитие мелкой моторики у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроках Последние несколько лет к проблеме ОВЗ наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само.

Использование конструктора интерактивных заданий LearingApps.org на уроках информатики и ИКТ Сервис LearningApps предназначен для создания интерактивных учебных пособий по различным предметам. Он работает на нескольких языках. Для.

Краткий конспект урока музыки в 7 классе школы-интерната для детей с умеренной умственной отсталостью Краткий конспект урока музыки, проведённого в 7-ом классе Огбоу «Школа-интернат Вера» учителем музыки Лебедевой Н. М. Тема: «Зима, её приметы.

Общеразвивающие коррекционные упражнения для детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) 6–7 лет Общеразвивающие коррекционные упражнения для детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) 6 - 7 лет Уважаемые родители,.

Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью (планирование) Календарно – тематическое планирование на 2016-2017 уч. год для детей с умеренной и тяжелой степенью УО 1 год обучения (7 – 10 лет) Тема.

Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью (пояснительная записка) Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью «Учимся вместе» на 2016 - 2017 учебный.

Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью (содержание) Содержание первого года обучения с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (от 7 – 10 лет) Диагностическое обследование.

Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью. 5 класс Областное государственное казённое образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие».

Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью 6 класс «Математика» Областное государственное казённое образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Доверие».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ на уроках музыки для обучающихся с умственной отсталостью нарушением интеллекта
Опубликовано: 11 октября 2018 в 18:00
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД