МААМ-картинки

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах»

Мария Артемова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах»

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Автоматизация звука Р в словах»

Тема: Автоматизация звука Р в словах.

Цели:

- уточнить представления об артикуляционном укладе звука Р;

- закрепить правильное произношение звука Р в словах;

- развивать фонематическое восприятие, умение дифференцировать звуки Р-Л;

- развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику рук;

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Р] в словах“» размещена в разделах

- формировать навыки словообразования и словоизменения : закреплять умения образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с количественными числительными;

- закреплять умение проводить слоговой и звуковой анализ слов,

- воспитывать доброе отношение к окружающим, желание помочь нуждающемуся.

Оборудование: карточки для артикуляционной гимнастики, фигурка сороконожки и ее сапожки из цветного картона на магнитной доске; кукла Золушка или картинка с её изображением, предметные картинки с изображением цветов (розы, астры, ромашки, нарциссы, георгины, гладиолусы); игрушечное ведерко; слоговая пирамида; пластиковые фигурки рыбок со скрепками на носиках, удочка с магнитом, изображение озера, игрушечный грузовик, муляжи овощей, предметная картинка «рак», звуковые квадраты для составления схемы слова, артикуляционный профиль звука Р.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Артикуляционная гимнастика.

- Сделаем зарядку для губ и языка, чтобы они были сильными и умелыми и могли справиться с любыми трудными звуками и сложными словами.

- Переворачивай по очереди карточки по артикуляционной гимнастике, и будем выполнять эти упражнения.

Выполняются упражнения: «Улыбка», «Бегемотик», «Хоботок», «Лошадка», «Грибок», «Парус», «Маляр», «Гармошка».

III. Пальчиковая гимнастика.

- Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить.

- Повторим пальчиковое упражнение «Пальцы – дружная семья».

IV. Сообщение темы и целей занятия.

- Сегодня на занятии мы будем тренироваться правильно произносить звук Р в словах. Но не просто так. Мы будем делать добрые дела. Пусть сегодня будет день добрых дел.

V. Характеристика звука Р по акустическим и артикуляционным признакам.

- Как же правильно произносить звук Р? В каком положении должны находиться губы, зубы, язычок? (Используем артикуляционный профиль звука Р)

При произнесении звука р :

- губы полураскрыты,

- зубы разомкнуты,

- широкий кончик языка поднимается к бугоркам за верхние зубы и там дрожит.

- Произнеси звук Р длительно. Прокатись на машинке по горам.

- Какой это звук : гласный или согласный? Почему ты так думаешь?

- Этот звук твердый или мягкий? Звонкий или глухой? Почему ты так считаешь?

- Ну что ж, садимся в автомобиль и в путь! (Ребенок движется, изображая себя за рулем, произносит протяжно звук Р – так работает мотор)

VI. Автоматизация звука Р в слогах.

- Ой, кто это? Сороконожка! Послушай, что она говорит:

Трудно жить сороконожке,

Надевать самой сапожки.

Вот помог бы кто-нибудь

Мне сапожечки обуть.

- Давай поможем сороконожке.

(На магнитной доске сороконожка и её сапожки. Ребенок «обувает» сороконожку и называет слоги, написанные на сапожках)

VII. Автоматизация звука Р в словах

- Отправляемся дальше. (Снова «едем на машине», изображая рокот мотора).

- Стой! Кажется, кто-то плачет. Посмотри, да это же … Золушка. Злая мачеха приказала ей к завтрашнему дню посадить на клумбе цветы со звуком Р в названии. Золушка никак не успевает. Ей нужна наша помощь.

- Посмотри на картинки. Назови цветы, в названии которых есть звук Р. (Розы, астры, ромашки, нарциссы, георгины)

1. Деление слов на слоги.

- Поделим эти слова на слоги и разложим картинки так: внизу – цветы, названия которых состоят из 4 слогов, выше – из 3 слогов, еще выше – из 2 слогов, а на самом верху – из 1 слога. Нам поможет в этом слоговая пирамида.

- А теперь пора ехать дальше. (Снова «едем на машине», изображая рокот мотора).

2. Развитие навыков словоизменения. Согласование существительных с количественными числительными.

- Стоп! Мы приехали на берег озера. Кто это сидит там у самой воды? Это кот Матроскин ловит рыбу. Но что-то он такой грустный, наверное, не клюет. Может, нам удастся поймать рыбешку коту.

(Ребенок с помощью магнита «ловит» удочкой рыбок в пруду. Складывает их в ведерко и считает).

3. Подбор родственных слов к слову «рыба». (Игра с мячом)

- А сейчас немного отдохнем, поиграем с мячом. Подберем родственные слова к слову «рыба».

- Маленькая рыба - … рыбка. А ласково - …рыбешка.

Тот, кто ловит рыбу - …рыбак. А по-другому - … рыболов.

Удить рыбу – значит … рыбачить. И это занятие называется … рыбалка.

Суп из рыбы какой? …рыбный. А поселок рыбаков какой? … рыбацкий.

4. Фонематический анализ слова «рак».

- А теперь отгадай загадку и узнаешь, кого поймал в озере кот.

На дне озера живет,

Ходит задом наперед.

Все под водой

Хватает клешней.

(Рак)

- Проанализируем слово «рак».

5. Развитие навыков словоизменения. Согласование прилагательных с существительными.

- Поедем дальше. (Снова «едем на машине», изображая рокот мотора).

- А здесь огород. Это заяц вырастил богатый урожай. Что вырастил зайка? (Морковь, картофель, огурцы, помидоры, кукурузу)

- Что «лишнее»? (Кукуруза) Почему? (Остальное овощи, а кукуруза – полевое, зерновое растение) Какие же овощи у зайца?

- Огурцы хрустят, значит они …хрустящие огурцы.

- Картошка по размеру большая, значит …крупная картошка.

- Помидоры по цвету какие? … Красные помидоры.

- А морковь какая по цвету?. Оранжевая морковь.

6. Развитие навыков словообразования. Образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Поможем зайке погрузить овощи в кузов грузовика. Кладем овощи в кузов и называем их ласково.

X. Развитие фонематического восприятия.

Компьютерная развивающая игра, направленная на дифференциацию звуков Р-Л «Разложи картинки по коробкам».

- Вот сколько добрых дел мы сделали. Но и родителям нужно помогать, и одноклассникам. Наведи порядок у себя на столе: разложи картинки по коробкам.

XI. Подведение итогов.

- Что тебе понравилось на сегодняшнем занятии?

Да, делать добрые дела, помогать другим тоже приятно.

- Правильное произношение какого звука мы отрабатывали на сегодняшнем занятии?

- Как правильно произносить звук Р?

Использованная литература

1. Звуки изучаем, а потом их закрепляем. Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-речевые занятия с детьми дошкольного возраста. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010. – 172 с.

2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 136 с.

3. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

4. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2001. – 208 с.

5. Уроки логопеда. Игры для развития речи. Авт. -сост. Косинова Е. М. – М. : ООО «Изд-во «Эксмо», 2007. – 174 с.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях» Ход индивидуального логопедического занятия. I. Орг. момент. Игры с сухим бассейном: пальчиковая гимнастика, «Собери картинку». Л: К нам.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словах» Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в словах» Тема: Автоматизация звука Л в словах. Цели: - уточнить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях» Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях». Цель — автоматизация звука [Р].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в словах, предложениях» Задачи: 1. Закрепить произношение звука [л] в словах и предложениях. 2. Обогащать словарный запас приставочными глаголами. 3. Развивать.

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах» Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах и словах ЦЕЛИ • Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш]. • Продолжать учить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р’] в слогах, словах, предложениях» ЦЕЛИ: - закрепить навыки правильного произношения звука [р’] в слогах, словах, фразах; - развивать фонематический слух; - упражнять в определении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах» Видео XlwMVZFEwr8КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. ТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ, СЛОВАХ». Цель: автоматизировать звук.

«Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях». Конспект индивидуального логопедического занятия Конспект индивидуального логопедического занятия Направление деятельности: коммуникативная Доминирующая образовательная область: речевое.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р] в словах» Задачи: Коррекционно-образовательные: • закрепление формирования артикуляционного уклада в отраженном произношении за логопедом, самостоятельном.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах» Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука Ш» Цель- автоматизировать звук Ш в слогах и словах Задачи: Коррекционно – образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах»
Опубликовано: 17 мая 2018 в 22:37
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД