Лучший педагог года

Конспект подгруппового коррекционного занятия «Ягоды. Дифференциация звуков [С] — [Ш]»

Людмила Абрамова
Конспект подгруппового коррекционного занятия «Ягоды. Дифференциация звуков [С] — [Ш]»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка», г. Жиздра

Структура подгруппового коррекционного занятия в условиях реализации ФГОС ДО.

Тема: «Ягоды. Дифференциация звуков [С] - [Ш]».

Подготовила :

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад

«Улыбка», г. Жиздра

Абрамова Л. В.

Жиздра – 2022

Оборудование:

Публикация «Конспект подгруппового коррекционного занятия „Ягоды, Дифференциация звуков [С] — [Ш]“» размещена в разделах

для воспитанников: наглядный материал по теме «Ягоды»; опорные схемы описательного рассказа; загадки;

для учителя-логопеда: предметные картинки по теме «Ягоды», опорная картинка для составления описательного рассказа.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций лесных и садовых ягод, беседа.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи и связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные :

- уточнение, расширение и активизация словаря по теме на основе систематизации и обобщения знаний; закрепление обобщающего понятия «Ягоды»;

- закрепление умения отвечать на вопросы полным распространенным предложением;

- закрепление умения составлять и читать слова с пройденными буквами;

- закрепление умения составлять описательный рассказ по схеме;

- обогащение экспрессивной речи словами с приставочными глаголами;

- развитие фонематического восприятия и слуха;

- подбор однокоренных слов;

- совершенствование навыка слогового анализа слов;

- образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными;

- умение согласовывать существительные с числительными;

- расширение и активизация словарного запаса.

Коррекционно-развивающие :

- развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук;

- развитие памяти, мышления;

- развитие навыка связной речи;

- развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Коррекционно - воспитательные :

- воспитание навыков самоконтроля;

- воспитание активности и внимательности на занятии;

- воспитание потребности в речевом общении;

- воспитание интереса к занятиям;

- воспитание бережного отношения к природе.

Планируемые результаты (предпосылки УУД) : формирование умения: выполнять по заданному образцу; отвечать на вопросы полными предложениями; объяснять лексическое значение новых слов; выполнять звукобуквенный и слоговой анализ; обобщать полученные знания, проводить сравнение, делать выводы; грамотно, точно, четко выражать свои мысли; формирование навыков самоконтроля; овладение необходимыми навыками самостоятельной деятельности; развитие познавательного интереса к занятию; формирование умения выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли; формирование умения осуществлять совместную деятельность с педагогом.

Ход занятия.

I. Создание мотивационного поля.

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Садитесь за стол и послушайте стихотворение:

Вот корзина - так корзина!

В ней крыжовник, и малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там и слива, и черника!

К нам ты в гости приходи-ка!

Ягод, что найдем в ней!

Нет полезней и вкусней!

Логопед: О ком говорится в стихотворении? Что лежит в корзине?

Дети: О ягодах.

II. Объявление темы.

1. Беседа о ягодах по вопросам : (активизация и уточнение словаря по теме на основе систематизации и обобщения знаний, закрепление обобщающего понятия «Ягоды»).

Логопед: Посмотрите на картинку и послушайте стихотворение.

Взгляни на наш зелёный сад,

Красивый и опрятный.

Как чудесен ягод аромат,

И сильный, и приятный!

Клубника сладостью полна,

А вишня чуть с кислинкой.

Вдали же слива нам видна,

Малина как с картинки!

Логопед: Как называются ягоды, которые растут в саду?

Дети: Садовые.

Логопед: Перечислите ягоды, о которых говорится в стихотворении? Какие ещё садовые ягоды вы знаете? (на столе разложены картинки).

Логопед: Молодцы, ребята! Послушайте следующее стихотворение.

Пойдём гулять со мною, друг,

Возьми с собой лукошко.

Посмотри, что растет вокруг,

Пройдемся по дорожке.

Тропинка привела в лесок,

И мы чуть-чуть устали.

Но вот полянка и пенёк,

Лучами солнца залит,

А у пенька, смотри-ка ты,

Краснеет земляника.

Вокруг малинника кусты,

Во мху растет черника!

Логопед: Как называются ягоды, которые растут в лесу?

Дети: Лесные.

Логопед: Перечислите ягоды, о которых говорится в стихотворении? Какие ещё лесные ягоды вы знаете? (на столе разложены картинки).

2. Игра «Отгадай загадки».

А теперь давайте отгадаем загадки. (Дети отгадывают загадки, а помогают им картинки ягод, выложенные на столике).

Шарики душистые

На больших кустах

Любят нас медведи и маленькие дети (Малина).

Красные клубочки

Растут на маленьких кусточках

«Руки протяни и скорей меня сорви» (Клубника).

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая (Чёрная смородина).

Мне в лукошко загляни-ка:

Там лесная (Земляника).

Расту я на кусте колючем,

Пока меня сорвешь -

Все руки обдерешь (Крыжовник).

Чёрный рот и Вероники,

Ведь в лесу полно (Черники).

Летом скромница,

Зимой красавица,

Словно в бусы одетая,

Всем людям нравится.

Растет на деревьях, на вкус горьковатая (Рябина).

Маленькие золотые клубочки

Сидят на веточках, словно точечки.

Оранжевого цвета, на вкус кисло-сладкая, вяжущая, растет на больших кустах (Облепиха).

На вид я словно маленький ежонок,

Покрытый множеством иголок (Ежевика).

Три сестрицы весной зелены,

Летом одна стала бела

Другая черна, а это красна (Красная смородина).

Красная и кислая,

На болоте росла:

Очень полезная ягодка моя (Клюква).

Алая, малая

Едят её моченой

И с сахаром толченой (Брусника).

3. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются»,

начиная с больших).

В лес идем мы погулять. (Обе руки «идут» указательным и

средними пальцами по столу).

За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с

большого.

За брусникой, за калиной,

Землянику мы найдем

И братишке отнесем. (Обе руки «идут» указательным и

средними пальцами по столу).

4. Игра с мячом «Вот какие повара».

Логопед берет в руки мяч:

Начинается игра

«Вот какие повара!»

Есть черника, земляника,

Ежевика и брусника.

Стоит лишь поговорить,

Что из ягод нам сварить.

Логопед: Я буду бросать мяч, и начинать предложение. Вы будете ловить мяч, и заканчивать предложение. Картинки разложены на столе.

Логопед: Из черники можно приготовить…

1-й ребенок: Черничное варенье.

Логопед: Из малины можно приготовить…

2-й ребенок: малиновое варенье, пастилу, морс.

Логопед: Из земляники можно сварить…

3-й ребенок: Земляничный джем, варенье.

Логопед: Из ежевики можно сварить…

4-й ребенок: ежевичное повидло.

Логопед: Из чего варят смородиновое варенье? Крыжовенное варенье? Рябиновое варенье? Облепиховое варенье? Клюквенное варенье? Красно-смородинное варенье? Брусничное варенье?

5. Игра «Перебираем ягоды».

Логопед. Когда ягоды приносят из леса, их обычно перебирают, очищают от листочков, незрелых ягод, разного лесного мусора, который мог попасть в корзину. Мы сейчас тоже переберем ягоды.

Логопед: 1-й ребенок выберет ягоды, в названии которых два слога.

1-й ребенок: Клюк-ва.

Логопед: 2-й выберет ягоды, в названиях которых три слога.

2-й ребенок: Брус-ни-ка, чер-ни-ка, ма-ли-на.

Логопед: 3-й выберет ягоды, в названиях которых четыре слога.

3-й ребенок: Зем-ля-ни-ка.

Логопед: 4-й назовет все ягоды, в названиях которых есть слог ни.

4-й ребенок: Брусника, черника, земляника.

6. Игра «Что делают?»

Логопед. Я буду начинать предложение, а вы - заканчивать его словом, которое отвечает на вопрос «Что делают?» Это слово должно быть образовано от слова брать. Ягоды в лесу…

1-й ребенок: собирают.

Логопед: Придя из леса, ягоды…

2-й ребенок: перебирают.

Логопед: Для компота самые красивые ягоды…

3-й ребенок: выбирают.

Логопед: Банки с компотом в холодильник…

4-й ребенок: убирают.

Логопед. Замечательно! Это было сложное задание.

7. Упражнение «Четвёртый лишний».

Логопед показывает картинки. Посмотрите внимательно и скажите, какая картинка будет лишней и почему?

Малина, земляника, лимон, смородина.

Редис, крыжовник, чеснок, кабачок.

8. Игра «Одна семейка».

А теперь давайте поиграем в игру. Образуем слова одной семейки от слова ягода.

Как можно назвать маленькую ягоду?

1-й ребенок: Ягодка.

Логопед: Как называется место, где растут ягоды?

2-й ребенок: Ягодник.

Логопед: Как называется пирог с ягодами?

3-й ребенок: Ягодный.

Логопед: Образуйте название части тела от слова ягода.

4-й ребенок: Ягодница.

9. Игра «Назови ласково».

Давайте назовём ласково наши ягоды. Клубника.

1-й ребенок: Клубничка.

Логопед: Клюква.

2-й ребенок: Клюковка.

Логопед: Ежевика.

3-й ребенок: Ежевичка.

Логопед: Земляника

4-й ребенок: Земляничка.

10. «Посчитай-ка»

По картинке посчитайте количество ягод.

11. Составление описательного рассказа.

Дети по картинкам называют ягодку, и по схеме рассказывают о ней, отвечая на вопросы:

Какая это ягода? Лесная или садовая.

Какая на вкус?

Какого цвета?

Что готовят из этой ягоды?

III. Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой. Развитие фонематического восприятия и связной речи.

1. Повторение пройденных звуков.

- Ребята, давайте вспомним, с какими звуками мы уже с вами познакомились?

- [А].

- [У].

- [О].

- [М].

- [С].

- [Х].

- [Р].

-[Ш].

- Какие бывают звуки?

- Гласные и согласные.

- Чем они отличаются друг от друга?

- Гласные можно пропеть.

- Согласные произносятся отрывисто.

- Назовите гласные звуки.

- [А],[у],[о].

- Назовите согласные звуки.

- [М],[с],[х],[ш], [р].

2. Дифференциация звуков [С] - [Ш] на слух и в произношении.

Сегодня мы вспомним звуки [С] - [Ш].

Какие это звуки? Анализ артикуляции звуков. Чем они отличаются?

Ответы детей.

Игра «Эхо».

Дети повторяют цепочку слогов.

Са-ша-са

Ош-ос-ош

Ас-аш-ас

Су-су-шу

3. Развитие фонематического слуха.

Ребята, давайте будем внимательными и послушаем наши звуки. Услышите звук [С] опустите ручки, звук [Ш] поднимите ручки вверх.

- Выделение звука [С] : слон, сутки, косынка, осанка, нос, ананас, автобус.

- Выделение звука [Ш] : штанга, шапка, мишка, бабушка, душ, финиш, камыш.

А теперь если в слове есть звуки [Ш], [С] хлопните в ладоши.

Саша, Сушки, фокус, смешной, шишки, шоссе.

6. Игра «Наоборот».

Замените звук [С] на звук [Ш].

Сок - …

Сутки - …

Басня - …

Каска - …

Миска - …

Усы - …

Нас - …

Вас - …

7. «Скажи ласково».

Смех – смешок

Посох –

Пастух –

Стих –

Сова – совушка

Сосед –

Хвастун –

Пустота –

8. Выделение звуков [С] - [Ш] из состава слова.

Картинки, в названиях которых спрятались звуки.

В сумку сложите со звуком звука [С], а в шкаф [Ш].

9. Повторение букв «Ш» и «С».

- Рассматриваем изображение буквы «Ш» и «С» на доске. Изображаем их с помощью пальцев.

- Работа в тетради В. А. Бородиной «Интересные буквы» (Стр. 20, Стр. 27).

III. Чтение пройденных букв.

1. Работа с Букварем Н. С. Жуковой.

- Открываем букварь, находим буквы С-Ш, читаем слоги и слова по очереди.

Са, су, ма, со. Саша, суша, Маша, марш.

Хорошо, хорош.

Шум, сам, хор, марш.

Хорош марш!

Марш хорош. Саша хорош. Маша хороша. Шар хорош.

- Молодцы!

IV. Рефлексия.

- Ребята, вы сегодня очень дружно работали. А понравилось ли вам сегодняшнее занятие? А что вам понравилось больше всего? С какой темой мы сегодня познакомились? О каких звуках говорили? О буквах? (Обучающиеся отвечают).

Домашнее задание. Повторить прочитанный материал, на приготовленных логопедом листах. Работа в логопедических тетрадях (Н. Э. Теремкова, альбом 3, стр.).

До свидания, ребята.

- До свидания.

Литература.

1. Жукова Н. С. – Букварь. – Екатеринбург, 2020.

2. Косинова Е. М. – Ягоды : Интерактивные карточки. Творческий центр Сфера, 2019. – 14 с.

3. Нищева Н. В. – Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР - Спб. : Детство - Пресс, 2019.- 400 с.

4. Цуканова С. П. – Я учусь говорить и читать. Альбом 1 для индивидуальной работы/С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц. – М. : Издательство ГНОМ, 2018. - 64 с.

5. Цуканова С. П. – Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I период обучения / С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц. – М. : Издательство ГНОМ, 2021. - 160 с.

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]»Конспект занятия по речевому развитию «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Оборудование: куклы или картинки (мальчик, девочка, игрушка -кошка, картинки со звуками «К-Г», коробочка, цветок с четырьмя лепестками.

Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш)Дидактическая игра «Что в корзинке» (Дифференциация звуков с и Ш) Дифференциация звуков - важный процесс. У детей с ОНР и ФФНР звуки закрепляются длительное время, поэтому логопеду необходимо использовать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]»Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [п], [б]» (старшая группа) Цель: Дифференциация звуков [п], [б]. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Формировать умение дифференцировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект подгруппового коррекционного занятия «Ягоды. Дифференциация звуков [С] — [Ш]»
Опубликовано: 9 ноября 2022 в 09:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД