Открытое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР

Наталья Шатовкина
Открытое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР

Открытое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР

Конспект открытого логопедического занятия

по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР III ур р. р. в подготовительной к школе группе по теме: «Волшебное путешествие по зимнему лесу».

Шатовкина Н. В. учитель–логопед ОГОУ «Детский дом № 4»

Иркутской области, г. Шелехова.

Цель:Расширять и активизировать словарь по лексическим темам: «Деревья»,«Животные наших лесов», «Птицы».

Задачи.

1. Образовательные:

- упражнять детей в составлении сложносочиненных предложений;

- учить детей образовывать сложные слова слияния основ;

- совершенствовать навыки практического применения в речи согласования притяжательных прилагательных с сущ. в роде и числе, образования родительного падежа мн. ч. существительных.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое внимание, обоняние, память;

- совершенствовать процессы сравнения, воображения, логического мышления;

-отрабатывать координацию речи с движением, моторно-зрительные координации.

3. Воспитательные:

- воспитывать доброе отношение к животным, к природе;

- воспитывать навык коллективной работы.

Оборудование: предметные картинки животных, птиц, кормушка, деревья, Лесник, Ежик.

Ход занятия

I. Вводная часть.

Логопед. Сегодня мы с вами побываем в Волшебном лесу. Но чтобы попасть в лес, нужно отгадать загадку.

Дел у меня немало

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю.

Белю поля, дома,

Зовут меня (Зима)

Логопед. Закройте глаза. Один, два, три. Откройте глаза. В кого я превратилась? (логопед надела наряд зимы). Я приглашаю вас в путешествии по Зимнему, Волшебному лесу.

И вам предлагаю превратиться в животных наших лесов (дети надевают маски зверей).

Логопед. У меня есть волшебная палочка, сейчас я ей взмахну и мы окажемся в лесу (музыка, свет).

II. Основная часть

1. Игра «Полянка в зимнем лесу».

Логопед. Зимой падает снег. Снег покрывает все поля, деревья. Снег падает на землю. Как это называется? (Снегопад). Обратите внимание, что это слово состоит из двух частей (слов) снег - падать.

Логопед. Ребята, мы с вами пришли в лес. Посмотрите сколько здесь

деревьев. А вы знаете, какие есть деревья? (Хвойные, лиственные) А вот это какие деревья? Понюхайте, как пахнет их хвоя (дает нюхать).

2. Игровое задание «О ком заботится лесник?»

Дети встречают в лесу лесника.

Логопед. Кто из вас знает, как называется человек, который ухаживает за лесом, за птицами и животными, которые живут в лесу? (Лесник).

Давайте познакомимся с Лесником.

Выберите тех животных, о которых заботится лесник (дети отбирают картинки). О ком заботится Лесник? (о лисах, о зайцах и. т. д., а теперь выберите картинки птиц. О ком заботится лесник? (о дятлах, о совах и т. д.).

3. Подвижная игра «Семья»

Логопед. Ребята, вы знаете, что животные тоже живут семьями. Если мама - лиса, папа-лис, детеныш-лисенок и т. д. (Логопед кидает мяч, ребенок отвечает на вопрос).

4. Составление сложносочиненных предложений о зиме.

Логопед. Но кто это шевелится под снегом? Да ведь это ежик! Здравствуй, Ежик! Как ты тут очутился?

Ежик. Здравствуйте! Рыжая плутовка-лиса разбудила меня, сказала, что уже наступила весна. Я вылез из своей норки.

Ежик. Я всю зиму сплю и ничего не знаю о ней. Расскажите мне о зиме.

Логопед. Хорошо, я буду составлять начало предложения о лете, а вы ребята, продолжите, составляя конец предложение о зиме. Договорились?

Летом солнце светит много, а зимой солнце светит мало.

Летом земля покрыта зеленой травкой, а зимой земля покрыта белым снегом.

Летом на деревьях листочки, а зимой деревья голые.

Летом дети купаются в реке, а зимой катаются на коньках.

(Дети хором повторяют составленные предложения.).

Логопед. Ну, что, ежик теперь ты знаешь, что бывает зимой?

Ежик. Спасибо, ребята! Я многое узнал от вас и зиме. Какие вы молодцы: умеете составлять такие длинные предложения!

5. Динамическая пауза.

Ежик. Что-то я совсем замерз. Да, иголки согреть не могут.

Логопед. Знаешь, что? Давай вместе с нами поиграем в игру, и ты разогреешься, мы тоже долго гуляли по лесу и замерзли.

Как у наших у ребят

Ножки весело стучат

Топ-топ, топ-топ.

Ножки весело стучат.

А устали ножки

Хлопают ладошки,

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп

Хлопают ладошки.

Поиграем мы немножко

Да похлопаем в ладошки

Пальчики мы согреваем-

Их сжимаем, разжимаем!

А потом в присядочку

Пляшут дети рядышком.

К низу – к верху, раз и два-

Вот как пляшет детвора.

6. Игра «Отгадай. Почему?»

Логопед. Ребята! Послушайте внимательно и ответьте.

Ель на Ежика похожа. Ель в иголках Ежик тоже. Почему они похожи?

7. Игра «Зима—лето»

Логопед. А теперь проверим, хорошо ли вы знаете признаки зимы и лета.

Поиграем в игру «Зима-лето». Лето - веселое солнышко и улыбнулись, Зима- снежинка и нахмурились.

Логопед произносит предложения, дети поднимают символы: зимы (снежинка, лета (солнце). Наступили холода, превратилась в лед вода. Весело стрекочут кузнечики. Дима пошел на речку купаться.

Ежик. Ох! Что-то я уже захотел опять спать. Давайте прощаться, ребята!

Я надеюсь, летом мы опять увидимся. А это вам подарок-загадка, вы

обязательно ее отгадаете.

7. Игра «Чудо - зверь»

Логопед. Давайте посмотрим, что же нам подарил Ежик. Посмотрите!

Чудо-зверь! Бывают такие звери в природе? Кто самый внимательный, кто догадался, каких животных хотел нарисовать Ежик? (рисунок).

Зайца. У этого животного заячьи уши.

Белка. У этого животного беличий хвост.

Лису. У этого животного лисья морда.

Волк. У этого животного волчье туловище.

Медведь. У этого животного медвежьи лапы.

Логопед. Молодцы! Вы разгадали эту загадку.

8. Игра «Отгадай загадки»

Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это (воробей).

Окраска – сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая,

Известная персона.

Кто это? (ворона).

Непоседа,Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая (сорока).

Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягодки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять (снегирь).

Я по дереву стучу, Червяка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой (дятел)

Логопед. Ребята! Назовите зимующих птиц. Молодцы! (картинки)

Логопед. Кто самый внимательный, тот ответит, какую птицу мы можем назвать: Красногрудый, чернокрылый, длиннохвостая.

9. Игра «Кормушка»

Логопед. Посмотрите, Кто это? (птицы). Многие птицы зимой собираются стайками. Так им легче добывать корм и не так холодно ночевать на морозе. Мы кормушку смастерили и столовую открыли. Вешают кормушку на дерево.

Логопед. (обращается к каждому из детей по очереди). Ко мне на кормушку прилетел воробей, а к тебе стайка (воробьев, снегирей, галок, ворон, синиц, сорок и. т, д.).

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Приручите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

10. Игра на развитие внимания.

Логопед. Сейчас мы с вами, ребята поиграем. Будьте внимательными,

выполняйте только те движения, которые я назову:

В стороны руки: ими помашем!

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Руки в замок и назад.

Полетела птица-мать

Малышам жучков искать.

Полетела, полетела, на … села.

(… на головку, на плечи, на колени, на живот, на затылок, на лоб).

Сбивчивый момент: логопед периодически выполняет не те движения,

которые называет.

III. Заключительная часть.

1. «Возвращение домой»

Логопед. Ребята! Пора нам возвращаться домой. Давайте прощаться с

Зимнем лесом. Закрывайте глаза

Раз, два, три, четыре, пять

Вот и дома мы опять! (глаза открыли)

Логопед. У кого в гостях вы были? Где вы гуляли? Что вы видели?

Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали.

Лесник. Дорогие, ребята! Кое- как вас нашел. Вот вам угощение от лесных жителей, нашего леса. Вы им очень понравились (сладкий подарок).

Логопед. Большое спасибо! Поиграй с нами Лесник на прощанье.

2. Музыкальная игра «Снежинки»

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Занимательная улитка» для развития речи детей дошкольного возраста.Дидактическая игра «Занимательная улитка» для развития речи детей дошкольного возраста. Дидактическая игра "Занимательная улитка" предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Направлена на развитие фонематического.

Коррекционные занятия с детьми по заданию логопеда во второй половине дня. Методическое пособие 01 октября 2012 год 1. Артикуляц. гимнастика (обшая) (см. тетрадь 1 стр.) 2. Гимнастика для рук (общая) (см. тетрадь 2 стр.) 3. Развитие.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Открытое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР
Опубликовано: 6 мая 2013 в 14:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...
Эссе «Почему я выбрала эту профессию?»
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное , потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Я всегда считала профессию педагога лучшей для женщины. Ведь...
«Тыква — чудо — овощ». Мои впечатления об Арт — объектах из тыкв.
С 22 сентября по 8 октября 2017 года в Москве проходит Фестиваль сезона «Золотая Осень 2017». В рамках Фестиваля проводится специальная программа,...