Папки-передвижки

Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в старшей группе «Хочу стать поэтом».

Ольга Струтинская
Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в старшей группе «Хочу стать поэтом».

Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в старшей группе «Хочу стать поэтом».

Цель.

Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях; учить подбирать рифму.

Задачи.

Закрепить у детей интерес к художественным произведениям К. И. Чуковского;

Публикация «Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в старшей группе „Хочу стать поэтом“,» размещена в разделах

формировать интерес к стихотворным текстам;

познакомить детей с понятием «рифма»;

учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой существительные;

учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются;

развивать мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы.

работать над расширением словарного запаса детей;

учить отвечать полным предложением;

формировать понятие о пользе книг и бережном обращении с ними;

воспитывать любовь к художественной литературе.

Предварительная работа.

Чтение произведений К. И. Чуковского; заучивание отрывков; рассматривание иллюстраций; чтение и заучивание пословиц о книгах; просмотр мультфильмов.

Материал и оборудование: стихотворение А. Маркова «Верный друг», книга со стихами К. И. Чуковского, фланелеграф, иллюстрации к произведениям К. И. Чуковского, пословицы о книге, мяч, 2 группы картинок для д/и игры «Чудо-дерево», макет дерева, карточки для д/и «Найди рифму», рифмующиеся стихи для игры «Веселые стихи».

Ход занятия.

На фланелеграфе вывешены портрет К. И. Чуковского, иллюстрации произведений К. Чуковского. Воспитатель берет в руки книгу: Ребята, что у меня в руках?

Дети отвечают:- Книга.

Воспитатель читает стихотворение.

Верный друг

Приходит книга в дом любой.

Коснись её страниц,

Заговорит она с тобой

Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,

Услышишь конский топот.

Придут к тебе и Чук, и Гек,

Тимур и дядя Стёпа.

Ей вьюга злая не страшна

И не страшна распутица

С тобой беседует она,

Как умная попутчица.

Ну, а взгрустнется вдруг,

Не огорчайся слишком:

Как самый лучший верный друг

Развеет скуку книжка. (Аркадий Марков)

Испокон века книга растит человека. Хорошая книга – ярче звездочки светит. Давайте вспомним пословицы о книгах, которые мы с вами учили.

Пословицы.

Дети. Дом без книги – день без солнца.

Кто много читает, тот много знает.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

Будешь книги читать – будешь много знать.

Книга мала да ума придала.

Книга поможет в труде и выручит в беде.

Воспитатель: Давайте вспомним правила обращения с книгами. Какие правила вы знаете?

1. Книги надо брать чистыми руками.

2. Нельзя загибать углы у страниц.

3. Книги нельзя мять.

4. Нельзя рисовать на книгах.

5. Книги нельзя рвать.

Воспитатель: Книги есть со стихами, рассказами, сказками.

Кто пишет рассказы? (попросить детей отвечать полным предложением)

Дети:Рассказы пишет писатель.

Воспитатель:А кто сочиняет сказки?

Дети: Сказки сочиняет народ.

Воспитатель: Как называются эти сказки?

Дети: Народные.

Воспитатель:Правильно. Но ещё бывают и авторские сказки. Это сказки, у которых есть автор.

А знаете ли вы, кто сочиняет стихи?

Дети: Стихи сочиняет поэт.

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знакомились с произведениями известного детского поэта, писателя и сказочника К. И. Чуковского. А сейчас я вам расскажу, как он начал сочинять стихи. Чуковский был большим другом детей. Но первые стихи он начал придумывать для своих детей. А было это так. Об этом рассказывал сам К. И. Чуковский. «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она не хотела мыться и ревела в три ручья. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя ей сказал:

Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!»

Так появилось на свет произведение «Мойдодыр».

Стук в дверь.

Воспитатель: Кто там пришел?

Входит Незнайка:– Здравствуйте!

Дети здороваются.

Незнайка: – Вот, проходил мимо детского сада. Дай, думаю, зайду. Посмотрю, чем тут дети занимаются.

Воспитатель: – Проходи, Незнайка, садись.

Незнайка:– А чей это портрет у вас?

Воспитатель обращается к детям: – Дети, кто это? Подскажите Незнайке.

Дети: – Корней Иванович Чуковский.

Незнайка: – А кто это – Корней Иванович Чуковский?

Воспитатель: - Дети, кто такой К. И. Чуковский?

Дети: – Это детский поэт и писатель.

Игровое упражнение «Угадай отрывок»

Мы уже читали стихи К. И. Чуковского. Сейчас проверим, угадают ли наши ребята, из каких произведений Чуковского я прочитаю отрывки. Воспитатель читает короткие отрывки из «Мойдодыра», «Краденое солнце», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Чудо-дерево». Дети отгадывают.

Воспитатель:– Ребята, я предлагаю вам сегодня стать поэтами, как К. И. Чуковский. Незнайка, а ты хочешь попробовать?

Незнайка: – Поэтом стать? Ой, да запросто. Сочиняй себе стихи, как тебе нравится. Например, вот так:

Хозяйка бросила зайку.

Зайка остался под дождем.

Не мог слезть со скамеечки,

Промок весь до ниточки.

Воспитатель: – Ребята, разве Незнайка стих сочинил?

Дети: – Нет!

Воспитатель: – Конечно, нет! Чтоб поэтом, Незнайка, стать, для начала научиться надо рифмы подбирать. Ведь в стихах должна быть рифма, рифмующиеся слова. Стихотворение - это художественное произведение, которое состоит из рифмующихся слов. А рифма, когда слова оканчиваются одинаково. Например: хозяйка-зайка, не мог - промок. Стихи отличаются от обычного текста тем, что в конце стихотворные строки рифмуются, то есть звучат для нашего слуха похоже или совсем одинаково. Например: Я люблю свою машину, заменю на ней я шину.

Здесь рифму образуют слова машину – шину.

Воспитатель: – Дети, давайте с вами поиграем в игру «Поймай рифму». И тебя, Незнайка, приглашаем.

Д. игра «Поймай рифму»

Дети становятся в круг. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово. А ребенок должен вернуть мяч воспитателю и ответить рифмой: (1) часы-усы, 2) белка-тарелка, 3) ложка - кошка, 4) лягушка-подушка, 5) крот-компот, 6) птичка-синичка, 7) мишка-шишка, 8) картошка-гармошка, 9) пышка-мышка, 10) палка-скакалка, 11) мальчик - зайчик, 12) книжка-мартышка, 13) пастух –петух, 14) норка-корка, 15) рог-носорог.

Незнайка тоже принимает участие в игре, но подбирает слова неправильно, ошибается.

После игры Незнайка говорит: - Ну, теперь я все понял! Знаю, как стать поэтом. Я еще лучше Корнея Чуковского стихи сочиню. Некогда мне с вами сидеть. Побежал я рифмы подбирать. До свидания! (Незнайка уходит).

Воспитатель: – Ох, уж этот Незнайка! Все-то он знает и умеет. Глупенький!. А мы с вами еще поиграем.

Дети с воспитателем подходят к макету дерева, на ветках которого развешаны картинки.

Д. игра «Чудо-дерево».

Воспитатель: – Ребята, вы помните в каком произведении К. Чуковского было дерево? Вот и у нас выросло Чудо-дерево. Только растут на нем вместо листочков не туфельки и ботинки, а картинки.

Ход игры.

Детям предлагается 2 группы картинок. Дети объединяются в пары. Каждая пара снимает с дерева по одной выбранной картинке. Затем к картинке из 1-ой выбранной группы подбирают рифму из 2-ой группы картинок. Ответы детей: кошка-ложка, ворона-корона, пушка-подушка, клубок-колобок, дом-гном, рак-мак.

Воспитатель:- Молодцы! Отлично справились! Правильно подобрали пары. А сейчас мы с вами немного отдохнем.

Физминутка.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

Выше ноги, стройный шаг,

А теперь начнем скакать.

За прыжком другой прыжок,

Выше прыгаем, дружок!

Руки вверх мы поднимаем

На носочки вместе встанем.

Носом глубоко вдохнем

И опять шагать начнем.

Воспитатель:- Вот мы и отдохнули.

Дети садятся на стульчики.

Игровое упражнение «Веселые стихи»

Воспитатель: - Ребята, у меня для вас есть веселые стихи, но из них убежали слова-рифмы. Поможете мне найти эти слова?

Тогда слушайте:

Кто один имеет рог?

Ну, конечно…носорог

Опасаются не зря,

Может укусить…пчела

Да, на щётку он похож,

Он – смешной, колючий…еж

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног,

Вот и весь я…осьминог

Он, мурлыкая, поёт

Ну, конечно, это…кот

Какая же рифма нужна следующему стихотворению?

Бабочка-красавица

Всем ребятам…нравится

Осталось одно для вас задание по поиску рифмы.

Мышка весело живёт

И сухарики…грызет

Воспитатель: - Вам понравилось подбирать рифму? Тогда давайте еще поиграем?

Д. игра «Найди рифму»

Разложить на столе картинки. Дети подходят к столам - рассматривают и называют, что видят на картинках.

Воспитатель говорит, а дети подбирают нужные картинки в соответствии с рмфмой.

Мы в рифмы играли - слова подбирали.

Сейчас поиграем еще.

Картинку покажем и слово подскажем,

Какое возьмём мы с собой.

Скажу я гармошка, а ты мне (картошка,

Взяла я корзину, купил ты (картину).

Я вижу: на поле пасётся баран,

А маленький мальчик несёт -(барабан,

С тростинкой по тропке ползёт муравей,

А следом за ним летит (воробей).

Весной прилетают с юга грачи,

А мамы пекут для нас (калачи).

Очень вкусны и, конечно, красивы

Крепкие, гладкие, сочные. (сливы)

Итог занятия.

Воспитатель: – Хорошо, ребята, вы справились со всеми заданиями. Вы поняли, для чего нам нужны рифмы? Без рифмы стихотворение не сочинишь.

Вам нравятся стихи К. Чуковского? Они очень веселые, добрые, легко запоминаются.

А теперь назовите какое-нибудь стихотворение К. И. Чуковского, и объясните, чему оно нас учит.

Дети: «Мойдодыр» - учит аккуратности и опрятности.

«Федорино горе» - бережному обращению с посудой, порядку.

«Айболит» - быть добрыми, заботиться о других.

«Тараканище» и «Краденое солнце» - учат быть смелыми.

«Муха-Цокотуха» - смелости, уметь помогать другим.

Воспитатель.

Подумайте, дети, какой герой стихотворения К. И. Чуковского вам нравится больше всех. На следующем занятии вы обязательно нарисуете этого героя.

Публикации по теме:

«Я хочу стать генералом». Праздник будущих солдат в старшей-подготовительной группе Донести до сознания детей смысл праздника День защитника Отечества, воспитывать чувство гордости и уважения к Родине, Российской Армии.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественной литературе в старшей группе «Бабушкины петухи» Программное содержание: Цель: Познакомить детей с внешним видом, образом жизни, поведением и значением для человека петуха и его семейства.

Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГТ Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГТ (интеграция образовательных областей).

НОД по развитию речи и художественной литературе во второй младшей группе. Заучивание потешки «Кисонька-мурысонька»НОД по развитию речи и художественной литературе во второй младшей группе. Заучивание потешки «Кисонька-мурысонька» Тема: Заучивание потешки «Кисонька- мурысонька». Цель: Знакомство с устным народным творчеством. Формирование интереса и потребности в чтении.

Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе в средней группе «Осень, осень, в гости просим. В мире стихов»Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе в средней группе «Осень, осень, в гости просим. В мире стихов» Программное содержание: 1. Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений. Способствовать формированию у детей умение работать.

Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе во второй младшей группе «Сказка о глупом мышонке»Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе во второй младшей группе «Сказка о глупом мышонке» .

НОД по развитию речи и литературе «Что? Где? Когда?» в старшей группе Интеграция образовательных областей: · - «Социально – коммуникативное развитие», · - «Художественно – эстетическое развитие», · - «Познание.

НОД по развитию речи и художественной литературе «Зимующие птицы» (старшая группа) 5 лет Воспитательное: Воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам. Развивающее: Развить внимание, логическое мышление, связную.

НОД по развитию речи и художественной литературе «Дом. Его убранство» Воспитательное:Воспитывать у детей желание поддерживать порядок в своем доме и в группе детского сада. Желание помогать своим товарищам.

Сценарий спортивного праздника «Я военным стать хочу!» в старшей группеСценарий спортивного праздника «Я военным стать хочу!» в старшей группе Сценарий спортивного праздника «Я военным стать хочу!»[/i] Образовательная область: физическое развитие. Вид деятельности: культурно-досуговая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в старшей группе «Хочу стать поэтом».
Опубликовано: 23 апреля 2016 в 16:59
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД