Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Весна. Обобщение. Дифференциация звуков С — Ш»

Оксана Овчинникова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Весна. Обобщение. Дифференциация звуков С — Ш»

Овчинникова Оксана Александровна

Учитель-логопед МБДОУ Д/С 13

Лексическая тема: «Весна. Обобщение. Дифференциация звуков С — Ш».

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

-Активизировать словарный запас по лексическим темам «Весна», «Перелётные птицы», «Насекомые», «Дикие животные».

-Продолжать учить выделять лишнее слово из ряда слов, лишнюю картинку из ряда картинок, обосновывать свой ответ.

- Продолжать учить считать количество слогов в слове.

-Упражнять в умении заканчивать начатое предложение.

-Дифференциация звуков С-Ш (артикуляционный уклад, характеристика) .

Корекционно-развивающие задачи:

• Развивать фонематические процессы.

• Развивать мелкую, общую моторику.

Корекционно – воспитательные задачи:

• Формировать память и мышление.

• Расширять кругозор.

• Воспитывать любознательность, взаимопомощь.

Демонстрационный материал: вырезанное солнце с лучиками, сюжетные картинки по теме «Весна», картинки «Перелётные и зимующие птицы», презентация «Насекомые», картинки «Дикие животные».

Методы и приёмы:

Оргмомент, дыхательное упражнение «Цветочек», артикуляционная гимнастика «История весёлого язычка», Д/и «Приметы весны», д/и «Хлопни в ладоши», массаж лица, д/и «Какая птица лишняя?», д/и «Назови первый и последний звук в словах», сравнение артикуляции звуков С-Ш, д/и Хлопни на звук Ш, руки вперёд на звук С», физминутка «На лужайке поутру…», называние насекомых, д/и «Сосчитай слоги», фонопедическое упражнение, лексическое упражнение «Закончи предложение», д/и «Семья», итог НОД.

1. Организационный момент

Здравствуйте, дети! Сегодня к нам на занятие пришли ваши родители. Улыбнитесь им, а теперь друг другу. Ваши родители сегодня пришли посмотреть, чему вы уже научились, как вы умеете себя вести и заниматься. Давайте это сейчас и покажем.

Солнце ярче светит,

Дует тёплый ветер.

Вот и кончилась зима,

К нам опять пришла… ВЕСНА!

Логопед: Я предлагаю вам сделать дых. упражнение, которое называется «Цветочек».

2. Дыхательное упражнение «Цветочек»

Логопед: Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон, понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

3. Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

4. Закрепление лексической темы «Весна»

- Посмотрите, какое весеннее солнышко светит нам, только где же его лучики? Солнышко рассыпало свои лучи по полям и рекам, селам и городам. Они уже поиграли, порезвились и торопятся вернуться к солнышку. Давайте им поможем вернуться? А для этого вспомним, весенние приметы.

(Дети выбирают предметные картинки, называют основные приметы весны)

5. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

Логопед: Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слова: проталины, капель, ледоход)

Молодцы, ребята, а вот и первый солнечный лучик вернулся к солнышку. Спасибо вам.

Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

6. Проводится массаж лица.

Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.

Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев

По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание

7. Закрепление лексической темы «Перелетные птицы», развитие фонематического слуха.

С приходом весны заторопились перелетные птицы в родные места. Давайте их вспомним. (Ласточка, скворец, журавль, кукушка, соловей, жаворонок, ворона) Большая стайка прилетела к нам, какая из птиц перепутала стайку и залетела случайно? (на доске картинки перелётных птиц и 1 зимующая)

Назовите только тех птиц, в названии которых встречается звук С.

Где же прячется звук С в слове СОЛОВЕЙ, ЛАСТОЧКА, СКВОРЕЦ.

Дифференциация звуков (С)(Ш) .

- Какой первый звук в словах:

Шуба, шапка, штаны.

- Какой последний звук в словах:

Нос, лес, пояс.

• Сравнить артикуляцию звуков с- ш;

• Определения положения языка и характер воздушной струи;

• Д/И «Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ш, а если звук С – руки вперёд»

Звук: с, р, ш, а, м, с, ш.

Слог: са, па, шо, со, до.

Слово: шапка, санки, дом, ладонь, шуба.

• Воспроизведение слоговых рядов: СА- ША – ША; СО –СО – ШО, СИ-СИ-ШИ, ШУ-СУ-СУ, СЕ-ШЕ-СЕ, СА-ША-СА.

• Д/И «Закончи слово»

Шу …., СА, ша, ши, СО….

8. Динамическая пауза.

А сейчас: Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть!

На лужайке поутру мы затеяли игру.

Я начну – вы продолжайте,

Дружно хором отвечайте:

Зимой холодно, а весной ….

Сова – зимующая птица, а ласточка -…

У животных шерсть, а у птиц …

У человека ребенок, а у птиц…

У волка логово, а у муравья ….

У животных пасть, а у птиц….

У лисы лисенок, а у кукушки …

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу….

А вот и еще один лучик спешит к нашему солнышку.

9. Закрепление лексической темы «Насекомые».

Как вы думаете, почему перелетные птицы прилетели весной? Правильно, с приходом весны появляются насекомые, а это основной корм перелетных птиц.

Назовем насекомых хором – бабочка, комар, стрекоза, паук, муха, пчела. (на экране компьютера появляются изображения насекомых)

Давайте сосчитаем сколько слогов в каждом слове.

Хорошо! Вот и еще один лучик спешит занять свое место.

10. Фонопедическое упражнение

Логопед: Молодцы! А давайте теперь с вами споём как листочки.

Весенние листочки на веточке сидят,

Весенние листочки детям говорят:

Осиновый – А-А-А,

Рябиновый – И-И-И,

Березовый – О-О-О,

Дубовый – У-У-У,

(Пропевание гласных).

Подуй на одуванчик.

(Дети 3-4 раза дуют на руки - «одуванчики», не раздувая щек).

Очень хорошо. Посмотрите, солнышко обрадовалось еще одному лучику!

11. Закрепление лексической темы «Дикие животные»

-А как ведут себя животные весной?

(Дети перечисляют: заяц меняет окраску, медведь просыпается)

• Д/И «Закончи предложение»

У зайца хвост короткий, а уши …. (длинные)

Белка живёт в дупле, а волк …. (в логове)

Белка – пушистая, а ёж - …. (колючий)

• Д/И «Семья»

Папа медведь, мама медведица, детёныши медвежата. (лиса, волк, заяц) .

А вот и последнему лучику мы помогли вернуться к солнышку!

Все солнечные лучики собрались вокруг солнышка, значит солнышко засветило ярче, веселее, значит наступила…ВЕСНА.

Значит все вокруг проснулось, засияло, зацвело.

12. Итог

Ребята, как же вам удалось собрать все лучики? Что вы для этого сделали?

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе Тема: «Дифференциация звуков С–Ш». Лексическая тема «Весна» ООО «Газпром добыча Надым» Управление эксплуатации вахтовых посёлков д/с «Медвежонок» учитель-логопед Наталья Викторовна Яковенко Конспект.

Упражнения на различение согласных звуков по признакам твердость-мягкость, глухость-звонкостьУпражнения на различение согласных звуков по признакам твердость-мягкость, глухость-звонкость На занятиях по формированию правильного звукопроизношения дошкольников необходимо научить четкому различению твердых и мягких, глухих и.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Весна. Обобщение. Дифференциация звуков С — Ш»
Опубликовано: 10 ноября 2013 в 13:55
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...