Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Воздух и его свойства»

Людмила Редькина
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Воздух и его свойства»

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с элементами экспериментирования.

Тема: «Воздух и его свойства».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация».

Цели: научить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас (в комнате, банке, пакете) и показать способ его обнаружения.

Задачи:

Образовательные: Учить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас, выявить способность воздуха перемещаться, двигать предмет.

Развивающие: Развивать внимание, память, наблюдательность. Продолжать учить детей анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе.

Программное содержание

Дать представление детям о воздухе как о газообразном веществе. Познако-

мить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

Продолжать знакомить с органами дыхания человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека и всего живого на Земле.

Учить устанавливать причинные связи между явлениями, делать выводы и обобщать полученные результаты.

Воспитывать умение работать сообща, выслушивать мнения друг друга. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, бережное отношение к природе.

Расширять и активизировать словарь: газ, твердое тело, жидкость, исследования.

Предшествующая работа

Опыты с водой, с твёрдыми и сыпучими веществами, наблюдения, беседы, занятия из цикла «Моё здоровье».

Материалы

На подносах: стаканы с водой, полиэтиленовые пакеты, соломинки для коктейля, камешки, /по количеству детей/.воздушные шарики, весы.

Для аппликации :цветная бумага, клей,ножницы.

Мы занятие начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно вам узнать!

Воспитатель. Итак, ребята, начинаем наше занятие. Сегодня в наш детский сад пришло письмо от профессора Горелова. Давайте откроем его. «Дорогие ребята, приглашаю вас в свою научно-исследовательскую лабораторию «Почемучка».У вас есть уникальная возможность стать настоящими учеными-исследователями».Да здесь еще и загадка. Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

Воспитатель .Ребята, принимаем приглашение профессора? (ответы детей).

Воспитатель. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

-Как вы думаете, что мы с вами вдохнули?

А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите

дыхание.

Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)

-Какой вывод можно сделать?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Воспитатель./Обобщает, дополняет/ Воздух есть везде: вокруг нас, и на земле, и под землёй, и высоко в небе, и в воде. Он может принимать любую форму. Может заполнять любое пространство.

Но что же такое воздух? А кто из вас его видел? Может быть его и нет совсем? Как вы думаете? (ответы детей)

На сегодняшнем занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы : «Есть ли воздух, где и как его обнаружить.»

Предлагаю вам коллеги- учёные и заняться исследованием воздуха. Согласны?

Перед нами стоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.

Вы готовы к трудностям?

Тогда пройдёмте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

1 опыт. С камнем.

Воспитатель. Возьмём в руки камешек, сожмём его в руке. Какай он на ощупь?

Дети. Твёрдый, жёсткий, крепкий.

Воспитатель. Давайте обобщим: Камень это…

Дети. Твёрдое тело.

Воспитатель. Какие ещё твёрдые тела вы можете назвать?

Ответы детей.

Воспитатель. А можно ли взять в руки воздух и сжать его?

Дети. Нет нельзя.

Делаем вывод: воздух не твёрдое тело.

2 опыт. С водой.

Воспитатель. Возьмём стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте на вкус и скажите какая она.

Дети. Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.

[b]Воспитател]ь. Вспомните, что умеет делать вода?

Дети. Вода течёт, бежит, струится, журчит, её можно переливать из одной ёмкости в другую.

Воспитатель. Обобщаем, делаем вывод: Вода-это…

Дети. Жидкость.

Воспитатель. Назовите другие жидкие вещества.

Ответы детей.

Воспитатель. А можно ли попробовать на вкус воздух, пить его, переливать?

Дети. Нет нельзя.

Делаем вывод: Воздух не жидкость.

Воспитатель. Так что же такое воздух? Воздух, ребята, это газ.

Как вы думаете, можем ли мы увидеть воздух? Определить его цвет? Вкус? Запах?

Ответы детей.

Делаем вывод: Воздух –это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, не имеет вкуса и запаха. Вот наше открытие.

Воспитатель. Продолжим исследования. Воздух невидим. Как же его обнаружить?

3 опыт. С листом бумаги.

Возьмите два листа бумаги одинаковые по величине. Один сожмите в комок. Теперь встаньте на стул и выпустите из рук одновременно оба листа. Какой лист быстрее упал на пол? Как вы думаете, почему лист который вы смяли упал на пол быстрее расправленного?

Вывод: Вес у двух листов одинаков, но комок падал быстрее, а лист падал медленнее, его задерживал воздух. Чем больше поверхность листа, тем медленнее он падает.

4 опыт. С пакетом.

Воспитатель. Возьмём полиэтиленовый пакет, откроем его, взмахнём и начнём его скручивать с открытого края. Что мы видим?

Ответы детей.

Воспитатель. Пакет стал выпуклым. Почему?

Ответы детей.

Делаем вывод: Пакет наполнился воздухом, мы его «поймали», но мы его не видим, он прозрачный.

5 опыт.

Воспитатель .Устали, нам жарко? Помашем ладошкой около лица. Подуйте на ладошку. Что вы чувствуете?

Дети. Ветерок, прохладу, движение воздуха.

Делаем вывод: Воздух движется и его движение мы можем ощущать своим телом с помощью кожи.

Воспитатель. Давайте с вами отдохнём, сделаем физминутку.

/дети имитируют движения/

Разминка.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Воспитатель. Продолжим работу, уважаемые коллеги.

6 опыт. «Воздух имеет вес»

Положите на чаши весов надутый и ненадутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит.

Воспитатель. Уважаемые коллеги. Мы с вами провели ряд опытов, которые помогли нам узнать о свойствах воздуха.

Что же мы с вами узнали? Давайте обобщим наши открытия.

/Дети отвечают на вопросы/

Что такое воздух?

Где можно обнаружить воздух?

Какими свойствами он обладает?

Итак, делаем вывод: Воздух – это невидимый газ. Он не имеет вкуса и запаха. Воздух находится везде и занимает место.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, для чего нам нужен воздух?

Дети. Для дыхания.

Воспитатель. Дыхание. Вот главное назначение воздуха.

Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.

7 опыт. С соломинкой.

Воспитатель. Возьмите стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в неё подуем. Что вы наблюдаете?

Дети. Пузырьки воздуха.

Воспитатель. И это доказывает, что мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается /Расширяется/ и опускается /сжимается/.

Что происходит с лёгкими при дыхании?

Делаем вывод: При вдохе лёгкие расширяются, наполняются воздухом. А при выдохе сжимаются, выпускают воздух.

Давайте мы с вами проведём физминутку.

Раз - руки вверх махнули

И при том вздохнули

Два - три нагнулись. пол достали

А четыре - прямо встали и сначала повторяем.

Воздух сильно мы вдыхаем

При наклонах выдох дружный

Но колени гнуть не нужно.

Чтобы руки не устали,

Мы на пояс их поставим.

Прыгаем как мячики

Девочки и мальчики

Воспитатель. Друзья, а как вы думаете, мы можем с вами не дышать?

Ответы детей.

Воспитатель. давайте вдохнём и задержим дыхание. Вот видите, человек может не дышать всего несколько минут. Воздух нам необходим.

Делаем вывод: Без дыхания нет жизни. Без воздуха не может жить ни одно живое существо на земле.

Очень важно, чтобы воздух был чистым.

Воспитатель. Подумайте, ребята, а что бы мы с вами могли сделать, чтобы воздух был чище?

Дети. Беречь природу, сажать деревья, цветы…

Воспитатель. Молодцы. Я вам предлагаю сделать цветы.

Дети переходят за другие столы. /звучит музыка/

Воспитатель. Молодцы. А теперь прикрепим цветы на глобус. Посмотрите какая наша планета стала красивой. Давайте и в нашем городе будем беречь каждое деревце, каждый цветок. Ведь нам с вами жить на этой планете.

Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались: были внимательными, наблюдательными, сделали много открытий, узнали много нового о воздухе. Вы были настоящими исследователями. А вам понравилось занятие? У вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

Есть одна планета-сад.

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут-

В реку смотрят удивленно

Береги свою планету

Ведь другой на свете нету!

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в подготовительной группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Воздух и его свойства»
Опубликовано: 8 января 2014 в 14:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...