Лучший педагог года

Логопедический проект «Разноцветные сказки» с использованием метода цветотерапии в работе с детьми ОВЗ

Елена Прокопьева
Логопедический проект «Разноцветные сказки» с использованием метода цветотерапии в работе с детьми ОВЗ

Логопедический проект «Разноцветные сказки»

с использованием метода цветотерапии в работе с детьми ОВЗ

В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями и в группы компенсирующей направленности поступают дети c общим и тяжелым недоразвитием речи, а так же безречевые дети с практически полным отсутствием звуков, нарушением фонации, серьёзными нарушениями слоговой структуры слова, с нарушением интеллекта, зрения и слуха. Для успешности воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходима правильная оценка их возможностей и выявления особых образовательных потребностей.

Публикация «Логопедический проект „Разноцветные сказки“ с использованием метода цветотерапии в работе с детьми ОВЗ» размещена в разделах

На сегодняшний день педагоги находятся в постоянном поиске эффективных, современных образовательных технологий, которые адаптированы в применении с детьми ОВЗ.

Поэтому наряду с общепринятыми приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна. К сожалению не все технологии применимы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Именно поэтому особое место в работе мы отводим здоровьесберегающим технологиям.

В МБДОУ «Детский сад «Чебурашка» комбинированного вида» функционирует группа компенсирующей направленности для детей с различными нарушениями. Эти дети имеют свою специфику развития. У многих из них встречаются трудности всех видов восприятия и внимания, повышенная эмоциональная истощаемость, проблемы с речью. Данные нарушения требуют особого внимания и в связи с этим актуально использование не только классических, но и инновационных технологий в коррекционной работе с детьми. Одним из эффективных методов является хромотерапия.

Хромотерапия (цветотерапия) – это научное направление, безмедикаментозный метод лечения людей, путем восстановления индивидуального биологического ритма, с помощью специально подобранного цвета.

Использование цветотерапии положительно влияет на психоэмоциональное состояние человека. При умелом использовании цвет благотворно действует на детей дошкольного возраста, особенно имеющих различную патологию в развитии, в том числе и тяжелую речевую патологию.

Как известно, одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Лечебные свойства цвета известны давно и применяются в различных областях, в том числе и в образовании, коррекционной педагогике.

Совместно с учителем-логопедом и воспитателями группы «Речецветик», детского сада «Чебурашка» был разработан краткосрочный проект «Разноцветные сказки» с использованием цветотерапии для детей с ОВЗ. Работа над проектом строился по следующим принципам:

- последовательность (от простого к сложному);

- возрастосообразность (возраст детей играет непосредственную роль в подборке игровых заданий);

- индивидуальный подход к каждому ребенку;

- всестороннее развитие (через один вид терапии решаем несколько коррекционных задач);

Цель проекта :

- Формирование у детей посредством цветотерапии познавательной, речевой, и коммуникативной деятельности на коррекционных занятиях и в свободной деятельности.

Задачи проекта :

- Определить методы и приемы воздействия цветотерапии на речевое развитие.

- Использовать методы и приемы цветотерапии в коррекционно-логопедической работе с детьми ОВЗ.

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный этап:

- определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

- изучение научно – методической литературы по данной проблеме;

- создание условий для реализации проекта : подготовка и изготовление наглядного материала;

- переработка упражнений и игр для развития подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, отбор речевых подвижных и пальчиковых игр;

- разработка конспектов занятий по выбранной теме.

2. Основной этап:

1. Содержание деятельности логопеда :

- проведение диагностического обследования с целью определения уровня развития лексического строя речи у детей с нарушением речи;

- составление методических разработок организации образовательной деятельности;

- консультирование воспитателей по данной проблеме;

2. Содержание деятельности воспитателей:

- проведение рекомендованных логопедом упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов;

- закрепление изученного материала.

3. Заключительный этап:

- проведение диагностического обследования с целью определения эффективности коррекционно – развивающей работы;

- подведение итогов реализации проекта;

- итоговое занятие;

Ожидаемые результаты:

- развитие коммуникативной функции речи. Установление контакта с детьми;

- преодоление речевого негативизма;

- активизация словарного запаса детей;

- развитие воображения, подражательности, активности;

- развитие слухо-зрительно-двигательной координации;

- обогащение и расширение представлений об окружающем мире.

Ресурсное обеспечение.

Материально – техническое обеспечение:

- технические средства: музыкальный центр, компьютер, проектор;

- наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, предметные картинки, картинный материал, муляжи и др. ;

Методическое обеспечение :

- комплекс артикуляционной гимнастики;

- упражнения для развития дыхания, мимической мускулатуры;

- сборники речевых подвижных и пальчиковых игр, составленные в соответствии с изучаемой темой.

Новизна проекта :

Новизна данного проекта заключается в том, что в коррекционной работе в данном направлении используются дифференцированный подход, а также разнообразные технологии одновременно. Это такие технологии: как, сказкотерапия, хромотерапия, элементы логоритмики, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, релаксация.

Образовательная деятельность с методами цветотерапии проводилась обязательно учитывая психоэмоциональное состояние ребенка на данный момент. Каждое занятие было посвящено определенному цвету, который предлагалось чувствовать, ощущать, осознавая свои мечты и фантазии.

Рисование, ролевые игры, сочинение сказок - все это основные виды работ на занятиях по цвету. Они ведут к освобождению от запретов и жестких правил, к принятию всех сторон личности, даже самых неприятных. А это очень важно для ребенка. Ведь цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости.

Таким образом, технология цветотерапии показала, что использование нетрадиционных форм работы в логопедической практике с детьми с ограниченными возможностями здоровья дает хорошие результаты. Дети чувствуют себя более уверенными и успешными, у них значительно возрастает интерес к познавательной деятельности, преподносимый педагогом материал становится интересным, ребята с удовольствием принимают участие в играх, становятся менее возбудимыми и напряженными. Образовательная деятельность проходит более эффективно, что показало итоговое занятие «Путешествие в разноцветную страну».

Предлагаем вашему вниманию итоговое занятие логопедического проекта «Разноцветные сказки».

«Путешествие в разноцветную сказку»

Цель: Закрепление знаний основных цветов и умение их дифференцировать.

Задачи:

- упражнять детей в согласовании прилагательных, обозначающих цвета, с существительными в роде, числе, падеже;

- развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, память, координацию слова с движением, навыки ориентировки в пространстве.

Оборудование. Иллюстрации к сказке; конверты с полосками из разноцветной бумаги, сундучок, цветные карандаши и карточки для игры «Что какого цвета, подушки, фоторамки с орг-стеклом, музыкальная запись.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Логопед : Ребята, а вы любите сказки?

Ответы детей.

Логопед : А какие сказки вам нравятся больше?

Ответы детей.

Логопед : Я предлагаю вам отправиться в одно веселое путешествие. Мы побываем в «Разноцветной сказке». (Стихотворение Е. Руженцева «Сказка про краски».)

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным.

Пусть же мир вокруг нас будет

Удивительным и разным!

2. Развитие мышления, памяти, упражнение в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Логопед : Чтобы попасть в «Разноцветную сказку», вы должны выполнить одно задание. Сейчас каждый из вас достанет из волшебного сундучка один карандаш, назовет этот цвет, подойдет к столу и найдет не закрашенную картинку, который надо раскрасить в этот цвет.

Дети достают карандаши и находят на столе не раскрашенные картинки.

Логопед : Теперь расскажите, что за предметы у вас и какие они по цвету? (У меня красное яблоко. У меня зеленая елка. У меня желтый цыпленок и т. п., дети раскрашивают свои картинки).

Логопед : Ребята, а что еще бывает таких – же цветов? ( Дети: желтое солнышко, красный цветок, зеленая трава и т. п.). Молодцы! Вы отлично справились с заданием и мы можем отправляться в путешествие.

3. Развитие слухового внимания, диалогической речи. Упражнение в согласовании существительных с прилагательными.

Дети садятся на подушки. Логопед выставляет иллюстрацию к «Разноцветной сказке» на наборное полотно и читает сказку.

РАЗНОЦВЕТНАЯ СКАЗКА

Девочка надела разноцветный плащ и вышла на улицу. Стояла осень, но день был солнечным и ярким. По ГОЛУБОМУ небу плыли БЕЛЫЕ облака. Трава была еще ЗЕЛЕНОЙ, а вот листья на деревьях уже ПОКРАСНЕЛИ и ПОЖЕЛТЕЛИ. На дорожках стояли СИНИЕ лужи. В одной луже плавали ОРАНЖЕВЫЕ кленовые листья, принесенные ветром. Вдоль дорожки росли ФИОЛЕТОВЫЕ астры. Они качали головками от ветра.

Вдруг в небе появилась радуга. Она была яркой, РАЗНОЦВЕТНОЙ. Девочка хотела запомнить, из каких цветов состоит радуга, но та растаяла так же быстро, как и появилась.

Девочка очень расстроилась, но в это время трава у ее ног зашевелилась, и ее окружили крошечные гномики. Девочка посмотрела на их колпачки: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый - и тут же вспомнила, из каких цветов состоит радуга. Она засмеялась и посмотрела в высокое голубое небо. А когда она опустила голову, гномики в разноцветных колпачках уже разбегались в разные стороны. Девочка помахала им рукой и пошла домой. Дома она нарисовала букет РАЗНОЦВЕТНЫХ цветов.

Логопед : Какую сказку я прочитала? (Вы прочитали «Разноцветную сказку».)

Логопед : О каких цветах шла речь в сказке? (Речь шла о желтом, красном, синем, белом, оранжевом, зеленом, фиолетовом, голубом цветах.)

Логопед : Посмотрите на картинку и вспомните, что и какого цвета увидела девочка. (Девочка увидела голубое небо с белыми облаками. Она увидела желтую траву и синие лужи. И т. п.)

Логопед : Какой получилась картина? (Картина получилась разноцветной.)

Логопед : А какой была радуга? (Радуга тоже была разноцветной.)

4. Развитие зрительного внимания и памяти.

Логопед : Посмотрите еще раз на картинку и постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены цвета радуги. (В течение одной минуты дети смотрят на картинку. Логопед убирает картинку.) Теперь возьмете конверты, достаньте цветные полоски и сложите каждый свою радугу.

Дети складывают радуги. Затем картинка выставляется снова и дети проверяют себя. Те дети, которые допустили ошибки, объясняют: «Я поменял местами желтые и красный цвета» и т. п.

Логопед :

Краски сегодня ужасно устали:

Радугу в небе они рисовали.

Долго трудились над радугой краски,

Радуга вышла красивой, как в сказке.

Вся разноцветная - вот красота!

Ты полюбуйся, какие цвета!

5. Координация слова с движением, совершенствование навыков ориентировки в пространстве.

Логопед : А теперь давайте вспомним наше упражнение «Радуга».

В небе гром, гроза. (Хлопки)

Закрывай глаза! (Закрыть глаза)

Дождь прошел.

Трава блестит, (Сжимать, разжимать пальцы рук)

В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)

Поскорей, поскорей.

Выбегай из дверей, (Зовущие движения)

По траве босиком, (Бег на месте)

Прямо в небо прыжком. (Прыжки)

Ладушки, ладушки!

По радуге, по радужке, (Хлопки)

По цветной дуге,

На одной ноге. (Прыжки на одной ноге)

Вниз по радуге верхом,

И на землю кувырком! (Присесть)

(С. Маршак)

6. Релаксация.

Логопед : Ребята, давайте мы теперь немного отдохнем. Ложитесь на ковер. Расслабьтесь. Руки ладошками вверх. Закройте глаза. Представьте, что вы лежите на мягком белом облачке.

Звучит спокойная музыка. Дети отдыхают. Через три минуты музыка выключается, дети открывают глаза, медленно встают, потягиваются.

Упражнение «Солнце».

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки.

7. Развитие артикуляционной моторики, подготовка артикуляционного аппарата к постановке шипящих.

Логопед : Вы немного отдохнули. Теперь садитесь на стульчики к зеркалу - поиграем. Вспомните, как мы делали упражнение «Маляры». Представьте, что вы рисуете радугу. Язычок двигается вперед-назад, вперед-назад.

Дети делают упражнение 10-12 раз.

«Маляры»

Маляры извёстку носят,

Стены кистью купоросят.

Не спеша разводят мел,

Я бы тоже так сумел.

Логопед : А теперь давайте сделаем упражнение «Грибок».

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка,

Шляпа на макушке.

Дети выполняют упражнение 5-6 раз.

8. Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности у детей.

(Игра с разноцветными прищепками «Веселое солнышко»)

Логопед : Ребята, посмотрите, что это? ( Дети: это солнышко). Как вы думаете, чего не хватает нашему солнышку? ( Дети: лучиков). Правильно. Ребята, давайте мы с вами поможем солнцу снова ярко засветить, прикрепим на нее наши прищепки – лучики. (Дети прикрепляют разноцветные прищепки к желтому кругу (солнышку).

Логопед :

Солнышко утром рано встает.

Лучики тянет – тепло нам дает.

Посмотрите ребята, какое солнышко у нас получилось? ( Дети: яркое, разноцветное, радужное и т. д.). Как вы думаете, что будет согревать зеленый лучик? (красный лучик, желтый лучик и т. д.). ( Дети: траву, деревья, кузнечиков и т. д).

9. Закрепление согласования прилагательных с существительными, закрепление знания названий некоторых цветов.

Логопед : А хотите посмотреть, какой разноцветный букет нарисовала девочка?

Логопед выставляет иллюстрацию на наборное полотно.

(Дети рассматривают букет и называют цветы : это красный мак, эта белая ромашка, это желтый тюльпан и т. д.).

Логопед : Я тоже предлагаю вам нарисовать разноцветный букет. Но у нас нет бумаги и кисточек, но есть стекло и краски, что же нам делать? ( Дети: рисовать пальцами на стекле).

(Дети рисуют пальцами на орг - стекле разноцветный букет).

10. Итог занятия.

Логопед вместе с детьми вспоминает, по какой сказке они путешествовали, чем занимались на занятии. Положительно оценивается работа каждого ребенка.

Безусловно, многие игры используются специалистами и могут быть уже знакомы, но хочется сказать, что применение игр с учетом цветотерапии в системе, дают более эффективный результат.

Литература:

1. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб. : 1994.

2. Давайте поиграем. / Под ред. А. А. Столяра. — М. : Просвещение, 1991.

3. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего

недоразвития речи у дошкольников. — М. : Просвещение, 1990.

4. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. - Учебно-методическое пособие-конспект. Изд. «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Спб. 2003.

5. Погосова Н. М. «Цветовой игротренинг». СПб. : Речь, 2005г.

6. Серов Н. В. Лечение цветом. СПб., 1997.

7. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М. : Просвещение, 1988.

Публикации по теме:

Фотоотчет о районном методическом объединении «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами»Фотоотчет о районном методическом объединении «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами» Фотоотчет с на районного методического объединения «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами» Для повышения профессионального.

Использование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детейИспользование метода проектов в работе по воспитанию гуманных качеств у детей Предлагаю однодневный проект по воспитанию чувства добра у детей дошкольного возраста. Мероприятие проводилось с детьми подготовительной.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание сказки «Колобок» с использованием метода моделирования Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста. Рассказывание сказки «Колобок» (с использованием метода моделирования).

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Логопедический проект «Дерево родственных слов»Логопедический проект «Дерево родственных слов» .

Логопедический проект «Веселый поезд»Логопедический проект «Веселый поезд» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Разрешите представить отчет по реализации логопедического проекта: «Весёлый поезд». Паспорт проекта Автор:.

Мастер-класс по конструированию из бумаги с использованием кругов разной величины «Разноцветные ежики» с детьми 5–6 летМастер-класс по конструированию из бумаги с использованием кругов разной величины «Разноцветные ежики» с детьми 5–6 лет Цель: формировать у детей умение конструировать поделку из бумаги с помощью кругов. Задачи: - учить детей вырезать из бумаги круг разными.

НОД «Пересказ сказки «Бычок чёрный бочок, белые копытца» с использованием метода моделирования»НОД «Пересказ сказки «Бычок чёрный бочок, белые копытца» с использованием метода моделирования» Задачи: 1. Учить детей самостоятельно пересказывать сказку с помощью наглядной модели. 2. Углублять восприятие сказки за счёт выявления.

Творческий проект «Чудо-мусор» с использованием бросового материала в практической работе с детьмиТворческий проект «Чудо-мусор» с использованием бросового материала в практической работе с детьми Цель: Научить детей через практическую деятельность находить полезное применение бросовому мусору. Задачи: Способствовать познанию свойств.

Сочинение сказки с использованием метода «Каталога»Сочинение сказки с использованием метода «Каталога» Сочинение сказки используя метод "Каталога" Цель: Формирование у детей творческого мышления, обучение творческому рассказыванию. В своей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический проект «Разноцветные сказки» с использованием метода цветотерапии в работе с детьми ОВЗ
Опубликовано: 21 февраля 2022 в 11:02
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД