МААМ-картинки

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ш], буква Ш»

Ирина Шваб
Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ш], буква Ш»

Конспект занятия по обучению грамоте

в подготовительной логопедической группе.

Тема: «Звук «Ш», буква «Ш».

Цель занятия : организовать познавательную деятельность детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Корригировать произношение звука «Ш».

2. Учить осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Публикация «Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе „Звук [Ш], буква Ш“» размещена в разделах

3. Упражнять в определении позиции звука «Ш» в словах (начало, середина, конец).

4. Познакомить с буквой. «Ш», соотнести звук «Ш» с буквой.

5. Формировать начальные навыки чтения.

Коррекционно-развивающие:

1. Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;

2. Корригировать и развивать слуховое восприятие;

3. Корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;

4. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитывать интерес к занятию;

2. Воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).

3. Формировать навыки сотрудничества, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в коллективе;

4. Воспитание аккуратности.

Здоровьесберегающие:

1. Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;

2. Соблюдать правильную посадку детей;

3. Чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:

Демонстрационный материал: домики для звуков, буквы; картинка –воздушный шар, предметные картинки для артикуляционной гимнастики, указка, столы, стульчики.

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, конверты с заданиями, фишки для звукового анализа, мячики - массажёры, синие карандаши, буквы «М», «Ш», «К», «Ы», «А».

Ход занятия:

Организационный момент.

Психологический настрой.

-Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

- Я хочу вам пожелать, чтобы у вас сегодня было доброе утро, добрый день, ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.

- Ребята, а вы любите путешествовать?

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.

- Как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие? (Ответы детей. На самолёте, на ракете, на поезде).

- А мы с вами отправимся в путешествие на воздушном шаре.

- Посмотрите на картинку. Из каких частей состоит воздушный шар?

(Шар и корзина).

- Корзину нам заменят наши стульчики. А шар мы построим из пальчиков.

Пальчиковая фигура «Шарик».

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение).

- Давайте, подуем на наш шар.

- Наш воздушный шар готов к полёту, заходите в корзину, отправляемся в путешествие в страну Букварию.

Мы летаем высоко

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

(На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ним соответствующие фишки для обозначения звуков)

- Посмотрите, что это за домики? (Домики для букв).

- Какие буквы живут в красном домике? (Гласные буквы).

- Какие буквы живут в синем домике? (Согласные, твёрдые).

- Правильно: гласные и согласные.

- Как вы видите, буквы делятся на 2 неравные группы : большую из них составляют – согласные, а меньшую – гласные.

Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В тёмном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

(При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть).

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

(Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).

- А на чём мы с вами прилетели? (На воздушном шаре.) Посмотрите и прочитайте, что написано на корзине воздушного шара? Какой звук в начале этого слова? (Звук Ш) Сегодня мы будем закреплять произношение звука Ш.

Возьмите зеркало и посмотрите, правильно ли у вас работают губы, язык,

когда вы произносите звук «Ш».

- Что делают наши губы, когда мы произносим звук Ш?

(Губы округлены и слегка вытянуты вперёд).

- Что делает наш язычок, когда мы произносим звук Ш?

(Язычок поднимается к нёбу за верхние зубки. Широкий язычок наверху образует «чашечку»).

- А какой воздух выходит изо рта, когда мы произносим звук Ш? Поднесите ладонь ко рту и скажите все Ш Ш Ш

(Теплая воздушная струя идёт по центру язычка).

- А что делает голос, когда мы произносим Ш. Приложите руку к горлышку произнесите Ш Ш Ш

(Горлышко «молчит»).

- Произнесём звук «Ш». Какой он гласный или согласный?

- С голосом произносим его или без голоса? Значит он звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?

- Запомните, звук «Ш» всегда твёрдый! Он согласный, живёт в синем домике.

- Для правильного произношения шипящих звуков надо выполнять

артикуляционную гимнастику для язычка.

- Давайте с вами потренируем наш язычок.

Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков («Лягушка - Хоботок», «Блинчик», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок»).

- Ребята, вы знаете, что звук – это то, что мы произносим. Но каждый звук обозначается определённой буквой. Посмотрите (показ буквы «Ш»).

- Звук «Ш» на письме обозначается буквой «Ш». На что похожа эта буква?

На что похожа буква Ш

На зубья этого ковша.

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.

- Становитесь в круг. Мы потренируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

(Возьмите мячики, сделаем пальчиковую гимнастику).

Этот шарик не простой

Весь колючий вот такой.

Меж ладошками кладём

Им ладошки разотрём.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем.

Можно шар катить по кругу,

Перекидывать друг другу.

