Любовь Шестиалтынова
Использование краеведческого материала в работе учителя-логопеда при накоплении и активизации словаря дошкольников
ФГОС предусматривает значительную часть времени (40%) в программе дошкольного образования на реализацию регионального компонента. Краеведение включает в себя знакомство с природой, животным миром родного края, изучение особенностей быта и культуры народов, живущих рядом, традиции народной педагогики. На этом богатом материале педагог может решать как воспитательные и образовательные задачи, так и задачи коррекции речевого развития дошкольников. При общем недоразвитии речи у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы. Бедность словарного запаса, большой разрыв между пассивным и активным словарём, ограниченность представлений об окружающем мире, является как основным диагностическим признаком данного нарушения, так и основным направлением работы в его преодолении. Краеведческий материал позволяет учителю - логопеду расширять объем словаря детей с опорой на их активное познание ближайшего окружения, истории родного края; формировать и совершенствовать грамматический строй речи; развивать речевую культуру посредством изучения родного языка.
Публикация «Использование краеведческого материала в работе учителя-логопеда при накоплении и активизации словаря дошкольников» размещена в разделах
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Краеведческий материал органично впишется в любую лексическую тему коррекционного занятия. Целесообразнее начать с таких тем, как «Мой дом», «Моя семья», так как этот материал личностно значим для каждого ребёнка. Поэтому занятие «Что в имени тебе твоём?» - одно из первых с детьми подготовительного к школе возраста. Имена на Руси возникли давно, считалось, что они предопределяют судьбу. Давая дошкольникам некоторые исторические сведения, педагог побуждает их задавать вопросы о происхождении своей родословной взрослым, окружающим его дома, невольно вовлекая всех в интересный и полезный процесс познания себя. С этих вопросов начинается патриотическое, гражданское воспитание, формирование умственного потенциала ребёнка.
Воспитание любви к «малой» родине начинается с ближайшего окружения ребёнка. Лексическая тем «Семья» предполагает разговор о семейных традициях, взаимоотношениях между родными людьми. Важно подвести детей к мысли – не только общий дом объединяет людей, но и взаимовыручка, забота друг о друге, общий труд. Детям объясняется, что доброе отношение друг к другу начинается уже с каждой утренней встречи, ведь русское приветствие «Здравствуйте» – это пожелание добра и здоровья. Эти слова в жизни людей стали «волшебными», потому что без них нельзя жить на свете.
Раскрывая каждую последующую лексическую тему, учитель - логопед количественно и качественно пополняет словарь детей, расширяет их языковые возможности, а также формирует нравственные качества своих воспитанников. Так, дошкольники с интересом рассматривают иллюстрации первых тряпичных кукол, соломенных коней, глиняных свистулек, знакомятся с историей их возникновения. Игрушки всегда являлись предметом гордости, к ним относились бережно, так как они несли тепло рук родителей, их изготовивших, отпечаток душевной среды конкретной семьи. Русская матрёшка является символом семьи. Эта игрушка используется учителем - логопедом на занятиях для закрепления цвета, формы, счёта, для обучения построению предложения и ориентации в пространстве по демонстрации действий. На Руси в каждой губернии матрёшку расписывалась под «свой» наряд, поэтому их такое разнообразие, что даёт и разнообразие прекрасного дидактического материала для отработки звуков, грамматических конструкций, составлению диалогов и сказок.
Темы «Наша улица», «Наш город», «Наша страна» позволяют дать дошкольникам систему знаний по истории и культуре родного края, которую важно выстраивать с соблюдением принципа историзма, т. е. сохранения хронологического порядка: прошлое – настоящее – будущее. На примере одного лишь слова «изба» можно погрузить детей в фонетическое многообразие родного языка. Это слово образовалось от старославянского «истьба» и обозначало отапливаемое помещение, а клети и сени были холодными. Интерес у детей вызывают сведения о том, что раньше избы топились «по-чёрному», т. е. дымоходом служили отверстия в стене или крыше, а окна были маленькими, в высоту одного бревна, и закрывались они изнутри деревянными задвижками. Какой стала изба позднее можно познакомить, посещая «русские избы», где собраны предметы быта и изделия народных промыслов. Фотовыставка выстроит зрительный ряд о современных зданиях, их многообразии. Чтобы рассказать о «своей» улице, ребята вместе с родителями исследуют её. Рассказ составляется по плану:
- где начинается улица, где она заканчивается;
- какова её протяжённость;
- между какими улицами располагается;
- что на ней находится;
- откуда произошло название улицы;
- любимое место для игр;
- как люди содержат территорию вокруг своих домов ;
- что каждый хотел бы улучшить на своей улице.
Знакомство с историческим наследием города начинается в городском краеведческом музее, который располагает обширным фондом. Есть уникальные экспонаты, интересные и доступные вниманию дошкольников.
При завершении каждого коррекционного периода с детьми организуется конкурс стихов в форме фольклорных праздников. Так, в конкурсе «К нам весна шагает быстрыми шагами…» дети исполняют заклички и песни-веснянки, которыми на Руси встречали приход весны, славя будущий урожай, вместе с родителями выпекают «жаворонков», а потом угощают ими гостей праздника. Такая форма работы позволяет учителю - логопеду не только автоматизировать поставленные звуки у детей на поэтических текстах, но и воспитывать у них внимание к устному слову, приучает наблюдать за изменениями в природе, осмысливать взаимозависимость явлений в окружающем мире, сопереживать заботам взрослых через тексты устного народного творчества.
Совместные проекты, такие как «Книга экскурсий», мини-музей народных промыслов, позволяет привлечь к работе родителей, образовательная деятельность педагога приобретает комплексный, многоплановый характер и способствует зарождению истинной духовности детей, развитию их интеллектуального, эмоционального и социально – нравственного здоровья.