Лучший педагог года

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет с нарушениями зрения «Звук [Ц]. Буква Ц»

Елена Кузнецова
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет с нарушениями зрения «Звук [Ц]. Буква Ц»

Тема: «Звук [Ц]. Буква Цц».

Цели:

1. Закрепление правильного произношения звука [ц] и знакомство с буквой «Ц».

2. Совершенствование навыков звукового анализа.

3. Развитие навыка чтения и печатания.

4. Закрепление знаний детей о птицах

Оборудование : Предметные картинки: звезда, овца, солнце, заяц, санки, фотографии и картинки с изображением скворца, синицы, цапли, чечевицы, горлицы, цесарки, аудиозаписи голосов птиц, карандаши, наборное полотно, буквы, цифры, тетради, аудиозаписи голосов птиц.

Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет с нарушениями зрения „Звук [Ц], Буква Ц“» размещена в разделах

Ход занятия:

1. Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним звуком. Чтобы узнать, какой это звук, нужно отгадать загадки.

Из дальних стран вернулся я,

Чтоб вас порадовать, друзья.

Весна пришла! Зиме – конец! " –

Пел у скворечника (скворец)

На кормушку к нам зимой

Прилетает птица

С жёлтой грудкой пуховой –

Шустрая (Синица)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Логопед утрированно произносит звук [ц] в словах скворец, синица, цапля

- Какой одинаковый звук вы слышите в каждом слове? (Звук [ц])

- Где слышится звук [ц] в словах? (В начале, середине и конце слова).

- Когда мы произносим звук [ц], кончик языка за нижними зубами, спинка языка прижимается к «бугоркам» за верхними зубами, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка.

- Произнесите [ц].

- Язык и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук (Ц). Гласный или согласный этот звук? (Согласный)

- Звонкий или глухой? (Звонкий)

- А ещё ребята он всегда твердый.

2. Звуковой анализ слова.

Логопед показывает детям картинки с изображением цапли, синицы, скворца.

- Кто это цапля? Где живет? Чем питается?

- Сколько слогов в слове цапля?

-Назовите первый слог, второй.

- Назовите все звуки в слове цапля по порядку.

- Сколько всего звуков в этом слове? (5)

-Сколько гласных? Назовите их.

- Сколько согласных? Назовите их

- Назовите твердые согласные звуки.

Та же работа проводится со словами синица, скворец.

3. Физкультминутка.

Цапля ходит по воде Ходьба на месте

И мечтает о еде.

Ноги выше поднимай Дети поднимают правую ногу, согнутую в колене, затем левую ногу.

Ты, как цапля, не зевай!

Чтоб поймать еду в водице,

Надо цапле наклониться. Дети наклоняются и достают правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.

Ну-ка, тоже наклонись,

До носочка дотянись.

4. Игра «Не ошибись».

Дети раскладывают перед собой цифры от 1 до 8. .Прослушайте, пожалуйста, слова и укажите, на каком по счёту месте в слове стоит звук [ц]. Для этого вам нужно будет выдвинуть соответствующую цифру.

Оценка, рецепт, цена, конец, улица, пуговица. (2, 3, 1, 5, 4, 7)

5. Знакомство с буквой.

- Звук [Ц] обозначается на письме буквой «Ц». (Показ буквы)

- На что похожа эта буква?

- Давайте ее нарисуем.

Логопед показывает как нарисовать букву Ц на доске.

- Давайте попробуем нарисовать ее в воздухе, на ладошке, в тетради.

6. Работа с текстом «Цапля».

На парте у каждого ребёнка рисунок с изображением цапли и текст. Логопед предлагает детям прослушать текст, а затем подчеркнуть синим карандашом все буквы «ц», встретившиеся в этом тексте.

Цапля.

Цапля живёт в болоте. Она умеет проворно лазать в камышах и хорошо плавать, но все её движения неуклюжи и некрасивы. Голос у неё неприятный, похожий на рёв и мычание. Питается цапля рыбой, раками, ужами, мелкими птицами. Эта птица может простоять на одной ноге больше часа.

7. Зрительная гимнастика.

Вот летит большая птица, Посмотреть вверх.

Плавно кружит над водой. Посмотреть вправо.

Наконец она садится Посмотреть влево.

На корягу над водой. Посмотреть вниз.

Поморгать глазами.

8. Послушайте предложения. На каком по счёту месте в предложении стоят слова со звуком [ц]?

• Мальчик поливает цветы.

• На болоте стоит цапля.

• Курица вывела на прогулку цыплят.

• Заяц ест морковь.

• Около дома есть колодец.

• На небе светит месяц.

• Какая это цифра?

• Царь с царицею простился.

• Мы купили билеты в цирк.

9. Игра «Слова потерялись».

На столе у каждого ребё нка лежат картинки: звезда, овца, солнце, заяц, санки.

Логопед предлагает детям выбрать только те картинки, в названии которых есть звук [ц]. Затем детям предлагается среди букв найти слова овца, солнце, заяц и закрасить цветными карандашами нужные клеточки. (Приложение 1).

11. Игра с мячом «Один – много».

Дети встают в полукруг.

Логопед называет слова в единственном числе и бросает мяч одному из воспитанников. Ребенок, которому бросили мяч, называет слово во множественном числе и возвращает мяч логопеду

Например:

ранец – ранцы

птенец – птенцы

Конец, лицо, огурец, овца, ножницы, танец, скворец, палец, заяц, месяц, птица.

Какой звук встречается в каждом из этих слов? (звук [ц])

12. Буквы рассыпались.

Логопед выкладывает на наборном полотне буквы.

- Ребята, посмотрите на буквы (тицпа, нужно из них составить слово.

Это слово ПТИЦА.

13. Ребусы. (Приложение 2).

Все задания выполнены. А теперь ответьте, знаете ли вы ещё птиц, в названии которых есть звук [ц]?

Логопед раздаёт каждому ребёнку по одному ребусу и предлагает расшифровать название птицы по первым буквам названий картинок. Логопед вывешивает на доску картинки (фотографии) угаданных птиц. Звучит аудиозапись голосов птиц.

14. Подведение итогов занятия.

Работа с родителями: предложить родителям прочитать дома с детьми рассказы из книги Н. Сладкова «Птица чечевица»

(чечевица)

(цесарка)

(синица)

(цапля)

(горлица)

Литература

1. Григорян Л. А. Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы в школах для слепых и слабовидящих детей. – М. : 1998.

2. Гаврилина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. Тетрадь для самостоятельных занятий детей 5-7 лет. Москва. ; ООО «Издательство Астрель». 2000.

3. ДедюхинаГ. В. : Работа над ритмом в логопедической практике: методическое пособие / Г. В, Дедюхина. М. : Айрис-пресс, 2006.

4. Ермаков В. П. Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения : справочно-методическое пособие для учителя. – М. : Просвещение, 1990.

5. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). – М. : ВАКО, 2005.

6. Лапп Е. А. Развитие связной речи у детей 5 – 7 лет с нарушениями зрения : планирование и конспекты. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

7. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : Экзамен, 2003.

9. Репина З. А., Васильева Т. В., Ведерникова А. И. Учебное пособие по коррекционной логопедической работе с детьми-ринолаликами. Екатеринбург, Диамант, 1995.

10. Ростомашвили Л. Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения (методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей) / Под ред. Л. В. Шапковой – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии. 2001.

11. Соколова Е. Умные прописи. Издательство «Академия развития».; 2002

12. Картинки и фотографии: интернет-ресурсы; Яндекс.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия для детей с тяжелыми нарушениями зрения «Волшебные мячики» Тема: «Волшебные мячики» Цель: Развитие ориентированности ребенка в собственном теле и в окружающем пространстве (справа — слева, впереди.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме «Дикие животные» для детей старшей группы с нарушениями зрения Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы с нарушениями зрения «Дикие животные».

Конспект НОД по лепке в младшей группе для детей с нарушениями зрения на тему «Кошка Мурка и её друзья» Программное содержание: 1. Учить лепить животное из глины, составляя изображение из 3-х частей (туловище, голова, хвост). Отрабатывать навыки.

Конспект проведения дидактической игры в младшей группе для детей с нарушениями зрения на тему «Маленький Айболит» Программное содержание: 1. Формировать умение различать, сравнивать и сопоставлять цвета (красный, синий, жёлтый). 2. Активизировать зрительные.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы. Повторение Цель: знать пройденный материал. Задачи: Закреплять у детей представление об ударении, слоговом составе слова; закреплять умение делить.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности (для детей с ЗПР) Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звукознайкин и Буквоед» Обучающие задачи: закреплять знания о гласных.

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе «Грамоте учиться всегда пригодится»Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе «Грамоте учиться всегда пригодится» Грамоте учиться всегда пригодится. Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе. Программные задачи:Учить детей интонационному.

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Происшествие в городе Звукограде» Цель: Различение и произношение звуков [Л] - [Л'] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6–7 лет «Весна» Цель: Обогащать знания детей о признаках весны, развивать связную речь. Задачи: - Развивать умение письменной речи: читать отдельные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Тома и Тема в гостях у детей»Конспект занятия по обучению грамоте «Тома и Тема в гостях у детей» Занятие по грамоте «Тома и Тема в гостях у детей». Цель: уточнение и закрепление о букве и звуке Т (ТЬ). Образовательные задачи: умение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет с нарушениями зрения «Звук [Ц]. Буква Ц»
Опубликовано: 21 ноября 2015 в 00:34
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД