Открытое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР

Наталья Шатовкина
Открытое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР

Открытое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР

Конспект открытого логопедического занятия

по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР III ур р. р. в подготовительной к школе группе по теме: «Волшебное путешествие по зимнему лесу».

Шатовкина Н. В. учитель–логопед ОГОУ «Детский дом № 4»

Иркутской области, г. Шелехова.

Цель:Расширять и активизировать словарь по лексическим темам: «Деревья»,«Животные наших лесов», «Птицы».

Задачи.

1. Образовательные:

- упражнять детей в составлении сложносочиненных предложений;

- учить детей образовывать сложные слова слияния основ;

- совершенствовать навыки практического применения в речи согласования притяжательных прилагательных с сущ. в роде и числе, образования родительного падежа мн. ч. существительных.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое внимание, обоняние, память;

- совершенствовать процессы сравнения, воображения, логического мышления;

-отрабатывать координацию речи с движением, моторно-зрительные координации.

3. Воспитательные:

- воспитывать доброе отношение к животным, к природе;

- воспитывать навык коллективной работы.

Оборудование: предметные картинки животных, птиц, кормушка, деревья, Лесник, Ежик.

Ход занятия

I. Вводная часть.

Логопед. Сегодня мы с вами побываем в Волшебном лесу. Но чтобы попасть в лес, нужно отгадать загадку.

Дел у меня немало

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю.

Белю поля, дома,

Зовут меня (Зима)

Логопед. Закройте глаза. Один, два, три. Откройте глаза. В кого я превратилась? (логопед надела наряд зимы). Я приглашаю вас в путешествии по Зимнему, Волшебному лесу.

И вам предлагаю превратиться в животных наших лесов (дети надевают маски зверей).

Логопед. У меня есть волшебная палочка, сейчас я ей взмахну и мы окажемся в лесу (музыка, свет).

II. Основная часть

1. Игра «Полянка в зимнем лесу».

Логопед. Зимой падает снег. Снег покрывает все поля, деревья. Снег падает на землю. Как это называется? (Снегопад). Обратите внимание, что это слово состоит из двух частей (слов) снег - падать.

Логопед. Ребята, мы с вами пришли в лес. Посмотрите сколько здесь

деревьев. А вы знаете, какие есть деревья? (Хвойные, лиственные) А вот это какие деревья? Понюхайте, как пахнет их хвоя (дает нюхать).

2. Игровое задание «О ком заботится лесник?»

Дети встречают в лесу лесника.

Логопед. Кто из вас знает, как называется человек, который ухаживает за лесом, за птицами и животными, которые живут в лесу? (Лесник).

Давайте познакомимся с Лесником.

Выберите тех животных, о которых заботится лесник (дети отбирают картинки). О ком заботится Лесник? (о лисах, о зайцах и. т. д., а теперь выберите картинки птиц. О ком заботится лесник? (о дятлах, о совах и т. д.).

3. Подвижная игра «Семья»

Логопед. Ребята, вы знаете, что животные тоже живут семьями. Если мама - лиса, папа-лис, детеныш-лисенок и т. д. (Логопед кидает мяч, ребенок отвечает на вопрос).

4. Составление сложносочиненных предложений о зиме.

Логопед. Но кто это шевелится под снегом? Да ведь это ежик! Здравствуй, Ежик! Как ты тут очутился?

Ежик. Здравствуйте! Рыжая плутовка-лиса разбудила меня, сказала, что уже наступила весна. Я вылез из своей норки.

Ежик. Я всю зиму сплю и ничего не знаю о ней. Расскажите мне о зиме.

Логопед. Хорошо, я буду составлять начало предложения о лете, а вы ребята, продолжите, составляя конец предложение о зиме. Договорились?

Летом солнце светит много, а зимой солнце светит мало.

Летом земля покрыта зеленой травкой, а зимой земля покрыта белым снегом.

Летом на деревьях листочки, а зимой деревья голые.

Летом дети купаются в реке, а зимой катаются на коньках.

(Дети хором повторяют составленные предложения.).

Логопед. Ну, что, ежик теперь ты знаешь, что бывает зимой?

Ежик. Спасибо, ребята! Я многое узнал от вас и зиме. Какие вы молодцы: умеете составлять такие длинные предложения!

5. Динамическая пауза.

Ежик. Что-то я совсем замерз. Да, иголки согреть не могут.

Логопед. Знаешь, что? Давай вместе с нами поиграем в игру, и ты разогреешься, мы тоже долго гуляли по лесу и замерзли.

Как у наших у ребят

Ножки весело стучат

Топ-топ, топ-топ.

Ножки весело стучат.

А устали ножки

Хлопают ладошки,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп

Хлопают ладошки.

Поиграем мы немножко

Да похлопаем в ладошки

Пальчики мы согреваем-

Их сжимаем, разжимаем!

А потом в присядочку

Пляшут дети рядышком.

К низу – к верху, раз и два-

Вот как пляшет детвора.

6. Игра «Отгадай. Почему?»

Логопед. Ребята! Послушайте внимательно и ответьте.

Ель на Ежика похожа. Ель в иголках Ежик тоже. Почему они похожи?

7. Игра «Зима—лето»

Логопед. А теперь проверим, хорошо ли вы знаете признаки зимы и лета.

Поиграем в игру «Зима-лето». Лето - веселое солнышко и улыбнулись, Зима- снежинка и нахмурились.

Логопед произносит предложения, дети поднимают символы: зимы (снежинка, лета (солнце). Наступили холода, превратилась в лед вода. Весело стрекочут кузнечики. Дима пошел на речку купаться.

Ежик. Ох! Что-то я уже захотел опять спать. Давайте прощаться, ребята!

Я надеюсь, летом мы опять увидимся. А это вам подарок-загадка, вы

обязательно ее отгадаете.

7. Игра «Чудо - зверь»

Логопед. Давайте посмотрим, что же нам подарил Ежик. Посмотрите!

Чудо-зверь! Бывают такие звери в природе? Кто самый внимательный, кто догадался, каких животных хотел нарисовать Ежик? (рисунок).

Зайца. У этого животного заячьи уши.

Белка. У этого животного беличий хвост.

Лису. У этого животного лисья морда.

Волк. У этого животного волчье туловище.

Медведь. У этого животного медвежьи лапы.

Логопед. Молодцы! Вы разгадали эту загадку.

8. Игра «Отгадай загадки»

Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это (воробей).

Окраска – сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона.

Кто это? (ворона).

Непоседа,Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая (сорока).

Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягодки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять (снегирь).

Я по дереву стучу, Червяка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой (дятел)

Логопед. Ребята! Назовите зимующих птиц. Молодцы! (картинки)

Логопед. Кто самый внимательный, тот ответит, какую птицу мы можем назвать: Красногрудый, чернокрылый, длиннохвостая.

9. Игра «Кормушка»

Логопед. Посмотрите, Кто это? (птицы). Многие птицы зимой собираются стайками. Так им легче добывать корм и не так холодно ночевать на морозе. Мы кормушку смастерили и столовую открыли. Вешают кормушку на дерево.

Логопед. (обращается к каждому из детей по очереди). Ко мне на кормушку прилетел воробей, а к тебе стайка (воробьев, снегирей, галок, ворон, синиц, сорок и. т, д.).

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Приручите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

10. Игра на развитие внимания.

Логопед. Сейчас мы с вами, ребята поиграем. Будьте внимательными,

выполняйте только те движения, которые я назову:

В стороны руки: ими помашем!

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Руки в замок и назад.

Полетела птица-мать

Малышам жучков искать.

Полетела, полетела, на … села.

(… на головку, на плечи, на колени, на живот, на затылок, на лоб).

Сбивчивый момент: логопед периодически выполняет не те движения,

которые называет.

III. Заключительная часть.

1. «Возвращение домой»

Логопед. Ребята! Пора нам возвращаться домой. Давайте прощаться с

Зимнем лесом. Закрывайте глаза

Раз, два, три, четыре, пять

Вот и дома мы опять! (глаза открыли)

Логопед. У кого в гостях вы были? Где вы гуляли? Что вы видели?

Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали.

Лесник. Дорогие, ребята! Кое- как вас нашел. Вот вам угощение от лесных жителей, нашего леса. Вы им очень понравились (сладкий подарок).

Логопед. Большое спасибо! Поиграй с нами Лесник на прощанье.

2. Музыкальная игра «Снежинки»

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Занимательная улитка» для развития речи детей дошкольного возраста.Дидактическая игра «Занимательная улитка» для развития речи детей дошкольного возраста. Дидактическая игра "Занимательная улитка" предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Направлена на развитие фонематического.

Коррекционные занятия с детьми по заданию логопеда во второй половине дня. Методическое пособие 01 октября 2012 год 1. Артикуляц. гимнастика (обшая) (см. тетрадь 1 стр.) 2. Гимнастика для рук (общая) (см. тетрадь 2 стр.) 3. Развитие.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Открытое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР
Опубликовано: 6 мая 2013 в 14:45
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет посещения музея «Дружбы народов». Подготовительная группа
Недавно мы с детьми подготовительной группы посетили выездной музей, который приехал в Магнитогорск. Предварительно была проведена беседа: что такое музей,...
Конспект занятия «День героев Отечества» для воспитанников 4 Группы с ОВЗ
Цель: Расширение знаний о детях - героях нашего времени. Задачи: - Познакомить с историей возникновения праздника. Расширить кругозор детей о героях...
Консультация для родителей «Гимнастика для глаз»
Очень важно помнить и не забывать, что зрение нужно беречь с раннего детства. А взрослые должны этому уделять большое значение. Сейчас дети очень много...
Мастер-класс «Зимняя сказка на окне».
Украшение помещений к Новому году в нашем детском саду идёт полным ходом, все проявляют творчество, выдумку и фантазию. В этом году я решила украсить окна...
Экологический макет «Земля-наш общий дом! Береги её!»
«Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, Что вошло в разум и сердце из окружающего мира- от этого в решающей степени зависит, каким...