Получи документы

Логопедический тренинг для родителей детей подготовительной группы с нарушением звука «[Р]»

Кумызова Евгения
Логопедический тренинг для родителей детей подготовительной группы с нарушением звука «[Р]»

ЭТОТ НЕПОКОРНЫЙ, САМЫЙ ТРУДНЫЙ ЗВУК.

Логопедический тренинг для родителей детей подготовительной группы с нарушением звука «Р» (слайд №1)

ЦЕЛЬ Включение родителей в совместный с учителем - логопедом процесс коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи.

ЗАДАЧИ.

1. Повысить уровень психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Публикация «Логопедический тренинг для родителей детей подготовительной группы с нарушением звука „[Р]“» размещена в разделах

2. Объяснить родителям важность регулярного и правильного выполнения артикуляционной гимнастики с ребёнком.

3. Научить родителей выполнять комплекс артикуляционных упражнений для звука (Р).

ОБОРУДОВАНИЕ. Презентация, игрушка – смайлик. Раздаточный материал: скатанные из ватки шарики, стакан с водой (наполовину, соломинка, ватная палочка, маленький чупа –чупс, флакончик с узким горлышком, буклет, цветочки красный и синий.

Ход ТРЕНИНГА.

1. Вводная часть. (Слайд №2) Логопед приветствует родителей предлагает пустить по кругу смайлик. Тот, у кого в руках смайлик, продолжает предложение: «Я люблю вместе со своим ребёнком….»

Что вы любите делать? Читать, гулять на улице, ходить на каток, на лыжах, стряпать пирожки, играть в шашки? Да, не только вы это любите, но и детям нравится проводить с родителями время. А ещё лучше, когда вы вместе с ребёнком выполняете какие-то упражнения и одновременно играете. И эти игровые упражнения формируют у ребёнка необходимые навыки, способствуют его развитию (речи, мышления, памяти). Именно поэтому мы с вами сегодня и встретились.

Итак, что мы будем делать? – Мы будем разучивать артикуляционные упражнения для звука (Р). Как мы это будем делать? - Мы это будем делать все вместе, и наши дети будут нам помогать. Зачем мы это будем делать? - Чтобы у детей как можно скорее сформировался правильный артикуляционный уклад данного звука.

2. Основная часть. Потому что с точки зрения артикуляции этот звук в русском языке самый трудный. И для формирования его уклада необходим и правильно сформированный речевой выдох. Речевое дыхание несколько отличается от физиологического. Прежде всего тем, в речевом дыхании должен быть сначала быстрый, но глубокий вдох. И затем – длительный, целенаправленный выдох через серединку язычка. И артикуляционную, и дыхательную гимнастику следует выполнять каждый день. Рассмотрим правила выполнения артикуляционной гимнастики (слайд №3).

Артикуляционная гимнастика выполняется только на фоне положительных эмоций.

Важна системность. Уделите её проведению ежедневно 7 – 10 минут.

Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом.

Движения выполняйте неторопливо, чётко, ритмично, качественно.

Чаще сравнивайте образец (движения взрослого) и вариант движения ребёнка.

Не огорчайтесь и не ругайте ребёнка, если у него сразу не получилось. Будьте терпеливы.

Для того, чтобы определиться с выбором упражнений для постановки того или иного звука, мы должны хорошо знать, каков его артикуляционный уклад.

(Слайд №4) Как мы уже говорили, уклад данного звука очень сложен, пожалуй он самый трудный в русском языке. Поэтому нарушения его произношения встречаются довольно часто не только у детей, но и у взрослых. Рассмотрим сначала его нормативную артикуляцию.

Губы приоткрыты и разомкнуты в зависимости от последующего гласного.

Зубы слегка разомкнуты и показывают «заборчик».

Широкий, напряжённый язык поднят в виде чашечки. Боковые края язычка прижаты к зубам. Кончик языка касается альвеол, и под напором сильной воздушной струи вибрирует.

Голосовые связки вибрируют (звук звонкий).

Что же мешает ребёнку (или взрослому человеку) выполнить все эти движения и правильно произнести звук? Да именно потому что звук трудный, и нарушения у него могут быть самые разные. Что же именно может помешать правильному произнесению звука (Р? (Слайд№5).

Короткая подъязычная уздечка. В норме у ребёнка к 6 годам уздечка вырастает до 8мм. Но не всегда это происходит. Иногда можно растянуть с помощью упражнений. Если и такой вариант не помогает, можно её подрезать у стоматолога.

Нарушение произношения более лёгких звуков, которые являются для звука (Р) опорными, например звуки (Д, (Ж). В данном случае, как правило, после их постановки появляется и звук (Р).

Несформированный, слабый речевой выдох, и не хватает напора воздушной струи для вибрации кончика язычка.

Тонус мышц (повышенный или пониженный) артикуляционного аппарата.

Горловое (Р, сформированное ранее, очень трудно устраняется, так как уже выработался рефлекс именно на такое произношение

Поведенческие проблемы: синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Нарушения фонематического слуха. Это значит, ребёнок не различает близкие по звучанию звуки, в том числе правильное - неправильное произношение.

3. Практическая часть. Артикуляционный тренинг для постановки звука (Р).

В зал приглашаются дети, чьи родители присутствуют, и садятся за столик каждый рядом со своими родителями. Логопед предлагает детям показать маме (папе, над каким звуком мы работаем и как? Дети называют звук (Р, (слайд №6, отвечают на вопросы:

Какое положение занимают губы?

Какое положение занимают зубы?

Где находится язык, что он делает?

Работают ли голосовые связки?

Какой ветерок мы выдыхаем?

Чтобы получился сильный ветерок, предлагаю выполнить несколько игровых упражнений: «буря в стакане», «футбольный мяч», «согрей руки», «свисток», «остуди воду».

Затем логопед предлагает родителям и детям внимательно посмотреть друг на друга. Ребята, мы будем выполнять артикуляционные упражнения. Но ваши мамы и папы тоже хотят научиться их делать правильно. Вы согласны их научить? Тогда начинайте выполнять упражнения и показывать своим родителям. Я буду внимательно за вами наблюдать и если нужно, помогать вам. Выполняются упражнения:

«Лягушки улыбаются» Тянуть губки прямо к ушкам очень нравится лягушкам. И хохочут, и смеются, а глаза у них как блюдца.

«Хобот слонёнка Подражаю я слону. Губы хоботом тяну.

«Баранки» Посчитай, сколько баранок на тарелке. Покажи столько же губами.

«Качели» Вверх – вниз, вверх – вниз. Покачайся, не ленись.

«Лошадка» Ты лошадка серый бок: цок –цок–цок, цок-цок-цок.

«Маляр» Мы работаем с утра. Красить потолок пора.

«Барабанщик» Барабанщик очень занят, барабанит, барабанит: д-д-д-д

«Грибочек» Шляпка на ножке, вот и весь грибочек.

«Упражнение - угощение». И на прощание такое упражнение, это упражнение - угощение. Родителям предлагается развернуть маленький Чупа - чупс, который лежит на тарелочке и с его помощью выполнить упражнение «балалаечка». Затем его можно просто съесть.

4. Заключительная часть. Рефлексия. (слайд №7).

Закончить нашу встречу хотелось бы словами великого русского физиолога И. П. Павлова «Ничто не остаётся неподвижным, неподвластным, а всегда может быть достигнуто, измениться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

Пока дети выполняют упражнение – угощение, логопед предлагает родителям собрать букетик из цветов, которые лежат на столе. Если вы считаете, сегодня почерпнули для себя новые знания, положите синий цветочек. А если считаете, что полученные знания помогут вам в выполнении домашних заданий и вы будете дома с ребёнком заниматься, положите красный цветочек.

Родители складывают цветочки в корзинку.

Губахинский городскооой окрруг – 2023г.

Публикации по теме:

Игра с прищепками на определение места звука в слове для детей старшей и подготовительной группыИгра с прищепками на определение места звука в слове для детей старшей и подготовительной группы Данная игра создана для формирования умения детей старшего звена определять место звука в слове. Цель: Формировать у детей старшего дошкольного.

Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы с нарушением речи «Испорченный телефон»Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группы с нарушением речи «Испорченный телефон» Дидактическая игра для детей подготовительной к школе группе с ОВЗ (нарушение речи) «Испорченный телефон» Цель: Совершенствование умения.

Игра «Логопедический магазин» для автоматизации звука [Ш]Игра «Логопедический магазин» для автоматизации звука [Ш] Игра на автоматизацию звука [Ш] вначале и в середине словаКоррекционно-образовательную работу с детьми я стараюсь строить с учетом индивидуальных,.

Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3–4 лет с нарушением зрения» Консультация для логопедов, воспитателей, родителей «Зрительные нагрузки детей 3 – 4 лет с нарушением зрения» Составила: Дьяконова Елена.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Логопедический лэпбук для привлечения родителей к развитию речи детей «Осень»Логопедический лэпбук для привлечения родителей к развитию речи детей «Осень» лэпбук «осень» Недавно узнала, что такое лэпбук, и захотела сделать свой лэпбук, тем более, что в нашем дошкольном учреждении ничего подобного.

Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками.

Предметно-коррекционно-развивающая среда в подготовительной группе №21 для детей с нарушением зрения Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Семинар-тренинг для родителей младшей группы «Мы счастливы, когда мы вместе» Семинар – тренинг для родителей младшей группы Цель: познакомить родителей с основными правилами семейного воспитания Задачи: - привлечь.

Собрание-тренинг для родителей воспитанников логопедической группы «Развиваемся играя» Собрание – тренинг для родителей воспитанников логопедической группы. Подготовил учитель-логопед I квалификационной.

Автор публикации:
Логопедический тренинг для родителей детей подготовительной группы с нарушением звука «[Р]»
Опубликовано: 17 марта 2023 в 16:33
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД