Папки-передвижки

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста 5–6 лет с ОВЗ (ТНР) «Звук и буква Ф»

Алина Ручнова
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста 5–6 лет с ОВЗ (ТНР) «Звук и буква Ф»

Цель:ознакомление со звуками [ф], [ф’] и буквой Фф.

Задачи:

Образовательные задачи.

Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Фф.

Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.

Развивающие задачи.

Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи.

Публикация «Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста 5–6 лет с ОВЗ (ТНР) „Звук и буква Ф“» размещена в разделах

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование. Чудесный мешочек, магнитные буквы (К, О, Т, А, М, И, магнитная доска, планшет, листы с заданиями по числу детей, карандаши, резинки, контейнеры с элементами для выкладывания букв.

Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики с су-джок мячами «Мы во двор пошли гулять».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Развитие навыков звуко-буквенного анализа. Создание эмоционального положительного фона. Объявление темы занятия. Педагог встречает детей, организует приветствие с ними.

Педагог. Посмотрите, ребята, у меня есть чудесный мешочек. Давайте попробуем угадать, что внутри. Дети выполняют задание и называют найденные буквы. Педагог предлагает пройти к магнитной доске и составить из данных букв слова. Дети комментируют выполнение задания.

1-й ребенок. Я составил слово КОТ.

2-й ребенок. Я составил слово МАК.

3-й ребенок. Я составил слово КОМ.

4-й ребенок. Я составил слово КИТ.

Педагог. Вы отлично справились с первым заданием. Педагог убирает буквы.

2. Игра «Подними руку». Развитие фонематического восприятия.

Педагог. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нём чаще других.

Фиолетовый фломастер

Все неправильно раскрасил.

Флаг, жираф, фонтан — все это

Фиолетового цвета.

Дети. Звук [ф] слышится чаще других.

Педагог. Давайте произнесем звук [ф] все вместе. Дети вместе с педагогом произносят звук [ф].

Педагог. Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы смыкаются, и нижние зубы прижимаются к нижней губе. Значит, во рту есть преграда из губ и языка. Как вы думаете, звук [ф] — гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Педагог. Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Послушайте, в слове ФЛАГ звук [ф] звучит твёрдо или мягко?

Дети. Твёрдо.

Педагог. Каким цветом мы будем обозначать этот звук?

Дети. Синим.

Педагог. А в слове ФИОЛЕТОВЫЙ звук [ф] звучит твёрдо или мягко?

Каким цветом мы будем обозначать этот звук?

Дети. Мягко. Зелёным.

Педагог. Приложите руку к горлышку и определите, он звонкий или глухой.

Дети. Он глухой.

Педагог. Верно. Это согласный глухой звук. А теперь возьмите резинки. На правую руку наденьте синюю резинку, а на левую зелёную. Вы будете поднимать правую руку, как только услышите звук [ф]. А левую руку будете поднимать, как только услышите звук [ф’].

Для упражнения предлагается следующий материал: ф, б, п, ф’, м, ф, у, б, ф’, м; фа, бу, мо, фи, фу, па, фо, бо; флаг, батон, филин, софа, фырчать, молчать, футбол. Дети слушают и поднимают руки, услышав звук [ф]и[ф’].

Педагог. Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.

3. Упражнение «Кто скорее?». Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Педагог. А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот поднимает руку.

Педагог. Верно. Ф, а. Что получилось?

1-й ребенок. Фа.

Педагог. Верно. Ф, о. Что получилось?

2-й ребенок. Фо.

Педагог. Правильно.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: фу, фи, фата, фото.

4. Пальчиковая гимнастика с су-джок мячами «Мы во двор пошли гулять». Координация речи с движением.

Педагог приглашает детей в игровую зону и предлагает им сделать знакомое упражнение.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную слепили

Птичек крошками кормили

С горки мы потом катались

А еще в снегу вались

Все в снегу домой пришли

Съели суп, и спать легли

5. Работа на листах. Знакомство с буквой Фф. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи. Развитие тонкой моторики.

Педагог приглашает детей за столы, раздает им листы, ставит на столы контейнеры с карандашами и материалами для составления буквы.

Педагог. Посмотрите на букву, расположенную в центре листа. Знаете эту букву? Это буква Ф. Вокруг буквы много картинок. Давайте назовём, что изображено на этих картинках.

Дети. Футболка, фишка, флаг, финики, фотоаппарат, фен.

Педагог. Правильно. А как вы думаете, почему буква Ф разделена на две части?

Дети. Значит, буква Фф обозначает два звука : [ф] и [ф’].

Педагог. Верно. Раскрасим одну половину буквы синим цветом, а другую зелёным. Дети выполняют задание. А теперь давайте найдем все предметы, названия которых начинаются со звука [ф] и обведём их в синий кружок.

Дети. Футболка, флаг, фотоаппарат.

Педагог. А теперь давайте найдем все предметы, названия которых начинаются со звука [ф’] и обведём их в зелёный кружок.

Дети. Фишка, финики, фен.

Педагог. Молодцы! Вы быстро нашли все предметы. Я вами горжусь. Давайте составим новую букву. Какие элементы вам для этого нужны?

Дети. Палочка и два полукруга.

Педагог. Как расположены полукруги по отношению к палочке?

Дети. В верхней части палочки, с двух сторон от нее.

Давайте «напишем» букву Ф в воздухе. Посмотрите, как я делаю это. Педагог и дети «пишут» букву в воздухе.

Педагог. Теперь посмотрите, как я пишу новую букву на доске. Сначала я пишу сверху вниз прямую палочку, а потом два полукруга слева и справа в верхней части палочки. Давайте составим на столе букву Ф из веревочки, фасоли, палочек. Дети самостоятельно выбирают материал и составляют по одной букве Ф.

Педагог. Молодцы! А теперь переверните листок и напишитебуквы по точкам.

Дети выполняют задание.

Педагог. А теперь давайте, почитаем, что написано.

1-й ребенок. Фа

2-й ребенок. Фо

3-й ребенок. Фу

4-й ребенок. Фи

5-й ребенок. Фата

6-й ребенок. Фото

Педагог. Отлично!

6. Окончание занятия.

Педагог. Молодцы! С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки она обозначает?Оценка работы детей. По просьбе педагога дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Звук [Ч] и буква Ч» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия «Звук [Ч] и буква Ч» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: -Уточнить артикуляцию звука «Ч» -Совершенствовать у детей умение изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для ребёнка с ТНЗ старшего возраста по СБО «Стирка носового платка»Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для ребёнка с ТНЗ старшего возраста по СБО «Стирка носового платка» Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для ребёнка с ТНЗ старшего возраста по СБО «Стирка носового платка». Задачи: - познакомить.

Итоговое коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Мы будущие первоклассники» Цель: Создание условий для оценки уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности. Обобщение и систематизация знаний о школе.

Коррекционно-развивающее занятие для детей младшего дошкольного возраста «Сказка про непослушных цыплят»Коррекционно-развивающее занятие для детей младшего дошкольного возраста «Сказка про непослушных цыплят» «СКАЗКА ПРО НЕПОСЛУШНЫХ ЦЫПЛЯТ». 2. Рассматривание игрушки «Петушок». Вопросы детям Кто пришёл к нам в гости? (Ответы детей) Давайте рассмотрим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшего дошкольного возраста 5–6 лет с ОВЗ (ТНР) «Звук и буква Ф»
Опубликовано: 13 марта 2024 в 13:14
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД