Конспект занятия в логопедической группе по обучению грамоте на тему «Звук и буква Ч. Остров Чунга-Чанга».

Ольга Бойко
Конспект занятия в логопедической группе по обучению грамоте на тему «Звук и буква Ч. Остров Чунга-Чанга».

Конспект занятия в логопедической группе по обучению грамоте на тему "Звук и буква Ч. Остров Чунга - Чанга".

Цели:

Образовательные:

- Познакомить со звуком и буквой Ч;

-Учить характеризовать звук Ч по акустическим и артикуляционным признакам.

- закреплять умение составлять предложение с опорой на картинку, составлять графическую схему.

- Продолжать учить производить звуко - слоговой анализ слов;

- познакомить детей с употреблением предлога через;

Коррекционно – развивающие

- Развивать фонематическое восприятия;

- Продолжать работу по развитию артикуляционного праксиса, общей моторики и преодолению двигательной неловкости.

- Развитие зрительного восприятия;

- Автоматизация звука Ч в слогах, словах, предложениях и чистоговорках;

- Развитие функции словоизменения;

Воспитательные

- Пробуждение интереса к познанию новых звуков, букв;

Оборудование.

1. Изображение двух африканских мальчиков.

2. Схема острова.

3. Силуэтные изображения трех животных +цветные.

4. Сундук.

5. Зеркала.

6. Раздаточный материал: звуковые домики, квадратики, для обозначения звуков, полоски для слов, элементы буквы Ч.

7. Чудесный мешочек с предметами: ключ, часы, значок, свечка, ручка.

8. Картинки для чистоговорок, предложения.

9. Ракушки.

10. Картинка с цветными ракушками.

11. Буква Ч большая и маленькая, дворец согласных звуков, схема для характеристики, буквы.

Ход занятия

1. Оргмомент. Мимическая гимнастика.

К нам в гости приехали жители одного чудесного острова их зовут Чунга и Чанга. Догадались как называется их остров? Можно встречать гостей с плохим настроением (изобразить). Нет! А какое у вас настроение? (изобразить) Молодцы, я рада, что у всех хорошее, весёлое настроение. Вот с таким настроением мы и будем заниматься.

2. Сообщение темы занятия

- Какой первый звук слышится в именах Чунга и Чанга? (Звук Ч) Правильно это самый любимый звук на этом острове.

-Как вы думаете, какая тема нашего занятия? (Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком Ч, а помогут нам в этом жители острова Чунга – Чанга. Проследим глазами и посмотрим кто живет на острове. Все животные приготовили нам интересные задания, после того как мы их выполним мы доберемся до сундука, а что там лежит пока секрет.

3. Характеристика звука Ч по артикуляционным и акустическим признакам (работа с зеркалами)

Приготовили зеркала, сделаем зарядку для язычка.

Артгимнастика (с опорой на картинки)

1. Упр. «Бублик»

2. Упр. «Блинчик» - подуть на кончик языка

3. Упр. «Чашечка» под счет снаружи и с занесением за верхние зубы.

- Послушайте, на что похоже звучание звука [ч]:

— человек чихает: пчхи, пчхи;

— так говорят, когда просят помолчать: чччччч (жест);

— ножницы чикают: чик, чик, чик.

— кузнечик стрекочет: ч, ч, ч, ч, ч. ;

- поезд пышет паром: ч, ч, ч, ч…;

- Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы округлены)

- Зубы не смыкаются.

- Где находится язык? (язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам)

- А почему он прыгает?

- Поднесите ладонь ко рту и почувствуйте какая воздушная струя (она короткая, резкая)

- Положите ладошку на горло и произнесите звук Ч. Голосок поет или спит?

(Голосовые складки не работают).

- В каком замке будет жить звук Ч? (в замке согласных). Почему?

- Звук Ч звонкий или глухой? Почему?

- Запомните звук Ч всегда мягкий (у него нет старшего твердого братца, показать зеленого мальчика)

- Как еще можно назвать звук [ч]?

Дети. Шипящий.

- А какие еще шипящие звуки мы выучили? (Ш, Ж)

4. Развитие фонематического восприятия.

В траве на острове прячется много кузнечиков. Давайте их найдем. Как стрекочут кузнечики? (дети изображают). Когда услышите звук Ч хлопайте в ладоши, а я буду доставать кузнечиков, затем их подсчитаем.

Ч, Л, Р, Ч, Ш, Ч, Г, Ш, Ч, С, Ч,

- Сколько кузнечиков нашли? (пять)

5. Произношение звука Ч в слогах. Гимнастика для глаз.

(дети снимают очки, растирают ладошки, затем прикладывают ладошки к глазам)

- Давайте узнаем кто первый нас встречает.

(дети определяют по силуэтному изображению животного)

- Это Белка. Но в этом слове нет звука Ч, как изменить его, чтобы он появился. Правильно надо сказать ласково, Белочка.

- Белочка с нами здоровается: «Ча – чо – чу», радуется встрече с нами: «Чи – ча – чо», просит поиграть с ней: «Ач – оч – уч».

У Белочки есть чудесный мешочек, в нем лежат различные предметы, в названии которых есть звук Ч. Будем определять на каком месте стоит звук Ч. Помните как мы это делаем, что нужно для выполнения этой работы? (один ребенок достает из мешочка предметы и устно определяет на каком месте стоит звук Ч. Остальные дети на местах передвигают зеленый кружочек в нужное окошко)

ключ, часы, значок, свечка, ручка

6. Произношение звука Ч в чистоговорках.

- Кто следующий ждет нас на острове.

(дети определяют по силуэтному изображению животного)

- Это Кошка, но в слове кошка тоже нет звука Ч, а мы ведь знаем что этот звук самый любимый, как изменится слово, когда в нем появится звук Ч.

Кошечка тоже приготовила для вас задание, вот эти интересные картинки. Давайте придумаем к ним чистоговорки. Помните как мы это делаем. Я произношу один слог, а вы повторяете его три раза и придумываете чистоговорку:

ЧА – ЧА – ЧА – на столе свеча

ЧУ – ЧУ – ЧУ – молотком я стучу

ЧИ – ЧИ – ЧИ – у девочки ключи

ЧОК – ЧОК – ЧОК – у меня жучок

7. Звуковой анализ слов Чунга и Чанга.

Как зовут наших гостей? Чунга и Чанга. Выберите слово к которому мы составим звуковую схему. Один ребенок работает у доски.

Определение количества и последовательности слогов и звуков в слове

Чанга – это слово, 2 слога: 1-й – Чан, 2-й – га, 5 – звуков:

Ч- согласный, мягкий,глухой

А - гласный

Н - согласный, твердый, звонкий

Г - согласный, твердый, звонкий

А – гласный

8. Физминутка

- Ребята, а вы отдохнуть и потанцевать хотите?

Чу – чу – чу – танцевать хочу.

Дети встают из-за парт делают 2 раза вдох – выдох и под музыку из мультфильма «Катерок» Чунга – Чанга выходят на ковер и выполняют танцевальные движения.

9. Знакомство с предлогом через. Составление и словесный анализ предложения

- Посмотрите на схему острова, чья это тень? Назовите это животное сразу со звуком Ч.

- Это Собачка. Она предлагает выполнить следующие задания: перешагнуть через дощечку, перепрыгнуть через мяч, бросить мяч через сетку.

- Что вы сейчас делали? Какое маленькое слово со звуком Ч помогало выполнять эти действия? (Через) Через – это предлог, который обозначает движение, перемещение маленького предмета, через большой. (показать графическую схему предлога через.)

- Собачка приготовила для вас картинку, а вы придумайте предложение и составьте схему. (один ребенок работает у доски)

- Сколько слов в предложении?

- Назовите слова по порядку.

- Назовите слова со звуком Ч.

10. Ознакомление с буквой Ч.

- Вот мы и добрались до сундучка, хотите узнать что там лежит, скажем волшебные слова: «Чок – чок – чок – открывайся сундучок». В сундучке лежит буква Ч. Сколько элементов в букве Ч. (Два). С какой стороны уголочек? В сундучке лежало много букв, но они сломались, возьмите себе по два элемента и выложите у себя на столе. Дети выполняют задание. В какой дворец поселим букву Ч.

- Остров со всех сторон омывается морем. Обведите глазами контур острова, на берегу лежит много камней и ракушек. Одна сильная волна смыла несколько ракушек в море, посмотрите, что осталось на берегу. (выставляется картинка с цветными ракушками) Что этот след вам напоминает? (Букву Ч). В сундучке лежат морские камушки и ракушки, выложите букву Ч для жителей острова на память о себе. Дети выполняют задание на полу.

- Пришло время прощаться с островитянами. Как можно попрощаться, чтобы в слове был звук Ч. (Чао). Выложите это слово у себя на столе.

Итог занятия

- Наше занятие заканчивается. Понравилось ли оно вам? Мы очень много играли со звуком [ч]. Какой всегда звук Ч. Всегда мягкий Ч. Какие игры вам больше всего понравились? Что вы расскажете своим родителям или друзьям, если вас спросят о том, чем вы занимались сегодня на логопедическом занятии?

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по обучению грамоте «Путешествие на остров»Конспект открытого занятия по обучению грамоте «Путешествие на остров» "Путешествие на остров"Программное содержание: совершенствовать знания детей о гласных и согласных звуках, выделении звуков в словах, делении.

Конспект занятия в логопедической группе на тему: «Буква (Д), (ДЬ); звук (Д), (ДЬ…») Конспект занятия в логопедической группе по обучению грамоте на тему: “Звук Д (ДЬ, буква Д (ДЬ). Цель: познакомить детей с буквой и звуком,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия в логопедической группе по обучению грамоте на тему «Звук и буква Ч. Остров Чунга-Чанга».
Опубликовано: 21 января 2013 в 13:16
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...