Раз, два, три, четыре, пять

Нам пора и отдыхать.

- Отдохнули, а за столами вас ждёт новое задание.

Задание №1. «Найди и обведи все буквы Ш».

( раздаточный материал: конверты на каждого ребёнка и карандаши синего цвета)

Е Щ Ш Ё Ш Ц И Ч П Ш Щ

Задание №2. «Определение позиции звука Ш в словах

Отметить место звука Ш в словах (начало, середина, конец). Раскрасить отмеченное окошко синим карандашом.

Картинки «шапка», «мишка», «душ».

Задание №3. «Выложи букву Ш»

Тактильное восприятие. (Из счётных палочек, из фасоли, из спичек и т. д.)

Задание №4. «Разложи слова на слоги».

(3 обруча – синий – картинки, где 1слог, красный – картинки, где 2слога жёлтый – 3слога; предметные картинки, где звук Ш.)

Надо проговорить слова, чтобы узнать сколько слогов в каждом слове и разложить их.

- Молодцы! Все справились.

Задание №5. «Выполни звукобуквенный анализ слова».

В конверте буквы, они потерялись, надо собрать слово и прочитать какое слово получилось.

- Давайте разделим слово «мышка» на слоги (мыш-ка).

- Сколько слогов в этом слове? (В этом слове 2 слога).

- Теперь составим звуковую схему этого слова.

- Какой первый звук в слове? (1-й звук «М»).

- Какой это звук? (Согласный, твёрдый, звонкий).

- Какой следующий звук? (Звук «Ы»)

- Какой он? (Гласный).

- Назовите третий звук в этом слове? (Звук «Ш»).

- Какой он? (Согласный, твёрдый, глухой).

- Какой 4-й звук? (Звук «К»).

(Согласный, твёрдый, глухой).

- Какой последний звук?

(Звук «А»).

- Ребята, назовите сколько гласных звуков в этом слове? (2 – «Ы», «А»).

- Сколько согласных звуков? (3 – «М», «Ш», «К»).

- Ребята, мы с вами прилетели в страну Букварию на воздушном шаре. Но пришла пора возвращаться нам обратно в детский сад. Займите свои посадочные места. (На стульчиках лежат предметные картинки – перевёрнутые). А на моём месте – схема предложения.

- Что это такое? (Схема предложения).

- Давайте составим с вами предложения.

Задание №6 «Придумай предложение по схеме».

(Работа по схеме предложения, с помощью предметных картинок).

Составить предложения со словами: машина, груша, карандаш, шар, кошка, мышка, лягушка, кукушка).

- Сколько слов в предложении?

- Назовите первое, второе, третье слово?

Мы летаем высоко

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

Итог занятия. - Понравилось вам наше путешествие? Что нового вы узнали? С каким звуком, буквой вы познакомились?

Публикации по теме:

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе Цели занятия: 1. Коррекционные: закреплять навыки правильного произношения поставленных звуков; развивать фонематическое восприятие. 2.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Учимся, играя»Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Учимся, играя» Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема: "Учимся играя" "Сделать серьезное занятие для ребенка.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «К нам гости пришли — Буква О». Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. расширять и конкретизировать представления о звуках (гласные, согласные мягкие и согласные твёрдые).

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической к школе группе «Зимняя сказка» Коррекционные задачи: Развивать слуховую память и фонематическое восприятие. Совершенствование умения детей в звуковом анализе и синтезе,.

Конспект ООД по обучению грамоте «Путешествие по африканской саванне» в подготовительной логопедической группе Задачи: Коррекционно- образовательные: Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран». Совершенствование.

Конспект занятия по обучению грамоте и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР Занятие по обучению грамоте и формированию связной речи у детей с ОНР. (второй год обучения) Фронтальное занятие с группой детей. (11 человек).

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звуки [В], [В’]. Буква В» Цели: 1. Уточнить артикуляцию звуков В, В’. 2. Дать характеристику звуков В, В’. 3. Учить дифференцировать звуки В, В’ на слух и находить.

Видеоотчет о НОД по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной логопедической группы «Школа веселого Колобка» Тема: «Звук и буква К». Цель: Познакомить со звуком и буквой К. Задачи: 1. Образовательные: учить учащихся выделять звук [к] в ряду слов,.

Проект по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Игры со звуками и словами» Пояснительная записка. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников.

Занятие по обучению грамоте для детей с ОНР в старшей логопедической группе «Твердые и мягкие согласные звуки»Занятие по обучению грамоте для детей с ОНР в старшей логопедической группе «Твердые и мягкие согласные звуки» Конспект образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ш], буква Ш»
Опубликовано: 16 марта 2016 в 21:45
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД