Конспект занятия в логопедической группе по обучению грамоте на тему «Звук и буква Ч. Остров Чунга-Чанга».

Ольга Бойко
Конспект занятия в логопедической группе по обучению грамоте на тему «Звук и буква Ч. Остров Чунга-Чанга».

Конспект занятия в логопедической группе по обучению грамоте на тему "Звук и буква Ч. Остров Чунга - Чанга".

Цели:

Образовательные:

- Познакомить со звуком и буквой Ч;

-Учить характеризовать звук Ч по акустическим и артикуляционным признакам.

- закреплять умение составлять предложение с опорой на картинку, составлять графическую схему.

- Продолжать учить производить звуко - слоговой анализ слов;

- познакомить детей с употреблением предлога через;

Коррекционно – развивающие

- Развивать фонематическое восприятия;

- Продолжать работу по развитию артикуляционного праксиса, общей моторики и преодолению двигательной неловкости.

- Развитие зрительного восприятия;

- Автоматизация звука Ч в слогах, словах, предложениях и чистоговорках;

- Развитие функции словоизменения;

Воспитательные

- Пробуждение интереса к познанию новых звуков, букв;

Оборудование.

1. Изображение двух африканских мальчиков.

2. Схема острова.

3. Силуэтные изображения трех животных +цветные.

4. Сундук.

5. Зеркала.

6. Раздаточный материал: звуковые домики, квадратики, для обозначения звуков, полоски для слов, элементы буквы Ч.

7. Чудесный мешочек с предметами: ключ, часы, значок, свечка, ручка.

8. Картинки для чистоговорок, предложения.

9. Ракушки.

10. Картинка с цветными ракушками.

11. Буква Ч большая и маленькая, дворец согласных звуков, схема для характеристики, буквы.

Ход занятия

1. Оргмомент. Мимическая гимнастика.

К нам в гости приехали жители одного чудесного острова их зовут Чунга и Чанга. Догадались как называется их остров? Можно встречать гостей с плохим настроением (изобразить). Нет! А какое у вас настроение? (изобразить) Молодцы, я рада, что у всех хорошее, весёлое настроение. Вот с таким настроением мы и будем заниматься.

2. Сообщение темы занятия

- Какой первый звук слышится в именах Чунга и Чанга? (Звук Ч) Правильно это самый любимый звук на этом острове.

-Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком Ч, а помогут нам в этом жители острова Чунга – Чанга. Проследим глазами и посмотрим кто живет на острове. Все животные приготовили нам интересные задания, после того как мы их выполним мы доберемся до сундука, а что там лежит пока секрет.

3. Характеристика звука Ч по артикуляционным и акустическим признакам (работа с зеркалами)

Приготовили зеркала, сделаем зарядку для язычка.

Артгимнастика (с опорой на картинки)

1. Упр. «Бублик»

2. Упр. «Блинчик» - подуть на кончик языка

3. Упр. «Чашечка» под счет снаружи и с занесением за верхние зубы.

- Послушайте, на что похоже звучание звука [ч]:

— человек чихает: пчхи, пчхи;

— так говорят, когда просят помолчать: чччччч (жест);

— ножницы чикают: чик, чик, чик.

— кузнечик стрекочет: ч, ч, ч, ч, ч. ;

- поезд пышет паром: ч, ч, ч, ч…;

- Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы округлены)

- Зубы не смыкаются.

- Где находится язык? (язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам)

- А почему он прыгает?

- Поднесите ладонь ко рту и почувствуйте какая воздушная струя (она короткая, резкая)

- Положите ладошку на горло и произнесите звук Ч. Голосок поет или спит?

(Голосовые складки не работают).

- В каком замке будет жить звук Ч? (в замке согласных). Почему?

- Звук Ч звонкий или глухой? Почему?

- Запомните звук Ч всегда мягкий (у него нет старшего твердого братца, показать зеленого мальчика)

- Как еще можно назвать звук [ч]?

Дети. Шипящий.

- А какие еще шипящие звуки мы выучили? (Ш, Ж)

4. Развитие фонематического восприятия.

В траве на острове прячется много кузнечиков. Давайте их найдем. Как стрекочут кузнечики? (дети изображают). Когда услышите звук Ч хлопайте в ладоши, а я буду доставать кузнечиков, затем их подсчитаем.

Ч, Л, Р, Ч, Ш, Ч, Г, Ш, Ч, С, Ч,

- Сколько кузнечиков нашли? (пять)

5. Произношение звука Ч в слогах. Гимнастика для глаз.

(дети снимают очки, растирают ладошки, затем прикладывают ладошки к глазам)

- Давайте узнаем кто первый нас встречает.

(дети определяют по силуэтному изображению животного)

- Это Белка. Но в этом слове нет звука Ч, как изменить его, чтобы он появился. Правильно надо сказать ласково, Белочка.

- Белочка с нами здоровается: «Ча – чо – чу», радуется встрече с нами: «Чи – ча – чо», просит поиграть с ней: «Ач – оч – уч».

У Белочки есть чудесный мешочек, в нем лежат различные предметы, в названии которых есть звук Ч. Будем определять на каком месте стоит звук Ч. Помните как мы это делаем, что нужно для выполнения этой работы? (один ребенок достает из мешочка предметы и устно определяет на каком месте стоит звук Ч. Остальные дети на местах передвигают зеленый кружочек в нужное окошко)

ключ, часы, значок, свечка, ручка

6. Произношение звука Ч в чистоговорках.

- Кто следующий ждет нас на острове.

(дети определяют по силуэтному изображению животного)

- Это Кошка, но в слове кошка тоже нет звука Ч, а мы ведь знаем что этот звук самый любимый, как изменится слово, когда в нем появится звук Ч.

Кошечка тоже приготовила для вас задание, вот эти интересные картинки. Давайте придумаем к ним чистоговорки. Помните как мы это делаем. Я произношу один слог, а вы повторяете его три раза и придумываете чистоговорку:

ЧА – ЧА – ЧА – на столе свеча

ЧУ – ЧУ – ЧУ – молотком я стучу

ЧИ – ЧИ – ЧИ – у девочки ключи

ЧОК – ЧОК – ЧОК – у меня жучок

7. Звуковой анализ слов Чунга и Чанга.

Как зовут наших гостей? Чунга и Чанга. Выберите слово к которому мы составим звуковую схему. Один ребенок работает у доски.

Определение количества и последовательности слогов и звуков в слове

Чанга – это слово, 2 слога: 1-й – Чан, 2-й – га, 5 – звуков:

Ч- согласный, мягкий,глухой

А - гласный

Н - согласный, твердый, звонкий

Г - согласный, твердый, звонкий

А – гласный

8. Физминутка

- Ребята, а вы отдохнуть и потанцевать хотите?

Чу – чу – чу – танцевать хочу.

Дети встают из-за парт делают 2 раза вдох – выдох и под музыку из мультфильма «Катерок» Чунга – Чанга выходят на ковер и выполняют танцевальные движения.

9. Знакомство с предлогом через. Составление и словесный анализ предложения

- Посмотрите на схему острова, чья это тень? Назовите это животное сразу со звуком Ч.

- Это Собачка. Она предлагает выполнить следующие задания: перешагнуть через дощечку, перепрыгнуть через мяч, бросить мяч через сетку.

- Что вы сейчас делали? Какое маленькое слово со звуком Ч помогало выполнять эти действия? (Через) Через – это предлог, который обозначает движение, перемещение маленького предмета, через большой. (показать графическую схему предлога через.)

- Собачка приготовила для вас картинку, а вы придумайте предложение и составьте схему. (один ребенок работает у доски)

- Сколько слов в предложении?

- Назовите слова по порядку.

- Назовите слова со звуком Ч.

10. Ознакомление с буквой Ч.

- Вот мы и добрались до сундучка, хотите узнать что там лежит, скажем волшебные слова: «Чок – чок – чок – открывайся сундучок». В сундучке лежит буква Ч. Сколько элементов в букве Ч. (Два). С какой стороны уголочек? В сундучке лежало много букв, но они сломались, возьмите себе по два элемента и выложите у себя на столе. Дети выполняют задание. В какой дворец поселим букву Ч.

- Остров со всех сторон омывается морем. Обведите глазами контур острова, на берегу лежит много камней и ракушек. Одна сильная волна смыла несколько ракушек в море, посмотрите, что осталось на берегу. (выставляется картинка с цветными ракушками) Что этот след вам напоминает? (Букву Ч). В сундучке лежат морские камушки и ракушки, выложите букву Ч для жителей острова на память о себе. Дети выполняют задание на полу.

- Пришло время прощаться с островитянами. Как можно попрощаться, чтобы в слове был звук Ч. (Чао). Выложите это слово у себя на столе.

Итог занятия

- Наше занятие заканчивается. Понравилось ли оно вам? Мы очень много играли со звуком [ч]. Какой всегда звук Ч. Всегда мягкий Ч. Какие игры вам больше всего понравились? Что вы расскажете своим родителям или друзьям, если вас спросят о том, чем вы занимались сегодня на логопедическом занятии?

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по обучению грамоте «Путешествие на остров»Конспект открытого занятия по обучению грамоте «Путешествие на остров» "Путешествие на остров"Программное содержание: совершенствовать знания детей о гласных и согласных звуках, выделении звуков в словах, делении.

Конспект занятия в логопедической группе на тему: «Буква (Д), (ДЬ); звук (Д), (ДЬ…») Конспект занятия в логопедической группе по обучению грамоте на тему: “Звук Д (ДЬ, буква Д (ДЬ). Цель: познакомить детей с буквой и звуком,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия в логопедической группе по обучению грамоте на тему «Звук и буква Ч. Остров Чунга-Чанга».
Опубликовано: 21 января 2013 в 13:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ. Фотоотчет.
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....
Конспект НОД по развитию связной речи у детей 4–5 лет. Рассказ-сравнение «Медведи:...
Тема: Рассказ-сравнение «Медведи: игрушечный и настоящий» Цели: 1. Активизировать словарь по темам «Медведь» и «Игрушки». 2. Обучать умению сравнивать...