Папки-передвижки

Конспект занятия в старшей группе «Незнайка и удивительный мир рыб»

Ирина Пластинина
Конспект занятия в старшей группе «Незнайка и удивительный мир рыб»

Конспект

образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему :

«Незнайка и удивительный мир рыб»

Воспитатель Пластинина И. В.

Цель:

уточнять и расширять знания детей о рыбах.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие, «Физическое развитие».

Задачи:

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Незнайка и удивительный мир рыб“» размещена в разделах

«Познавательное развитие» - уточнить и закрепить знания о рыбах, их видах по месту обитания (речные, морские, аквариумные); закреплять представление о строении рыб, внешнем виде, способе передвижения, дыхании. Закреплять понятие о различных видах водоемов. Воспитывать экологическую грамотность. Расширять знания детей о взаимосвязях в природе. Развивать мышление, любознательность.

«Речевое развитие» - развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах; активизировать и обогащать словарь ребёнка, упражнять в образовании однокоренных прилагательных. Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом. Ввести в активный словарь детей следующие слова: «водоем, плавники, мальки, чешуя, аквариум, жабры, сом, щука, карась, ёрш, икра».

«Социально-коммуникативное развитие» - дать представление о значении рыбных запасов для человека и животных на всей планете, воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему живому на Земле. Учить отгадывать загадки. Продолжать учить составлять мнемотаблицу, использовать приемы мнемотехники для составления рассказа.

«Физическое развитие» - формировать потребность в двигательной активности через использование физкультминутки, развивать мелкую мускулатуру рук с помощью пальчиковой гимнастики.

Используемая литература:

Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. Москва, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Большая книга о животных. Москва, Белый Город, 2010.

Интернет-ресурсы:

https://books.google.ru

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe

https://yandex.ru/search

https://www.youtube.com

Предварительная работа:

чтение: Н. Носов «Карасик», русская народная сказка «По щучьему велению», просмотр мультфильма по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», рассматривание альбомов, иллюстраций с изображением разных видов рыб, просмотр видеороликов «Рыбки в аквариуме», «Красота подводного мира», «Уроки тетушки Совы», беседы о рыбах, о бережном отношении к жителям водоёмов, о влиянии деятельности человека на окружающую среду.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентация к занятию, выполненная в программе Мicrosoft PowerPoint, листы с незаполненной таблицей, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, хотите знать, о чем мы будем говорить сегодня? Отгадайте мои загадки! СЛАЙД № 2

1. Блещет спинкой чистой

В речке серебристой.

2. Живет под мостиком,

Виляет хвостиком.

Правильно, ответ на эти загадки один – это рыба.

- Ребята, посмотрите, нам на электронную почту пришло письмо, давайте посмотрим, от кого оно. Да это же Незнайка из Цветочного города прислал нам письмо! Давайте прочитаем!

«Здравствуйте, дорогие ребята из группы «Непоседы»! Я очень прошу вас мне помочь. Мы с нашим профессором Знайкой как-то пошли на рыбалку и Знайка сказал, что я ничего, совсем ничего не знаю о рыбах. А я не знаю, знаю я или нет. Я составил о рыбах такой рассказ. Проверьте его, и если я не прав, исправьте его, пожалуйста, и напишите мне ответ. Ваш Незнайка.

«Рыбы живут везде, в воде и на земле. СЛАЙД № 3

В болоте тоже могут жить.

Любят кушать все сладкое.

Рыбы бывают большие и маленькие.

Тело у них покрыто шерстью.

У мам-рыбок рождаются маленькие живые рыбки.

У рыбок есть ножки, они помогают двигаться».

- Ребята, вы согласны с таким рассказом? По-моему, Незнайка действительно ничего не знает о рыбах. Давайте по порядку вспомним, что мы знаем о рыбах, и напишем ответ. Скажите, пожалуйста, где живут рыбы? (Ответы детей). Правильно, только в воде, в различных водоемах. Какие водоемы вы знаете? (Ответы – море, река, пруд, озеро, океан). А как можно назвать рыб, обитающих в реке? Правильно, это речные рыбы. СЛАЙД №4

А если рыбы живут в океане или море, как их можно назвать? Да, это морские рыбы. СЛАЙД № 5

Правильно, молодцы! А где еще можно увидеть рыб? Да, конечно, в аквариуме. Что такое аквариум? Для чего люди устанавливают их дома? (Ответы детей). Как можно назвать всех рыбок, обитающих в аквариуме? (Ответы детей – аквариумные рыбки). СЛАЙД № 6

- Ребята, а чем питаются рыбы? Да, они употребляют в пищу водные растения, маленьких водных ракообразных, червей, личинок насекомых, других маленьких рыбок. А чем мы кормим рыбок в аквариуме, чтобы они были здоровыми и активными? (Ответы детей – специальным кормом).

Давайте сразу начнем писать Незнайке ответ. Возьмите лист, на нем есть таблица. Это и будет наше письмо с ответом. Итак, в первой графе мы нарисуем знак, обозначающий воду. Как можно это изобразить? Да, вот так. (Дети рисуют по образцу воспитателя). СЛАЙД № 7

-Во второй графе мы обозначим, что едят рыбы. (По образцу).

- А сейчас давайте вспомним строение рыбы, какие части тела у нее есть. Рассмотрим на примере рыбки красноперки. СЛАЙД № 8

Эта рыба речная или морская? Правильно, речная. Может быть, вы поняли, почему она так называется? (Ответы детей). Да, у нее плавники окрашены в красный цвет.

- Давайте рассмотрим строение рыбы. СЛАЙД № 9

(Рассматриваем изображение, называем части тела – туловище, голова, плавники, хвост, жабры).

- Ребята, отгадайте мою следующую загадку.

«У родителей и деток вся одежда из монеток». СЛАЙД № 10

- Правильно, это чешуя, ей покрыто все тело рыбы. Она растёт всё жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. Я открою вам тайну - по колечкам, широким и узким, можно узнать ее возраст, сосчитать, сколько рыбе зим и лет.

- Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. СЛАЙД № 11

Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.

А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть,

Рыбка, рыбка, озорница, мы хотим тебя поймать!

Рыбка хвостиком махнула, крошку хлебную взяла,

Рыбка хвостиком вильнула, рыбка быстро уплыла!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-А сейчас я предлагаю поиграть. Если я назову рыбку, вы прыгаете, если назову птицу – машете руками. (Называю по 5 названий рыб и птиц).

- А я предлагаю продолжить письмо Незнайке. СЛАЙД № 12

В третьей графе мы нарисуем знак, что тело у рыбы обтекаемое, немного похоже на овал. (Рисуем по образцу). В четвертой графе нарисуем знак, обозначающий, чем покрыто тело. В пятой и шестой графе мы нарисуем то, что помогает рыбе двигаться (хвост, плавники).

- Ребята, а как рыбы дышат? Ведь они не могут дышать, как мы с вами. (Ответы детей).

Правильно, рыбы дышат под водой. А какой орган им помогает? (Ответы детей). СЛАЙД № 13

- Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр. Жабры устроены таким образом, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь.

-А мы пишем наше письмо. СЛАЙД № 14

В следующей графе (№ 7) мы рисуем знак, обозначающий жабры. (Рисование по образцу).

- Ребята, а как размножаются рыбы? (Ответы детей). Почти все рыбы мечут икру. СЛАЙД № 15

- Затем из икринок появляются мальки, которые вырастают во взрослую рыбу. Давайте зарисуем это в следующей графе (№ 8).

СЛАЙД № 16

- Ребята, а рыбы умеют говорить или издавать какие-либо звуки? (Ответы детей). Правильно, и мы рисуем следующий знак, (графа № 9, обозначающий, что рыбы говорить не могут.

- Ребята, Незнайка просит ему помочь отгадать загадки.

1. Опасней всех в реке она, СЛАЙД № 17

Хитра, прожорлива, сильна! (щука)

2. От зубастой щуки скрылся, СЛАЙД № 18

В зарослях он притаился.

Выплыл с тины, серебрясь.

Подскажите, кто?. (карась)

3. Он в самом омуте живет, СЛАЙД № 19

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны. (сом)

- Ребята, а что мы знаем про сома, чем он отличается от других рыб? (Ответы детей). Правильно, у него нет чешуи. Тело его покрыто толстой кожей.

4. Мастер шубу себе сшил, СЛАЙД № 20

Иглы вынуть позабыл! (ерш)

- Ребята, эти загадки о каких рыбах? Правильно, это речные рыбы.

- А как вы думаете, рыбы живут в болоте? Конечно, нет, там вода очень грязная, рыбам невозможно ни дышать, ни плавать.

- Ребята, а как вы думаете, зачем нужны рыбы? СЛАЙД № 21

Рыбы служат пищей для других рыб, птиц, животных и человека. Рыба – это очень ценный и полезный продукт питания, в ней много витаминов и минералов. А что можно приготовить из рыбы? (Ответы детей). Поэтому наши рыбные богатства нужно охранять.

Посмотрите на эту картинку. СЛАЙД № 22

Что вы можете сказать? Правильно, здесь очень грязный берег. А кто разбросал мусор? Конечно, люди. Как можно назвать такой поступок? (Ответы детей – плохой, безответственный). Как вы думаете, как чувствуют себя рыбы и другие морские обитатели в такой воде? (Ответы детей). Даже если рыба выживет в такой воде, можно ли ее употреблять в пищу? Что могут сделать люди, чтобы вода во всех водоемах была чистая? (Ответы – не бросать мусор, очищать воду, которая после производства сливается в реки).

Давайте посмотрим и полюбуемся красотой и чистотой природы на этих картинках… СЛАЙД № 23

- Ну вот, наше письмо Незнайке готово, и сегодня мы отправим его в Цветочный город. СЛАЙД № 24

Как вы думаете, узнает ли Незнайка что-то новое о рыбах? А сумеет ли он прочитать наше письмо? А что нового узнали сегодня вы? Что вам понравилось больше всего, о чем хочется рассказать дома своим мамам и папам? А мне сегодня очень понравилось, как вы занимались, вы старались, были очень внимательны.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Удивительный мир песка» Возрастная группа – первая младшая Образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура», «Художественное.

Конспект занятия «Этот удивительный мир театра» Цель: Способствовать становлению личности ребенка через эмоционально - творческое развитие детей и вовлечения в театральную игру, накапливание.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию в старшей группе «Удивительный мир движения» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Жемчужинка» г. Волгодонска Конспект непосредственно-образовательной.

Конспект НОД по обрывной аппликации в старшей группе. Коллективная работа «Удивительный мир рыб»Конспект НОД по обрывной аппликации в старшей группе. Коллективная работа «Удивительный мир рыб» Цель: закрепить знания детей о морских рыбах. Задачи: - учить создавать образ морской рыбы, использую технику обрывной аппликации; - побуждать.

Конспект познавательного занятия «Удивительный мир птиц» с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе Цель: Закреплять и систематизировать знания о птицах. Задачи:Образовательные: продолжать знакомить детей с удивительными загадками и тайнами.

Конспект занятия по рисованию «Удивительный подводный мир» (подготовительная группа) Основное направление: художественно – эстетическое Интегрируемые образовательные области: «Художественно – эстетическая», «Познавательная»,.

Конспект занятия в средней группе «Путешествие в удивительный мир природы»Конспект занятия в средней группе «Путешествие в удивительный мир природы» Цель: Закрепить с детьми знания о жизни диких животных в осеннем лесу. Сформировать умения выделять и охарактеризовать особенности внешнего.

Конспект занятия в старшей группе «Этот удивительный подводный мир». Цель: пополнить и систематизировать знания детей о характерных особенностях и жизнедеятельности морских обитателей; расширить словарный.

Конспект занятия «Путешествие в удивительный мир кошек — страну Мурляндию» Муниципальная бюджетная организация дополнительного образования детей "Центр детского творчества" с. Михайловка МЕТОДИЧЕСКАЯ.

Конспект занятия «Удивительный мир насекомых» 1 слайд Удивительный мир насекомых. 2 слайд Насекомые (лат. Inscta) — класс беспозвоночных членистоногих животных. Согласно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Незнайка и удивительный мир рыб»
Опубликовано: 3 июля 2017 в 16:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД