Получи документы

Консультация для воспитателей «Дети с РАС: что важно знать педагогу детского сада» (1 фото)

Зырянова(Кайгородова) Анжела Сергеевна
Консультация для воспитателей «Дети с РАС: что важно знать педагогу детского сада»

В рамках ежегодной акции «Зажги синим», которая приурочена к 2 апреля – Всемирному Дню информирования об аутизме, в МАДОУ №2 «Родничок» педагог-психолог Зырянова А. С. подготовила консультацию для воспитателей «Дети с РАС: что важно знать педагогу детского сада».

В прошлом году на мероприятии обсудили признаки аутизма, задачи педагога дошкольной организации, особенности организации образовательного процесса. Для педагогов ДОУ, родителей воспитанников подготовлена информация на стендах и буклеты с целью распространения информации о проблеме аутизма.

Публикация «Консультация для воспитателей „Дети с РАС: что важно знать педагогу детского сада“» размещена в разделах

Консультация для воспитателей

«Дети с РАС: что важно знать педагогу детского сада»

Цель консультации: формирование у педагогов психолого-педагогической компетенции для работы с детьми с расстройством аутистического спектра.

Что такое аутизм?

Аутизм (от греч. auto - сам, также называемый расстройством аутистического спектра, - это тяжелое психическое расстройство, крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний. (Психологический словарь). Термин «аутичность», введенный швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857-1939, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств.

Обычно выделяют три основные области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.

Принято различать: ранний детский аутизм (РДА, который можно выявить у малышей в возрасте до трех лет, детский аутизм, проявляющийся от 3 до 11 лет, и подростковый аутизм, обычно обнаруживается у людей после 11 лет.

Как выявить аутичного ребенка?

Аутизм — это медицинский диагноз, и конечно же, ставить его имеет право только специалист. Поскольку зачастую аутичный ребенок обладает целым комплексом характерных поведенческих особенностей, то первоочередная задача - определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. Ведь проводить коррекцию всех нарушений одновременно невозможно. Однако диагностика нарушений часто вызывает затруднения даже у специалистов.

Возможно, это связано с очень широким спектром проявлений аутизма, возможно - с недостаточной изученностью причин этого заболевания. И до тех пор, пока ученые не определят более точно, отчего возникает данный недуг, каждый раз при выявлении аутизма у детей, а значит, и при составлении коррекционной программы для каждого ребенка, будут возникать проблемы. У нас еще мало опыта такой работы, поскольку на практике мы обычно встречаемся лишь с детьми, обладающими отдельными чертами аутизма.

Однако перечисленные трудности не освобождают нас от выполнения сложной работы по выявлению аутичного ребенка в группе. Безусловно, диагноз должен ставить только врач. Задача же педагога - выявить такого ребенка, помочь ему адаптироваться в детском коллективе и направить к специалистам.

Лучшим помощником в выявлении аутичного ребенка будет личный опыт общения с детьми, терпение и умение наблюдать. Одинаковых аутистов даже одного возраста нет, но некоторые черты присущи каждому ребенку с РАС:

Минимум социального взаимодействия. Проявляется в неспособности «особенного ребенка» увидеть и прочувствовать эмоции другого человека и выразить собственные. Ребенок с РАС часто не понимает шуток, поэтому либо не реагирует на юмор, либо смеется невпопад. Некоторым дошкольникам с РАС трудно представлять абстрактные понятия.

Нарушение коммуникативных навыков проявляется в трудностях речевого воспроизведения. Так, дети с РАС плохо разговаривают, их слова невнятны, а словарный запас минимален: «да», «нет», «спать», «сидеть» и т. д. Говоря о себе, они обычно используют обращения в третьем лице. Если ребенок разговаривает предложениями, то они бессмысленны и похожи на несвязный набор слов.

Поведенческая стереотипность и узость личных интересов выглядит как:

- повторение одного и того же действия: бесцельное движение ногой, рукой, головой или соблюдение какого-то правила, хождение по строго определенному маршруту, раскачивание из стороны в сторону;

- фиксация внимания на одном объекте: ребенок смотрит только один мультфильм, и больше ничего.

Как помочь аутичному ребенку?

Поскольку «аутизм» - медицинский диагноз, коррекционная работа с ребенком должна проводиться комплексно группой специалистов: врачом, психологом, педагогами. Причем главная задача — не вылечить детей (поскольку это невозможно, а помочь им адаптироваться в обществе.

Волшебной таблетки, которая бы вылечила аутизм, не существует. Всё, чем располагает наука, сводится к психологической коррекции и формированию навыков самообслуживания и норм поведения в обществе. Ключевую роль в этом процессе играет детский сад.

Для того, чтобы аутичный ребенок чувствовал себя уверенно в процессе обучения (игры) и выполнения режимных моментов, рекомендуется использовать в работе с ним пооперационные карты. Например, лепка фигуры животного, рисование цветка, дежурство перед обедом, одевание на прогулку и др.

По статистике 70% детей с синдромом аутизма после соответствующей коррекционной работы, проведенной с ними в дошкольном детстве, впоследствии могут посещать массовые общеобразовательные школы. И основная заслуга в этом принадлежит в первую очередь педагогам, которые, умело используя приемы и методы работы с аутичными детьми, помогают им найти свое место в окружающем мире.

В чем заключаются задачи педагога?

1. Создавать в группе эмоциональный комфорт. Для этого важно получать теоретические знания об аутизме, посещать тренинги, перенимать опыт коллег, работающих с этими детьми. Ребенок с РАС ведет себя неадекватно не из-за плохого воспитания и безразличия родителей, а потому, что просто он другой. Также педагогу нужно консультироваться со специалистами, ведь справиться с обычными детьми непросто, что уж говорить об «особенных».

2. Следовать принципу равенства. Педагогу придется взять на себя роль пропагандиста толерантности, не акцентируя внимания других детей на особенностях ребенка с РАС. При этом важно создавать условия для комфорта последнего: например, уголок, где тот отдыхает в одиночестве, когда это потребуется. Это позволит развить сотрудничество между детьми, взаимопонимание и помощь, а в итоге – привить ребенку с РАС нормы поведения. Для этого придумали специальные методики.

Выбор методики зависит от текущего состояния конкретного ребенка и подбирается индивидуально. Это позволяет социализировать ребенка и не причинить вреда, адаптировав среду к потребностям аутиста.

3. Союз с родителями. «Дружба» с семьей позволит педагогу лучше понять ребенка с РАС, узнать его особенности, предпочтения и интересы, ограничения и учитывать сопутствующие болезни. Дети с РАС часто страдают расстройствами ЖКТ, аллергическими реакциями, гиперактивностью, низким мышечным тонусом и пр. Внимательный педагог увидит и порекомендует родителям обратиться к врачу или реабилитологу, например, которого в детском саду нет. А родители узнают больше о склонностях своего ребенка, потенциальных возможностях, успех и неудачах, получат рекомендации о том, над чем работать дома. Сотрудничество педагогов с родителями ускорит адаптацию ребенка в саду, насколько возможно компенсировать аутизм и признаки расстройства.

К. С. Лебединская, советский и российский детский психиатр и дефектолог, считает, что без своевременной диагностики и медико-педагогической помощи значительная часть этих детей становится необучаемой и не приспособленной к жизни вообще. И наоборот, при раннем выявлении нарушения и своевременно проделанной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко – и развить их потенциальные способности.

Консультация для воспитателей «Дети с РАС: что важно знать педагогу детского сада»

Используемые источники:

https://аутизм-урал. рф/2_april Полезные ссылки и материалы для скачивания от организаторов Всероссийского фестиваля #ЛюдиКакЛюди

http://uraydomrebenka.ru/wp-content/uploads/2019/04/%D0%A1%D0%95%D0%9C%D0%98%D0%9D%D0%90%D0%A0-%D0%A0%D0%90%D0%A1.pdf Семинар для педагогов на тему «Человек дождя», или Аутичный ребенок»

https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kak_pomoch_autichnomu_rebenku_chto_takoe_autizm/ Как помочь аутичному ребенку. Что такое аутизм?

https://cwf.com.ua/ru/deti-s-ras-pamyatka-dlya-pedagoga-detskogo-sada/ Дети с РАС. Памятка для педагога детского сада

Публикации по теме:

Консультация для родителей и воспитателей: «Что вы могли не знать о снеговике»Консультация для родителей и воспитателей: «Что вы могли не знать о снеговике» Морковкой нос, в руке метла, боится солнца и тепла. С приходом зимы всё становится похожим на чудесную сказку, и в каждом дворе, словно.

Консультация для родителей «Это важно знать» Дети – наше счастье и смысл жизни. Полноправными членами семьи являются не только взрослые, но и дети. Когда дети маленькие они зависят.

Консультация для родителей «Это важно знать» Родители - это главные воспитатели. Они несут огромную ответственность за своих детей. Как бы сложно не было, но справляться, а порой и.

Консультация для воспитателей «Что нужно знать родителям о коронавирусе»Консультация для воспитателей «Что нужно знать родителям о коронавирусе» Уважаемые коллеги! Обычно простудные сезоны достаточно тяжелы для родителей — дети приносят из детских садов и школ весь ассортимент инфекций.

Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить.

Консультация для воспитателей «Содержание и методика нравственного воспитания детей средней группы детского сада» От нравственного воспитания в детском саду и в семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание.

Консультация для воспитателей «Творческие выставки детских работ в группе детского сада, как форма взаимосвязи с семьёй»Консультация для воспитателей «Творческие выставки детских работ в группе детского сада, как форма взаимосвязи с семьёй» Выставка творческих работ в детском саду является очень важным мероприятием не только для детей, но и для педагогов, а также родителей.

Конспект мастер-класса для воспитателей «Блогер. Кто это такой и зачем об этом надо знать педагогу»Конспект мастер-класса для воспитателей «Блогер. Кто это такой и зачем об этом надо знать педагогу» Мастер класс для воспитателей «Блогер» Цель : Рассказать о профессии нового поколения, используя креативный подход. Задачи: • Научить вести.

Правила, которые должны знать дети. Консультация для родителей 1. Слушать внимательно взрослого. 2. Не кричать. 3. Не трогать без разрешения. 4. Работать только на своём месте. 5. Специальные вещества.

Темы проектов для старшей группы детского сада. Консультация для воспитателей Предлагаю вниманию педагогов детских садов подборку тем краткосрочных проектов в старшей группе детского сада: Бабушки и дедушки – самые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Дети с РАС: что важно знать педагогу детского сада»
Опубликовано: 2 марта 2023 в 13:01
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД