Папки-передвижки

Календарно-тематическое планирование дидактических игр и упражнений «Цветная логика» для детей 2–3 лет

Валентина Мишина
Календарно-тематическое планирование дидактических игр и упражнений «Цветная логика» для детей 2–3 лет

Пояснительная записка

В настоящее время в связи с построением педагогического процесса с учетом ФГОС ДО ребенку для успешного усвоения программы школьного обучения необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. От уровня развития логического мышления во многом зависит успешность овладения ребенком некоторыми видами учебной деятельности. Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. Дошкольник обладает большими возможностями развития и способностями познавать. Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Начинать развитие элементов логического мышления следует в раннем возрасте.

Публикация «Календарно-тематическое планирование дидактических игр и упражнений „Цветная логика“ для детей 2–3 лет» размещена в разделах

Дидактические игры и упражнения «Цветная логика» состоят из игровой деятельности, в ходе которой дети получают сведения о цвете, количестве, величине и их характерных особенностях, пространственно-временных отношениях.

Данные игры и упражнения имеют познавательно-речевую направленность и рассчитаны на детей 2 - 3 лет.

Новизна дидактических игр и упражнений: использование нетрадиционных развивающих игр с математическим содержанием в игровой деятельности с детьми раннего возраста для подготовки мышления дошкольников к школьному обучению в частности предматематической подготовки.

Актуальность. 21 век – век информационных технологий. Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики. Современный, окружающий ребенка мир, носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в себе, в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, имеют высокий уровень готовности к школе.

Цель дидактических игр: Развивать у детей приемы логического мышления через авторскую игру - палочки Кюизенера.

Задачи:

1. Развивать и совершенствовать мыслительные процессы: анализ, обобщение, классификация, сравнение.

2. Способствовать формированию у детей элементарных математических и пространственных представлений.

3. Развивать сенсорные эталоны: цвет, размер, и сопоставлять предметы по цвету, длине, ширине, высоте.

4. Развивать зрительную память и мелкую моторику рук.

5. Познакомить детей с цветными палочками Кюизенера как с игровым материалом, помочь детям сориентироваться в данном материале.

6. Продолжить знакомство детей с эталонами цвета (различать цвет, классифицировать по цвету, формировать представления о различных параметрах величины – длине, ширине, высоте, научить сравнивать и сопоставлять палочки по цвету, длине, ширине, высоте.

7. Научить создавать логические последовательности от самых простых до самых сложных.

8. Формировать умение конструировать по схеме и выполнять словесные инструкции.

9. Включать детей в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, составить, сгруппировать, смоделировать доступным способом.

10. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию, конструированию, пространственные представления, логическое мышление, внимание, память.

11. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

12. Развивать речь, формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.

Игры и упражнения с палочками Кюизенера являются средством достижения заявленной цели календарно-перспективного планирования.

Общее количество игр-занятий:

- в год – 32 игры-занятия, в месяц – 4, в неделю – 1 игра-занятие.

Длительность игры- занятия 7 - 10 минут.

В данном календарно-тематическом планировании показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам: логическим блокам Дьенеша, палочкам Кюизенера и др. В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить рекомендации по использованию палочек известного бельгийского математика Кюизенера для обучения детей основам математики. Палочки Кюизенера являются универсальным дидактическим материалом для формирования у дошкольников элементарных математических представлений и развития приемов логического мышления. Палочки Кюзенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки разной длины. Набор содержит 116 палочек разных цветов. Наименьшая палочка в наборе является кубиком - эта единица - белый кубик. Розовая палочка в два раза длиннее, чем белый кубик и является числом два. Голубой палочке, т. е. числу три, соответствует три кубика или белый кубик и розовая палочка и т. д. по всем цветам.

Набором палочек обеспечивается каждый ребенок. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми. Основной метод обучения - игровой, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Игры-занятия с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

Достаточно эффективно использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.

Палочки Кюизенера - как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

Игры с палочками Кюизенера специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач. Использование нетрадиционного дидактического материала в игровой деятельности помогает развитию интеллектуальных способностей и логико-математического мышления у детей, а также помогает сделать процесс обучения интересным, увлекательным, содержательным.

Данные игры и упражнения открывают детям мир количественных, пространственно – временных отношений, учат решать при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.

Предполагаемый результат:

1. На достаточном уровне развито логическое мышление: умение обобщать и сравнивать.

2. Умеют использовать занимательный игровой материал, как в играх-занятиях, а так же в играх самостоятельного характера.

3. Сформированы сенсорные эталоны и умеют сопоставлять предметы по цвету, длине, ширине, высоте.

4. Развиты способности комбинаторного типа и мелкая моторика рук.

Способ проверки результатов работы: 2 диагностики (исходная (октябрь) и итоговая (май) уровня усвоения операций логического мышления («Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под ред. Е. А. Стребелевой).

Главная форма организации – игра.

В своей работе при подборе материала, старалась учитывать возрастные особенности детей.

Игры с палочками Кюизенера проводятся в системе, они служат для выработки навыков счета, измерения, вычислений, выполнение разнообразных практических действий. Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек поможет детям освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте). Характером математического материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные, логические и математические способности. Понимая, какое значение имеет развитие логико-математическое мышление у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы. Используемый в играх материал, развивает у детей не только логику, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительную память.

Перспективно – тематический план

Месяц Неделя Тема игры-занятия Цель игры-занятия Количество игр-занятий

Октябрь 1 Исследование исходного уровня развития элементов логического мышления у детей Выявить исходный уровень развития познавательных процессов у детей. 1

2 Знакомство с палочками Киюзенера

Познакомить детей с палочками, как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Обратить внимание детей на свойства палочек. 1

3 Разноцветные палочки Познакомить детей с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей. Развивать внимание, память, мышление. 1

4 Строим дорожки Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей (использовать в речи слова: «одинаковые», «такая же», «тоже синяя (красная, жёлтая, разноцветная)»). Развивать внимание, память, мышление. 1

Ноябрь 5 Строим дорожки Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей (использовать в речи слова: «одинаковые», «такая же», «тоже красная» и т. д.). развивать внимание, память, мышление. 1

6 Подбираем ленточки к фартучкам Закрепить названия основных цветов, развивать умение классифицировать палочки (полоски) по цвету, находить палочки заданного цвета. Развивать речь детей (использовать в речи слова: «такая же», «тоже красная» и т. д.). Развивать внимание, память, мышление. 1

7 Нарисованные истории Закрепить названия основных цветов, развивать умение классифицировать палочки (полоски) по цвету, размеру. Развивать речь детей (использовать в речи слова: «такая же», «большая», «маленькая», «длинная», «короткая» и т. д.). Развивать речь, внимание, память, мышление. 1

8 Поезд Закрепить название эталонов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, память, воображение. 1

Декабрь 9 Путешествие на поезде Закрепить название эталонов цвета, понятия «длиннее», «короче», развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, память, воображение. 1

10 Чудесный мешочек Закрепить эталоны цвета и их название. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание. 1

11 Найди и покажи Упражнять в различении цвета. Развивать логическое мышление, память. 1

12 Спрячь игрушку Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Развивать представление о длине палочек. Развивать представление сравнивать палочки по высоте и длине. 1

Январь 13 Построим заборчик Развивать представление о высоте палочек. Развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте. Закреплять понятия «высокий», «низкий». Упражнять в различении цвета, размера. Способствовать развитию речи. 1

14 Заборы низкие и высокие Развивать представление о высоте палочек. Развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте. Закреплять понятия «высокий», «низкий». Упражнять в различении цвета, размера. Способствовать развитию речи, мышления, воображения. 1

15 Построим мостик Развивать представление о длине палочек. Развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по длине. Закреплять понятия «длинный», «короткий». Познакомить с понятиями «широкий», «узкий» Упражнять в различении цвета, размера. Способствовать развитию речи. 1

16 Построим мостик Развивать представление о длине палочек. Развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по длине, ширине. Закреплять понятия «длинный», «короткий», «широкий», «узкий» Способствовать развитию речи. 1

Февраль 17 Плоты на реке Развивать представление о ширине. Развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по ширине. Закреплять понятия «узкий», «пошире», «широкий». 1

18 Коза с козлятами Развивать представление детей о количестве. Закреплять понятия «один», «два», «много», «мало». Способствовать развитию речи, памяти, мышления. 1

19 Дорожки для матрёшки Закрепить знание эталонов цвета и их название. Развивать умение соотносить предметы по цвету, по величине. Развивать умение сравнивать предметы по ширине, величине. Развивать воображение, логическое мышление, речь. Познакомить с понятиями «больше», «меньше», «самая большая», «самая маленькая», «меньше, чем…», «больше, чем…». 1

20 Угадай-ка Развивать умение устанавливать отношения эквивалентности длины и цвета, умение выделять определённый признак. Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать логическое мышление, речь. 1

Март 21 Разложи по цвету Закреплять знание эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память. Развивать умение согласовывать свои действия со сверстниками. Развивать речь. 1

22 Один, много, ни одного Закрепить количественные представления один – много – ни одного. Развивать логическое мышление, внимание. 1

23 Колобок Закреплять знание эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать речь, память. Способствовать развитию интереса к произведениям художественной литературы. 1

24 Лесенка для зайчика Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Развивать мышление, речь. 1

Апрель 25 Лесенка для матрёшки Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Развивать мышление, внимание. 1

26 Лесенки Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Развивать внимание, память. 1

27 Лесенка высокая и низкая, широкая и узкая Закрепить знание эталонов цвета и их название. Развивать умение соотносить предметы по цвету, по величине. Развивать умение сравнивать предметы по ширине, величине. Развивать воображение, логическое мышление, речь. 1

28 Башенки Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Развивать внимание, память. 1

Май 29 Заюшкина избушка Закреплять знание эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету, размеру. Развивать речь, память. Способствовать развитию интереса к произведениям художественной литературы. 1

30 Закрывай скорей окошки Закреплять знание эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету, размеру. Развивать речь. Воспитывать желание помочь игровым персонажам. 1

31 Красивые коврики Развивать представление детей о количестве. Познакомить детей с понятием «столько же». Развивать логическое мышление, внимание. 1

32 Диагностические задания Выявить итоговый уровень развития познавательных процессов у детей. 1

Методическое обеспечение.

1. Виды и формы деятельности:

Игры и упражнения, игры – конструирования, подвижные игры, развлечения.

2. Методы и приемы обучения

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование загадок, поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение заданий).

4. Игровые (появление объектов, игрушек, создание игровой ситуации).

3. Дидактический материал: комплект цветных счетных палочек Кюизенера, плоскостной вариант палочек Кюзенера, комплект игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизнера, альбом-игра «Волшебные дорожки».

Диагностика

«Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под ред. Е. А. Стребелевой

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование 1 группы детей с ОВЗ I четверть (36 ч.) понедельник вторник среда четверг пятница суббота Личностное развитие I нед. Тема: «Мой режим дня» Цель: Знакомство.

Календарно-тематическое планирование для детей 3 группы с ОВЗ II четверть (27ч.) нестерова понедельник вторник среда четверг пятница суббота Квазипространственная ориентация III неделя 12.11. Тема:.

Календарно-тематическое планирование для воспитанников 3 группы детей с ОВЗ III четверть (41 ч.) понедельник вторник среда четверг пятница суббота Квазипространственная ориентация III неделя 12.01. Тема: «Ориентирование.

Календарно-тематическое планирование кружка «Веселая кисточка» для детей младшего дошкольного возрастаКалендарно-тематическое планирование кружка «Веселая кисточка» для детей младшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование кружка для детей младшего возраста. Цель: Развитие творческих способностей.

Календарно-тематическое планирование кружка «Веселая кисточка» для детей старшего дошкольного возрастаКалендарно-тематическое планирование кружка «Веселая кисточка» для детей старшего дошкольного возраста Доброе время суток! Уважаемые коллеги и друзья предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование моего кружка "Веселая кисточка".

Календарно-тематическое планирование «Дикие птицы» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Тема недели: Дикие птицы. дата НОД СОДРМ Организация СДД Понедельник 1. Лепка «Птицы на кормушке» Цели: развивать восприятие детей, умение.

Календарно-тематическое планирование по теме: «Дикие животные» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Тема недели: Дикие животные. дата НОД СОДРМ Организация СДД Понедельник 1. Лепка «Животные нашего леса» (по выбору) Цель: учить лепить.

Календарно-тематическое планирование по теме недели «Грибы» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Тема недели: Грибы дата НОД СОДРМ Организация СДД Понедельник 1. Лепка «Грибное лукошко»Цель: Совершенствовать способ изготовления пластилиновой.

Календарно-тематическое планирование «Зимние забавы» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Тема: Зимние забавы. дата НОД СОДРМ Организация СДД Понедельник 1. Лепка «Лыжник» Цели: учить детей создавать выразительные лепные образы.

Календарно-тематическое планирование занятий по фитболу для детей старшего дошкольного возраста Календарно – тематическое планирование занятий по фитболу для детей старшего дошкольного возраста Сентябрь 1. ОРУ «Разноцветные шарики».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Календарно-тематическое планирование дидактических игр и упражнений «Цветная логика» для детей 2–3 лет
Опубликовано: 25 октября 2016 в 21:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД