МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Посуда в Древней Руси»

Александра Петрова
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Посуда в Древней Руси»

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить с миром предметов и материалами, из которых сделаны эти предметы, их свойствах и качествах; формировать умение подыгрывать простые мелодии на деревянных ложках; продолжать учить составлять узор из элементов - волнистая линия, круги, точки, кольца; упражнять в пользовании красками.

Развивающие: пополнять и активизировать словарь; развивать чувство композиции, цвета.

Воспитательные: продолжать воспитывать любовь к историческому прошлому,воспитывать самостоятельность.

Публикация «Конспект интегрированного занятия в средней группе „Посуда в Древней Руси“» размещена в разделах

Материал: Домовёнок Кузька, кот Мурлыка, посуда: солонка, блюдо, горшки, чугунок, самовар, деревянная ложка, хлеб, соль, крупа гречневая, овощи (картофель, морковь, свёкла); силуэты горшков, мисок; гуашь или акварельные краски.

Воспитатель: Открываются ворота.

Заходи кому охота.

А кому неохота,

Тоже заходи.

Ребята! Сегодня мы с вами пришли в русскую избу. (Дети садятся на лавки).

А знаете ли вы, кто здесь живёт? Домовёнок Кузька и кот Мурлыка.

(Кот спит на печи, а домовёнок приветствует детей.)

В: Сегодня, Кузя, мы пришли посмотреть и узнать, как в древние времена люди, живущие в русской избе, ели, какой посудой пользовались.

Ребята, как вы думаете, что в избе было самым главным и занимало самое почётное место?

Если не скажут, можно загадать загадку:

Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки (стол)

В: Правильно, это стол. К нему относились с уважением. По нему нельзя было стучать ни ложками, ни кулаком. Нельзя было класть на него посторонние предметы. Даже если хозяева продавали дом и уезжали, стол должен был остаться в доме.

На столе обязательно должны были лежать хлеб и соль. Соль лежала в солонке (показ). Место около солонки было самым почётным - туда сажали самых именитых гостей (сначала спросить у детей. Потом пояснить, что именитые - значит уважаемые, важные, знатные).

-Давайте посмотрим, какой ещё посудой пользовались раньше на Руси.

Воспитатель сопровождает свой рассказ показом предметов посуды.

-Обратите внимание, вся посуда была сделана из дерева и глины.

Блюдо - самый древний предмет посуды (показ). У нас оно раскрашено, а раньше оно было нераскрашенным, простым. Оно сделано из дерева. Кушали из одного блюда сразу несколько человек. Были блюда и малого размера. Их подавали людям не именитым (не именитые - значит простые). И называли такое блюдо ласково - блюдце, блюдечко.

Но с плоского блюда было неудобно есть, к примеру жидкий суп или кашу, поэтому появляются миски (те же блюда, только глубокие).

Дать потрогать и выяснить, что они сделаны из дерева.

-Вот из какой посуды ели.

А в какой же посуде готовили еду, спросите вы. Готовили в горшке. Он сделан из глины. А кто скажет, если бы горшок был деревянный, его можно было бы ставить в печь (нет, он бы сгорел). В нём готовили всё: и суп, и кашу, и овощи, и мясо, и рыбу. Кроме этого в горшках хранили крупу, муку, масло. А почему его так чтили? От того, что горшок был прочным. В хозяйстве дорожили горшками и берегли их. Если случалось, что горшок треснул, то его не выбрасывали, а тщательно оплетали берестяными лентами и использовали для хранения продуктов. (дать потрогать)

Позже стали готовить в горшке, сделанном из чугуна (из металла). Его делали в кузнице. И поэтому назвали - чугунок. Чугунок крепкий, в огне закаленный. Его смело можно в печь ставить. (дать потрогать)

Про чугунок даже есть загадка:

У печи стоит предмет,

Он тяжелый, спору нет.

Но зато в хозяйстве нужен.

В нем сготовить можно ужин.

Вы эту загадку запомните. В следующий раз загадают ее вам, а вы ответ уже знать будете.

А сейчас я вам загадаю другую загадку, отгадайте, что это.

Из горячего колодца

Через нос водица льётся (самовар)

Правильно, это самовар. А как вы думаете, почему он так называется? (сам варит) Раньше ни одно чаепитие не обходилось без него. Он был вещью просто необходимой: не надо топить печь, чтобы вскипятить воду для чая, самовар это делал за несколько минут; вода в нем долго оставалась горячей;

Вообще в разных местах России у самовара были свои названия: в одном месте его называли - "самокипец"(по такому названию можно сказать, что так называют предмет, который сам кипит, а в другом месте - "самогрей"(значит-сам греет).Самовар был членом семьи, он всегда был окружен почетом и стоял в центре стола. Под его тихое сопение наши прадеды вели неспешные беседы о жизни, рассказывали разные истории. Из уважения к этому предмету обихода величали его на Руси торжественно:«Самовар-батюшка».

В: Отгадайте следующую загадку:

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду-

Мимо рта я не пройду. (ложка)

Сначала деревянные ложки были грубоватыми, незатейливыми (показ простой деревянной ложки). Но позднее мастера научились им придавать форму, расписывать (показ расписной ложки).

В старину люди носили ложку при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Жидкое кушанье подавалось на два - три человека в одной миске, и все ели из неё своими ложками. И даже говорили: «Дорога ложка к обеду».

А кто вспомнит и скажет нам, что ещё делали деревянными ложками. Правильно - на них играли, использовали их, как музыкальный инструмент.

Ну-ка, покажите нам и Кузьке, как они играли на них?

Дети играют на деревянных ложках в музыкальном сопровождении музруководителя.

В: Ребята, пойдем с вами и поглядим, что там за сюрприз нам приготовил Кузька. Что это? (это горшки, миски).

К: Я их сделал для вас. Думаю, пускай ребята возьмут эти предметы посуды и расскажут своим родителям о том, какая посуда была раньше. Только я не смог её раскрасить - у меня нет кисточек и красок.

В: Не расстраивайся, Кузя! Мы тебе поможем.

Ребята, давайте поможем Кузе - раскрасим посуду и каждый раскрасит по-своему. Каждый выбирает понравившийся ему предмет: горшок или миску. Воспитатель ведёт детей в группу.

Воспитатель с детьми рассматривает (и убирает) 2 готовых образца, отмечает, что украшали только верх посуды, уточняет из каких элементов состоит узор. Определяет (спрашивая детей) последовательность рисования.

Предлагает самим украсить, учитывая цвет элементов (используя краски теплых цветов). В процессе рисования поощряет самостоятельность.

(По окончании работы вывесить работы на доску. Рассмотреть вместе с Кузькой, полюбоваться ими. Выбрать наиболее красивые. Объяснить, почему они красивы.)

Итог: Ребята, мы с вами побывали в русской избе. Кто вспомнит, что мы там делали? (знакомились с той посудой, которой пользовались люди на Руси, играли на деревянных ложках). А чем мы занимались здесь? (помогали Кузе - украшали посуду).

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ПДД в средней группе «Светофорчик» Тема : «Светофорчик» Цель: Закрепить знания детей о светофоре, его функциях, знания перехода улицы. Задачи: Закреплять умение детей применять.

Конспект образовательной деятельности по лепке в средней группе «Посуда» Конспект образовательной деятельности по лепке в средней группе «Посуда». Тема: «Посуда». Цель: Учить лепить посуду. Программные задачи:.

Конспект НОД в средней группе по лексической теме «Посуда» (Речевое развитие) Конспект НОД в средней группе по лексической теме «Посуда» (Речевое развитие) Задачи: 1. Формировать представление детей о посуде, её назначении.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «От Древней Руси до наших времен» Цель:формирование представлений об истории, духовных и культурных ценностях русского народа. Задачи: Воспитательные: Воспитывать уважение.

Конспект открытого занятия НОД в средней группе «Православные традиции на Руси» Цель:Формировать у детей представления о традициях. Зажечь искорку любви и интереса к жизни русского народа,его истории и культуре,особенностям.

Конспект открытого занятия в средней группе «Семейные обычаи на Руси» Цель: приобщать детей к истокам русской культуры. Задачи: развивать интерес к русским традициям и промыслам; формировать представление о.

Конспект по речевому развитию в средней группе «Чайная и кухонная посуда» Речевое развитие. Тема: «Чайная и кухонная посуда» Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

Конспект занятия для детей средней группы «Посуда» Непосредственно организованная образовательная ситуация по развитию речи в средней группе детского сада. Тема: «Поможем Федоре полюбить.

«В гостях у трех медведей». Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме «Посуда» образовательная область «Речевое развитие» Тема: «В гостях у трех медведей» Задачи: 1. Систематизировать и обобщить знания детей о посуде,.

Методическая разработка интегрированного занятия в старшей группе «Посуда»Методическая разработка интегрированного занятия в старшей группе «Посуда» Фото представлено по результатам проведения интегрированного занятия по теме: "Посуда" Интегрированное занятие в старшей группе Тема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Посуда в Древней Руси»
Опубликовано: 6 октября 2016 в 23:59
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД