Получи документы

Использование элементов биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи

Наталья Телепнева
Использование элементов биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи

Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами биоэнергопластики является в настоящее время актуальной, но не до конца изученной проблемой коррекционной педагогики [2, с. 15].

Известно, что при произнесении звуков органы речевого аппарата принимают определенный артикуляционный уклад, который свойствен определенному звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к различным нарушениям. С целью формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов ежедневно используется артикуляционная гимнастика, направленная на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и точности движений органов, участвующих в речевом процессе, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады [3, с. 9].

Публикация «Использование элементов биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Н. И. Свиридова в логопедической работе с детьми предложила использовать артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики. Данный нетрадиционный метод работы предполагает совместное синхронное одновременное движение рук и артикуляционной моторики. Биоэнергопластика как средство нейростимуляции используется в период коррекционного обучения при закреплении артикуляционных движений, автоматизации звуков в словах и многое другое [3, с. 25].

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия:

био (человек как как билогический обект);

энергия (сила, необходимая для определенных действий);

пластика (плавные движения тела, рук, которые характеризуются непрерывностью, энергетической наполненностью).

Суть биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти рук. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной речевой активности.

Применение комплекса артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластки имеют значительные преимущества перед применением в коррекции звукопроизношения простой артикуляционной гимнастики. Использование элементов биоэнергопластики удерживает интерес к процессу, повышает мотивационную готовность детей к коррекционному процессу, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребенка и педагога.

На начальном этапе педагог, демонстрируя артикуляционное упражнение (на первом занятии проводятся 2-3 артикуляторных упражнения, сочетает его с движением кисти одной руки. В процессе выполнения детьми артикуляционных упражнений педагог привлекает внимание детей к одновременности выполнения артикуляционных движений с движениями кисти рук. На последующих занятиях постепенно подключается кисть второй руки. Особое внимание необходимо обращать на четкость выполнения каждого движения.

Варианты показа упражнений [1, с. 36]:

1.«Окошко»: широко открыть рот, одновременно раскрыть обе руки, широко растопырив пальцы. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

2. «Заборчик»: растянуть губы в широкой улыбке, обнажив зубной ряд, поставить перед собой обе руки ладонями к себе с соединенными пальцами. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

3. «Хоботок»: вытянуть губы вперед, как при произношении звука У, вытянуть соединенные ладонями руки вперед перед собой. Под счет до 5 удержание статичной позы. Убрать губы – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

4.Чередование «Окошко» - «Хоботок» - «Заборчик». Динамическое упражнение с чередованием поз.

5. «Лопаточка»: открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

6.«Чашечка»: широко открыть рот, загнуть передний и боковые края языка в форме чашечки, рукой также показать чашечку. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

7. «Качели»: рот открыт, переставлять кончик напряженного языка под счет раз-два к верхней губе, затем к нижней губе. Сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук вверх –вниз. Динамическое упражнение.

8. «Часики»: рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево - вправо под счет раз-два. Динамическое упражнение.

9.«Вкусное варенье»: открыть рот, облизать напряженным языком губы по кругу и «нарисовать» круг ладонями перед собой. Упражнение повторяется 3-4 раза.

10.«Лошадка»: цоканье языком. Соединять ладони перед собой: одна рука «язык», вторая – «нёбо». Динамическое упражнение.

Преимущества использования комплекса артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики:

оптимизирует психологическую базу речи;

способствует коррекции звукопроизношения, развитию фонематических процессов;

синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливая их результативность;

позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Планируемый результат использования комплекса артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики, заключается в том, что у детей:

1. формируются четкие представления об органах речи их строении и назначении;

2. сокращаются сроки овладения детьми основными артикуляционными упражнениями, направленными на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;

3. появляется интерес к артикуляционной гимнастике и желание заниматься коррекционной деятельностью.

Таким образом, применение элементов биоэнергопластики в артикуляционной гимнастике, привлечение интереса детей способствует достижению положительных результатов в развитии артикуляционной моторики, что значительно облегчает постановку звуков, сокращает сроки введения поставленных звуков в речь, способствует более быстрому преодолению общего недоразвития речи.

Список литературы

1) Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М. : «Издательство Детство-Пресс», 2011. 240 с.

2) Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников. - URL http://festival.1september.ru/articles/103050/ (дата обращения: 15.01.2019).

3) Свиридова Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 92-94. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9398/ (дата обращения: 25.09.2019).

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р'] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 7 декабря 2020 в 21:35
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД