Автоматизация звука [л] в речи. Конспект НОД с детьми старшей группы по обучению грамоте

ирина дорожкина
Автоматизация звука [л] в речи. Конспект НОД с детьми старшей группы по обучению грамоте

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшей группы

по обучению грамоте в рамках образовательной области «Коммуникация»Тема. Автоматизация звука [л] в речи.

Программные задачи:

-Продолжать учить детей правильной артикуляции звука [Л], развивать слуховое

внимание.

- Упражнять в нахождении местоположения данного звука в словах.

- Обогатить и активизировать словарь детей по теме «инструменты», «мебель», слова, характеризующие качества и свойства разных материалов (стекло, металл, пластмасса).

- Развивать мышление, познавательную активность.

- Воспитывать уважительное отношение друг к другу, способствовать проявлению нравственных норм поведения.

Методические приёмы: Артикуляционная гимнастика; игровая мотивация; речевые игры; игры на сообразительность, сюрпризный момент; наглядный материал; выполнение индивидуальных заданий; загадывание загадок.

Ход занятия.

1.1 .Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами будем продолжать учиться правильно

выговаривать звук «[Л]. Но сначала давайте потренируем свои язычки. Встанем в круг и

выполним упражнения: «Лошадка» «Качели» «Парус»

(Дети вместе с воспитателем выполняют артикуляционную гимнастику, обращается

внимание на правильное выполнение и старание детей.)

2. Восп.: Садитесь красиво, удобно. Хотите узнать, кто сегодня придёт к нам в гости? Тогда отгадайте загадку:

В цирке он смешнее всех, У него большой успех. Только вспомнить остаётся

Весельчак тот как зовётся? (Клоун) (Индивидуальные ответы детей). Правильно отгадали, это Клоун. Ребята, послушайте внимательно и скажите есть в слове КЛОУН звук [Л]? (Воспитатель проговаривает слово, утрируя каждый звук, выслушивает полные ответы детей) Где находится звук Л в начале слова, в середине или в конце слова? (1-2 ответа детей). Но это ещё не всё. Любимый звук Л у Клоуна потому, что его имя начинается с этого звука. Имя это старинное, сейчас очень редко встречается -Лаврентий. Красивое, правда. Оно означает.

3. Давайте поиграем в игру «Поймай звук», я буду называть вам разные части слов, а вы, когда услышите звук Л, хлопните в ладоши. Будьте внимательны: ла, му, ко, лу, ру, та, ло, ры, лы.

- Молодцы, ребята, все правильно поймали звук [Л].

4. А вы знаете, Лаврентий очень большой чудак. Давайте посмотрим, что у него в конверте. Ой, да он всё перепутал. Послушайте:

«Клоун-чудак делал всё не так: ломом копал, лопатой ломал, долотом шил, иглой долбил, колуном пилил, пилой колол, метлой белил, а кистью мёл».

Помогите нашему гостю разобраться, что он сделал не так. (Ответы детей) Какой звук чаще всего встречается в стихотворении? Внимательно послушайте его ещё раз и назовите слова, в которых слышится звук [Л].

5. Лаврентий решил построить себе дом. Для этого ему нужны инструменты. А какие, давайте узнаем. На доску выставляются картинки с изображением разных инструментов. Дети загадывают загадки.

Загадки: 1. Кланяется, кланяется, придёт домой - растянется. (Топор)

2. Ела, ела, дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. (пила)

3. По деревянной речке плывёт кораблик новый. Свивается в колечки дымок его сосновый (рубанок).

4. Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом. Я ребятам помогаю делать горку, строить дом. (Лопата)

5. Где упрётся хвостом, станет дырка потом. (Шило).

6. Бьют Ермилку что есть по затылку, а он не плачет, только ножку прячет (гвоздь, молоток).

Какие предметы мы ещё не назвали? Вопросы: как эти предметы назвать одним словом? В названии каких инструментов слышится звук [Л]? В какой части слова он находится? (Дети чётко проговаривают слова и определяют положение звука в них)

- Ребята, скажите пожалуйста, из чего делают рабочие инструменты? (Из металла, как можно сказать про инструменты, сделанные из металла как, сделанные из металла, они какие? (металлические). Как вы думаете, почему их делают из металла? (Инструменты должны быть прочные, поэтому их делают из металла.

- Что было бы, если бы молоток был сделан из стекла) (Стеклянный молоток разбился бы):

- а пила из дерева? (Деревянной пилой нельзя пилить, она сломалась бы.)

- отвёртка из пластилина?

- клещи из картона?

Восп.: правильно, ребята, металлические инструменты самые прочные.

Физминутка: Ла-ла-ла - Мила пол мела.

Лу-лу-лу - Слава взял пилу,

Ул-ул-ул - Михаил уснул,

Ил-ил-ил - Глеб дрова рубил.

П. 1. Воспит.: Используя эти инструменты Лаврентий построил себе дом. Давайте ему поможем его обставить мебелью. Скажите, в каком магазине продаётся мебель? Клоуну надо купить мебель, в названии которой есть его любимый звук. Напомните, какой это звук? (На доске размещаются картинки с изображением мебели.) Кто хочет быть продавцом мебельного магазина? (Желающие дети исполняют роль продавца и покупателей). Деление слов на части.

2. Ролевые диалоги детей с использованием форм вежливости: будьте добры, пожалуйста, спасибо, я бы хотел у вас купить. мне понравился. можно его купить. и др. (Картинки выставляются на наборное полотно)

Восп.: Ребята, проверьте, правильно выбрана мебель для Клоуна? (Да. во всех названиях «купленных» предметов мебели слышится звук [Л]. Клоун благодарит вас всех за помощь, с этой мебелью ему будет в доме очень уютно.

3. Ребята, нам бабушка Загадушка прислала письмо и велела Клоуну к новоселью купить обновки. Послушайте, что она написала: «Вам бабушка прислала на наряды 100 рублей, что хотите покупайте, но наряды выбирайте лишь со звуком [Л] в названье, приготовились вниманье!

Мы купим Клоуну куртку или плащ? почему?

- платок или берет? почему?

- лосины или брюки?

- ботинки или лапти?

Клоун очень любит заниматься спортом, что вы ему купите лыжи или коньки? Воланчик

для бадминтона или мяч для тенниса?

Молодцы! Я думаю, что Лаврентий остался доволен, посмотрите, как он улыбается вам.

4. А вы знаете бабушка Загадушка и про вас не забыла, она прислала новую игру, вот какую: «Лото» называется, угадали, почему лото? Потому что в этом слове сльппится звук [Л].

III. Дети на столах выполняют задание: выбрать карточки с предметами, в названии которых слышится звук [Л] и принести их Лаврентию, чтобы всем вместе проверить правильность выполнения задания. Подведение итога занятия. «С каким звуком мы сегодня играли.

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Автоматизация звука [л] в речи. Конспект НОД с детьми старшей группы по обучению грамоте
Опубликовано: 5 марта 2013 в 14:32
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...
Речевой центр и мини-библиотека в подготовительной группе.
Одна из ведущих задач в дошкольном возрасте, которую решают педагоги – это развитие связной речи. Речь – средство общения и от её качества зависит успешность...