Папки-передвижки

Использование малых форм русского фольклора в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР

Оксана Стрижевская
Использование малых форм русского фольклора в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания в самом положительном смысле для подрастающего поколения. А ведь в дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребенка процесс приобщения его к языку своего народа, овладению этим языком. Нельзя сказать, что фольклор используется в обучении и воспитании дошкольников мало : практически каждый педагог в своей работе обращается к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Но в коррекционной работе, на наш взгляд, произведения устного народного творчества используются бессистемно, на интуитивном уровне, что не позволяет добиться ожидаемых результатов.

Публикация «Использование малых форм русского фольклора в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР» размещена в разделах

Для дошкольников с ОНР характерны изначально бедный словарный запас, несформированность грамматической системы, неразвитость связной речи. Для преодоления имеющихся проблем считаем целесообразным использование в коррекционно-логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка. Поэтому мы считаем важным, познакомить детей с народным языком, детским фольклором и включить его во все направления коррекционной работы.

Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляем в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.

Основными формами организации коррекционного обучения детей, на которых мы используем фольклорный материал, являются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия разных видов:

- занятия по формированию правильного звукопроизношения (этап автоматизации и дифференциации звуков в связной речи);

- занятия по развитию речевого слуха и фонематического восприятия;

- занятия по развитию лексико-грамматических средств языка при изучении тем, например, «Дикие животные», «Домашние животные», «Посуда», «Дом», «Инструменты» и т. д. ;

- занятия по формированию навыков связного рассказывания;

- занятия по развитию просодического компонента речи;

- логоритмические занятия.

Фольклорные произведения мы используем на разных этапах занятия: в организационном моменте (так, при введении детей в тему занятия загадываем, отгадываем, придумываем загадки, в основной части (при изучении темы используем потешки, заклички, пословицы, поговорки, считалки, небылицы, во время физкультурных минуток и пальчиковой гимнастики (народные игры, потешки).

Дошкольники с ОНР, помимо речевых нарушений, имеют ряд психофизиологических особенностей: они недостаточно ориентируются в средствах языковой выразительности, имеют низкий самоконтроль, несовершенную регулирующую функцию речи, обычно не умеют применять полученный языковой опыт в аналогичных речевых ситуациях. Все это побуждает нас использовать специальные приемы и упражнения, направленные на формирование когнитивно-речевой деятельности в процессе поэтапного усвоения фольклорного материала :

1. Первичное понимание предъявляемого материала.

2. Выполнение аналитических и синтетических упражнений на ограниченном фольклорном материале.

3. Сопоставление частных явлений (вариантов) теста по теме.

4. Дифференциация сходных явлений в текстах по нескольким темам.

5. Самостоятельное применение усвоенного фольклорного материала.

На начальных этапах работы развивается интерес к потешкам, прибауткам, пальчиковым играм, песенкам, считалкам, закличкам, приговоркам и загадкам; формируется интуитивное понимание и целостное художественное восприятие фольклорных текстов на основе их использования в различных видах деятельности. Считаем, что большинство потешек, скороговорок – это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения. Игра, словом в скороговорках становится для ребенка источником познания. В одной фразе нарочно смешиваются звуки, трудные для выговаривания именно своим сочетанием. В процесс работы над автоматизацией и дифференциацией того или иного звука мы используем различные скороговорки, которые постепенно усложняем: «Кол около стола, стол около кола», «Свекла у Фёклы мокла и сохла. Сохла и мокла, пока не поблекла».

На логопедических занятиях учим детей анализировать средства лексической и интонационной выразительности – тавтологию (чудо-чудное, диво - дивное, синонимику (правда – истина, щука - рыба, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных: «Коровушка, буренушка, подай молочка, покорми пастушка». Их значение для передачи характеров и эмоционального состояния героев, а также для создания общего настроения (ласковость, шутливость, грусть) раскрывается в процессе бесед и прослушивания фольклорных текстов. Активность детей повышаем за счет проблемных вопросов и заданий, например: «Почему героя называют по-разному: сначала просто котом, затем котиком, а в конце котенькой?».

Использование в работе с детьми пословиц, загадок помогает нам выстраивать базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создавать основу для развития таких мыслительных операций, как сравнение и обобщение.

В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Загадки открывают во всем, что нас окружает, много чудесного и поэтического. «Не князь по породе, а ходит в короне»князем оказывается петух: он важен, как князь, красив его яркий гребешок-корона. «Месяц-новец днем на поле блестел, к ночи на небо слетел»серп уподоблен месяцу: новому, только что родившемуся, тонкому, действительно очень похожему на серп, Этот месяц блестел днем, в руках работающей жнеи, а ночью вернулся на небо. Перед нами целая сказка! Эта загадка вызывает у ребенка много вопросов: что такое серп, кто это жнея, Так мы знакомим ребенка и с новыми для него понятиями и предметами, и открываем для него страницы прошлого нашего народа, и стимулируем познавательную активность, любознательность, воспитываем интерес к слову, родному языку.

Чтобы вызвать потребность в доказательстве, при отгадывании загадок ставим перед детьми конкретную цель: не только отгадать загадку, но и доказать, что отгадка верна. Чтобы разнообразить содержание и способы доказательства, используем разные загадки об одном и том же предмете, явлении, например: «Белые хоромы, красные упоры», «В воде искупается, а сух останется» – гусь. Это активизирует словарь детей, учит их понимать переносный смысл слов, образных выражений, искать новые способы доказательства.

Работая над пословицами и поговорками, мы учим детей пониманию метафор, переносного смысла пословиц и поговорок, формируем навыки подбора и использования сравнений, развиваем интонационную выразительность речи. Поговорка в русской речи – это общепринятое образное выражение, которое существует в речи для эмоциональных оценок. Одно дело сказать о ком-либо, что он пришел внезапно, другое – сказать: «Свалился как снег на голову». Это не простое определение внезапности, оно и выражение досады, удивления, недоумения. Поговорка отличается от пословицы тем, что она всегда часть суждения: «Он (она, оно, они) свалился (свалилась, свалились) как снег на голову». В отличие от поговорки пословица подкрепляет речь говорящего отдельным самостоятельным суждением. «Волков бояться – в лес не ходить». В этой пословице содержится отдельная мысль о том, что в деле не следует страшиться трудностей, а если бояться, то и браться не следует. Знакомя детей с пословицами, поговорками, мы развиваем у детей познавательный интерес, мышление, память, внимание, восприятие, воображение.

В работе над устранением ОНР у детей большое внимание мы уделяем развитию просодической стороны речи, нормализации общей и мелкой моторики. Решению этих задач помогает народная считалка. Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен. «Шла торговка мимо рынка …» – ритм следует за шагами. Торговка спотыкается и падает: «И упала в яму – бух. Раздавила сорок мух». Смена ритма с ударением на слова «бух» и «мух» передает падение незадачливой торговки. А ребенок незаметно для себя в игровой форме учится передавать мимикой, интонацией, движениями настроение и характер героя, овладевает средствами выразительности родного языка.

С целью повышения мотивации на занятиях часто используем прием присутствия игрового персонажа ( образных игрушек: зайца Егорки, козы рогатой, Пети-петушка, Мишки-топтышки, Петрушки и т. д.). Посредством сюжетов, моделируемых с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, воспитываем в нё м: ответственность, доброту; при необходимости данный прием помогает ребенку в преодолении робости или страха, раздражительности или пассивности, упрямства или замкнутости. В процессе игры у ребёнка возникает эмоциональный подъём и заметно повышаются его сосредоточенность, восприятие и мыслительная активность.

Большое значение уделяем организации предметно-развивающей среды: подбираем книги с фольклорными произведениями, в том числе книги-раскладушки и раскраски, кассеты, диски, а также костюмы, атрибуты для театрализации, наборы открыток, иллюстраций к потешкам, пословицам, небылицам, образные игрушки-персонажи, куклы, предметы русского быта, детали народной одежды.

Итогом коррекцинно-логопедической работы в данном направлении являются следующие положительные результаты:

- расширились детские представления об окружающем их мире;

- сформировались первоначальные знания о национальной культуре нашего народа, обогатился лексический запас новыми словами, оборотами и выражениями;

- речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной;

- усилился самоконтроль за правильным звукопроизношением;

- улучшились разные виды связного высказывания, умение выразительно и образно излагать свои мысли.

Таким образом, мы считаем, что использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР способствует освоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Кроме того, эта работа позволяет детям приобрести навыки выразительной связной речи, что в свою очередь, побуждает их к поискам образных речевых средств и к словотворчеству. Следовательно, работа с малыми фольклорными формами позволяет нам уменьшить у детей количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельностии и повышению эффективности коррекционно-логопедической работы.

Публикации по теме:

Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста. Актуальность: формирование культуры поведения – одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Влияние народного искусства на развитие личности детей Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей- это национальная трагедия и угроза самому существованию нации. М. П. Мусоргский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование малых форм русского фольклора в коррекционно-логопедической работе со старшими дошкольниками с ОНР
Опубликовано: 25 января 2014 в 09:42
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД