Получи документы

Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Алена Бураева
Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления медицинской, психологической и логопедической помощи детям дошкольного возраста. К сожалению, число детей с различными речевыми нарушениями не имеет тенденции к сокращению. Напротив, по данным Ростаткомитета, их количество увеличивается: 68% детей дошкольного возраста имеют различные нарушения речевого развития, в том числе и общее недоразвитие речи (далее - ОНР).

Публикация «Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дфектологии АПН СССР (Г. И. Жаренковой, Г. А. Каше, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой и другими) в 50-60-ее гг. XX века.

М. Ф. Фомичева под общим недоразвитием речи понимает сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Эти провяления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности [9].

Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Так у детей старшего дошкольного возраста с ОНР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития речи. Данные нарушения создают препятствия для общения ребенка с окружающими. Кроме того, воспитание правильного звукопроизношения имеет очень большое значение для дальнейшего развития дошкольника, так как ранняя коррекция дефекта является наиболее продуктивной и предупреждает трудности обучения в школе. Важность помощи детям с нарушением речи в дошкольном возрасте постоянно подчеркивается в научно-методической литературе, в документах по организации логопедической помощи [1;6].

общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Так у детей старшего дошкольного возраста с ОНР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития речи. Данные нарушения создают препятствия для общения ребенка с окружающими. Кроме того, воспитание правильного звукопроизношения имеет очень большое значение для дальнейшего развития дошкольника, так как ранняя коррекция дефекта является наиболее продуктивной и предупреждает трудности обучения в школе. Важность помощи детям с нарушением речи в дошкольном возрасте постоянно подчеркивается в научно-методической литературе, в документах по организации логопедической помощи [8].

В специальной педагогике существует метод использования «обходных путей» при обучении детей с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями. Это создание новых функциональных связей в обход нарушенных звеньев речевой функциональной системы.

Известно, что в основе овладения ребенком произносительной стороны речи лежит механизм подражания речи окружающих, воспринимаемой на слух. Одним из условий становления произносительной стороны речи у ребенка в норме является сохранность сенсорных каналов, необходимых для восприятия устной речи окружающих. У детей с ненормативным речевым развитием эти условия нарушаются. При нарушении этого условия возникает необходимость в целенаправленном формировании у ребенка представлений о процессе произношения, так как за счет нарушения различных этапов обратной связи возникает дефицит информации о фонетических элементах речи, восполнить которые можно только за счет специальной помощи взрослого, применения «обходных путей» и специфических средств обучения [3].

Одним из факторов, определяющих успешность работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи, является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Существует филогенетическая связь между развитием движений и формированием звукопроизношения. Давно установлено, что, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь [6].

В системе коррекционных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения, особое место должны занимать физические упражнения и логопедическая ритмика. Логопедическая ритмика - это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь. Улучшение речи осуществляется через развитие слухового внимания на основе формирования в процессе движения чувства ритма. Таким образом, преодоление речевого нарушения происходит посредством развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой [1].

В последнее время в логопедической практике появляются новые средства обучения, основанные на преимуществах информационных технологий. Многочисленными исследованиями была обоснована целесообразность использования компьютерных технологий для решения коррекционных задач.

На основе методик обучения детей с отклонениями в развитии, предложенными Г. А. Каше, Р. И. Лалаевой, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, была построена специализированная компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры", которая является примером технологии и позволяет логопедам, педагогам, удовлетворить особую потребность детей с речевыми нарушениями, предоставить им визуальную информацию о звучащей речи, образную опору для анализа собственной речевой деятельности в режиме реального и отсроченного времени. Эта программа является новым действенным средством коррекции звукопроизношения и ритмико-интонационной структуры речи у детей. Ее включение в коррекционный процесс помогает развивать и поддерживать мотивацию детей к трудным для них занятиям произношением, поддерживать работоспособность ребенка на протяжении всего занятия [9].

Результаты использования компьютерных технологий в работе для формирования и коррекции устной речи убеждают в необходимости их дальнейшего применения. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с детьми с нарушениями речи позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Новые средства обучения, основанные на преимуществах информационных технологий, могут и должны применяться для удовлетворения особых образовательных потребностей детей, более эффективного решения коррекционных задач [4].

Новые средства педагогических технологий дополняют, но не вытесняют традиционные. Им отводится строго определенная роль и место в учебном процессе. К традиционным подходам в коррекции речевых нарушений у детей относится и взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей. Именно семье принадлежит особая роль в воспитании и обучении ребенка с общим недоразвитием речи.

Работа по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР состоит из трех этапов: подготовительный этап, формирование звука, автоматизация звука через игры и упражнения. Эти игры и упражнения используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, а так же возможно применение в домашних условиях. Основная цель этих игр - автоматизация и дифференциация поставленных звуков. В разных играх автоматизация и дифференциация поставленных звуков осуществляется на разных этапах: словах, словосочетаниях, предложениях или в связной речи. Параллельно в каждой игре решаются дополнительные задачи речевого развития:

1) для развития фонематического слуха (фонематического анализа,фонематических представлений) рекомендуются игры: "Цепочка", "Расселить по своим "квартирам"", "Строители", "Домики-схемы", "Аквариум";

2) для совершенствования грамматического строя речи, закрепления словаря, развития связной речи применяются игры : "Игры с парными карточками", "Закончи фразу", "Назови действие правильно", "Назови предмет (объект) правильно", "Отгадай загадку", "Расскажи скороговорку (пословицу, поговорку)";

3) для развития мелкой моторики используются следующие игры: "Говорящий карандаш", "Расколдуй предметы", "Загадочные картинки", "Играем со звуками" (зашумленные картинки и цветные трафареты)

Предлагаемые игры повышают интерес детей к индивидуальным и подгрупповым занятиям, способствуют более легкому и быстрому закреплению трудных звуков речи.

Родителям необходимо находиться в тесном контакте со специалистами, преимущественно с логопедом, знать, чему обучается ребенок, и стараться поддерживать и закреплять эти умения и навыки в домашних условиях. Обучение родителей технологиям и демонстрация на занятиях способов их применения в различных ситуациях обеспечит непрерывность обучения ребенка и моделирование естественности среды, в которой он воспитывается [3; 7].

Мы видим, что работа по коррекции звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи должна включать в себя несколько этапов, и не представляется возможной без участия в ней родителей воспитанников. Таким образом, можно сделать следующие выводы. Общее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Коррекционная работа строится на основе взаимодействия специалистов и семьи ребенка с речевыми нарушениями, в частности с ОНР. Применяются различные методы и приемы, используются игры и упражнения, способствующие развитию и исправлению речи ребенка, а также развитию личности в целом.

1. Галкина, В. Б. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушении речи /В. Б. Галкина, Н. Ю. Хомутова// Дефектология. - 1999. - №3. - С. 15-22.

2. 3акрепина, А. В. Педагогическая помощь семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с ООП. / А. В. Закрепина // Дефектология. - 2004.- №2. - С. 112.

3. Зеленская, Ю. Б. Эволюция технических средств формирования и коррекции произносительных сторон речи у детей / Ю. Б. Зеленская/ Дефектология. - 1997,С. - 5.

4. Иванова, А. И. Влияние стиля общения с ребенка / А. И. Иванова // Логопед. - 2004,- №4 - С. 42-45.

5. Козина, И. Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у детей с нарушениями произношения / И. Б. Козина // Дефектология. - 1997. - №5. - С. 25-27.

6. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьё й: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг /А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина // - М. : ТЦ Сфера, 2004,- 112с.

7. Кордун, З. М. Некоторые примеры современных ассистирующих технологий / З. М. Кордун // Дефектология. - 2004, С. 61--66.

Публикации по теме:

Дифференцированный подход к коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи (из опыта работы) Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики характеризуется повышенным вниманием к обучению.

Коррекция нарушений речи у дошкольников средствами логоритмики Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием нейропсихологических приемов Проблема речевых нарушений у детей в последнее десятилетие приобретает массовый характер. По данным мировой статистики, количество таких.

Портфолио игровых технологий в коррекции звукопроизношения старших дошкольников фонетико-фонематическим недоразвитием речи Нарушения звукопроизношения, обусловленные несформированностью фонематических процессов, влекут за собой возникновение целого ряда речевых.

Профилактика и коррекция оптической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том,.

Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.

Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи Многие родители полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика,.

Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Трудности формирования связной контекстной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи В статье указано то, что какие возникают трудности.

Виды нарушений звукопроизношения у дошкольников Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Обычно нарушаются следующие.

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Речевые недостатки дошкольников4-5 лет, поступающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 23 августа 2016 в 22:15
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД