Получи документы

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте

Ирина Гринберг
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте

Тема: Звук и буква «Р,р», перелетные птицы

Цель: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Программное содержание

Образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [р]. Упражнять в умении определять место звука [р] в слове (начало, середина, конец).

Публикация «Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте» размещена в разделах

Развивающие: Познакомить с буквой «Р, р». Научить заменять первый звук в словах на звук [р].Учить подбирать слова с заданным слогом. Развивать умение удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3-4 элементов, ряд слов - из 3 элементов. Учить анализировать и составлять слова хор, сор. Развивать ручной праксис и зрительную память.

Воспитательные: Воспитывать усидчивость, любознательность, интерес к занятиям.

Материалы и оборудование: предметные картинки: зеркала, мяч, ведёрки, панно пруда, фишки красного и синего цвета, символ звука [р], демонстрационный домик для согласных звуков, ромашки, картинки, напоминающие букву «Р», демонстрационные буквы Х, Р, О, С, пластилин, картонные ракеты на каждого ребёнка.

Ход деятельности

Организационный момент. В группе сооружён макет ракеты. Детям предлагается космическое путешествие. Дети занимают места в ракете.

- Артём, а какой первый звук ты слышишь в слове «ракета»?

- Правильно, звук [р].

Сообщение темы занятия

- Сегодня мы с вами будем называть слова со звуком [р], познакомимся с буквой «Р» и поиграем во множество игр.

1. Знакомство со звуком [Р].

- Мы прибыли на первую станцию, выходим. (Дети подходят к столу с зеркалами. На панно – картинки замков согласных и гласных звуков)

- Ребята, возьмите зеркала. Давайте произнесём звук [р].

Артикуляция звука :

- губы свободны;

- зубки сближены, но не соприкасаются;

- кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и вибрирует;

- воздушная струя идет посередине языка;

- горлышко «работает».

Символ «собака рычит: РРР»

Дети определяют, что звук [р] согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, звонкий, обозначается синим кружочком с колокольчиком.

2. Фонетическое упражнение «собака рычит: РРР»

- Ну что, ребята, летим дальше? (Дети усаживаются в ракету)

3. Игра «Повторялочки»

- А пока летим на следующую станцию, давайте поиграем в игру «Повторялочки». Я буду называть несколько слогов, а вы по очереди будете их повторять.

Ра-ро-ру-ры ра-ро-ру пра-про-пру-пры

Ро-ру-ры-ро ро-ру-ры апр-опр-упр

Рана – рак – рыба рыба – рынок – рак

4. Игра «Поймай рыбку»

- Ребята, а мы подлетели к следующей станции. На этой планете много озер и прудов. Давайте порыбачим. (Дети подходят к столу с воображаемым прудом).

- Каждый из вас будет ловить рыбку определять позицию звука [р] в слове (начало, середина, конец) и опускать рыбку в нужное ведерко. (После окончания игры дети садятся в ракету)

5. Пальчиковая гимнастика

- Ребята, а я увидела, как сейчас мимо нас пролетела стая перелётных птиц. Давайте вспомним с вами зарядочку для пальчиков о перелётных птицах.

Ладони прижаты друг к другу, пальцы растопырены. Услышав название птицы, дети стучат подушечками пальцев поочередно:

Эта птица – скворушка,

Чёрненькое пёрышко.

Здесь сидит кукушка –

Известная болтушка.

Это – суетливый стриж,

Это – развесёлый чиж.

Закурлыкали вдали

Журавлики – журавли.

6. "Подбери слова на слоги" : (дети подбирают слова)

-Ра- (работа, рана, радость,.)

-Ро- (робот,рокот, ров,.)

-Ру- (руки, ручка, рукав,.)

-Ры- (рыба, рысь, рынок,.).

7. Знакомство с буквой «Р, р».

- Ребята, а вот еще одна станция. (Дети выходят и подходят к столу).

- Послушайте загадку:

Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска)

- Посмотрите, буква «Р» похожа на расчёску.

Как запомнить букву «Р»?

Каждый может, например,

Руку на бочок подставить

И друг другу «Р» представить. (Дети изображают букву.)

- Посмотрите, из скольких элементов состоит эта буква? (Двух)

Дети садятся за столы.

- Ребята, посмотрите, буква «Р» большая и маленькая одинаково выглядят.

- Давайте нарисуем букву в воздухе, на столе.

- Сейчас мы с вами будем разбирать по звукам слова.

8. Анализ слов : ХОР, СОР.

Раздаю детям фишки синего и красного цвета.

- Ребята, послушайте, сколько звуков я произнесу : ХОР? (Три)

- Какой первый звук? (звук [х]). Второй звук? (звук [о]) Третий? ([р])

- Каким кружочком мы обозначим звук [х]? (синим)

- Положите синий кружок перед собой.

- Каким кружочком мы обозначим звук [о]? (красным)

- Обозначьте третий звук [р] кружочком.

Раздаю детям демонстрационные буквы Х, О, Р. Дети выстраиваются в слово «хор».

Аналогично разбирается слово «сор».

9. Динамическая пауза с мячом «Замени первый звук на звук [р]»

- Дети, давайте поиграем с мячом.

Дети становятся полукругом, взрослый - напротив детей.

- Я буду называть один слово, а вы должны убрать первый звук и вместо него поставить звук [р] : например – хобот – робот.

Танец – ранец мычать – рычать

Пугать – ругать лама – рама

Макеты – ракеты мука – рука

Поза – роза мак – рак

Дети садятся за стол.

- А теперь давайте вылепим букву «Р». Дети лепят из пластилина букву и выкладывают её на картонную ракету, вырезанную заранее логопедом.

Дети подходят к ракете и видят демонстрационные ромашки на полу.

10. Найди правильные буквы «Р» на ромашках

- Ребята, найдите ромашки, на которых буква «Р» изображена правильно.

11. Итог занятия

Дети садятся в ракету.

- Дети, вспомните, в какие игры мы сегодня играли?

- Вспомните слова со звуком [р].

- Вот мы и вернулись домой.

Дети выходят из ракеты.

Оценка деятельности детей, раздача поощрительных смайликов.

Публикации по теме:

«Путешествие по городу Буквограду». Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе«Путешествие по городу Буквограду». Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Путешествие по городу Буквограду». Ход занятия. Орг. момент. Логопед: - Ребята, я приглашаю вас на прогулку по незнакомому вам городу.

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Весна» Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе Тема: Весна. Задачи: Коррекционно-образовательные 1. Закреплять представления.

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Весна» Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе Тема: Весна. Задачи: Коррекционно-образовательные 1. Закреплять представления.

Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и обучение грамоте в подготовительной группе Тема «Звуки д, д'» НАШИ ДРУЗЬЯ — ДЕДУШКА ДОМОВОЙ И ДОМОВЕНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ. 1. Вырабатывать правильную артикуляцию.

Консультация для педагогов «Развитие и усвоение навыков звукового анализа» Методическая разработка для педагогов "Развитие и усвоение навыков звукового анализа" Основная задача обучения грамоте – формирование у.

Методическая разработка для педагогов «Развитие и усвоение навыков звукового анализа» Методическая разработка для педагогов "Развитие и усвоение звукового анализа" Основная задача обучения грамоте – формирование у детей общей.

НОД по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе «Добро побеждает зло!»НОД по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе «Добро побеждает зло!» НОД по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе «Добро побеждает зло!» Цели: Коррекционно-образовательные: - Учить.

Проект по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Игры со звуками и словами» Пояснительная записка. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ш], буква Ш» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук «Ш», буква «Ш». Цель занятия: организовать.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Дифференциация звуков [С]-[Ш] Цели: коррекционно - образовательные: Учить детей давать акустико –артикулляционную характеристику звуков С,Ш с опорой на различные виды.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте
Опубликовано: 31 октября 2016 в 16:18
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД