Лучший педагог года

Конспект логопедического занятия «Обозначение мягкости согласных по средствам гласных второго ряда»

Полякова Елена Николаевна
Конспект логопедического занятия «Обозначение мягкости согласных по средствам гласных второго ряда»

Логопедическое занятие на тему :

«Обозначение мягкости согласных по средствам

гласных второго ряда».

Цель:

1. Тренировать детей в различении твердых и мягких согласных звуков (в произношении и на слух).

2. Упражнять в обозначении мягкости согласных на письме гласными буквами второго ряда.

Публикация «Конспект логопедического занятия „Обозначение мягкости согласных по средствам гласных второго ряда“» размещена в разделах

3. Формировать навык звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза слов, анализа структуры предложения.

4. Активизировать словарный запас детей путем подбора слов-признаков и слов-действий.

5. Развивать мыслительные процессы сравнения и выделения.

6. Развивать зрительно-пространственную, временную ориентировку.

7. Воспитывать чувство уважения и тактичного отношения друг к другу.

Оборудование: индивидуальные зеркала, смайлики-настроения, сухой бассейн, разрезная картинка «Улитка» в конвертике у ребенка, предметные картинки для различения твердых и мягких звуков в словах, слоговая таблица, таблица со словами, в которых пропущены гласные буквы 2-го ряда, мешочек с крупой.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Какое у вас настроение? (показать смайлик)

Какое время года? Число? День недели? Какой день недели был вчера, будет послезавтра? (те, кто затрудняются, ориентируются по пальцам рук: большой – понедельник (первый, указательный – вторник (второй, среда – средний (по середине, безымянный – четверг (четвертый, пятница – мизинец (пятый, субботу и воскресенье дети запоминают легко.

2. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика с применением сухого бассейна, оформление тетрадей.

Сжимать и разжимать кулачки в сухом бассейне, наполненном фасолью:

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слега пошевелить пальцами:

Только уставать начнем,

Сразу пальцы разожмем,

Мы по шире их раздвинем,

Посильнее напряжем.

3. Развитие зрительно-пространственной ориентировки, звуковой анализ.

Кто сегодня приполз к нам на занятие – узнаете, если правильно соберете разрезную картинку.

Какой вопрос зададим к слову «улитка»?

Игра.

Давайте подберем к слову «улитка» слова-признаки: улитка какая?

А теперь подберем слова-действия: улитка что делает?

Сколько слогов в слове «улитка»? Сколько гласных?

Назовите ударный гласный. Какой согласный в слове звучит мягко?

Зарисуйте слоговую схему, запишите слово буквами. Какую букву написали после буквы Л? В каком ряду она живет?

4. Сообщение темы.

Какие еще гласные буквы живут во 2-м ряду? (вспомнить, загибая пальцы на руке: 5 пальцев – 5 гласных). Что вы про них знаете? (обозначают 2 звука).

Сегодня на занятии узнаем еще об одной «работе» гласных 2-го ряда в слове.

Работаем с заданиями, которые принесла нам улитка.

5. Работа со слоговой таблицей.

Согласные очень любят ходить в гости к гласным буквам. Когда они собираются вместе, то получаются слоги. Прочитать слоги с гласными 1-го ряда, а затем с гласными 2-го ряда. Как звучат согласные рядом с гласными?

Вторая «работа» гласных заключается в том, что они обозначают мягкость согласных на письме.

Я кидаю вам мешочек и называю слоги с твердыми согласными звуками, а вы, возвращая мне мешочек, должны изменить слоги с твердыми согласными на слоги с мягкими согласными.

6. Работа со словами.

Рассмотрите предметные картинки. Какими звуками отличаются слова ЛУК – ЛЮК, зарисуйте звуковую схему этих слов. Запишите данные слова буквами. Какие гласные напишите после мягких согласных?

Аналогичная работа со словами РАД – РЯД, ОСЫ – ОСИ.

Продолжите мои предложения подходящими по смыслу словами:

Мама посадила (). На дороге кто-то открыл (). В дупле живут злые (). Дядя Петя чинил у телеги (). Дима купил билет в первый () и был этому очень ().

7. Развитие фонематического восприятия.

Улитка предлагает нам поработать волшебниками. Я называю слово, а вы превращаете его в другое слово, заменив первый твердый согласный звук на мягкий.

Слова: ВОЛ, МАЛ, ТОМА, ТУК, МЫШКА.

Запишите в тетрадь гласную 2-го ряда, которой обозначим мягкость согласного в слове.

8. Физминутка.

Кто так медленно ползет,

На себе свой дом везет?

Проползет еще немножко,

Высунет и спрячет рожки.

По листу, по ветке гибкой

Медленно ползет улитка. Одна ладошка накрывает другую – «улитка» медленно ползет по ковру.

Указательный и средние пальцы высовываются из-под ладошки.

Улитка ползет с высунутыми ножками.

9. Обозначение мягкости согласных гласными 2-го ряда.

Следующая игра «Буквы сбежали».

Догадайтесь, какие слова написаны. Запишите их в тетрадь через запятую, вставляя пропущенные буквы:

Б*ЕЛКА, П*ЛА, ШЛ*ПА, КОТ*НОК, УТ*Г.

10. Работа над предложением.

Рассмотрите картинки. Какой вопрос зададим к картинке, которая находится слева от вас? (Что это? Катушка). Какой вопрос зададим к картинке, которая находится справа от вас? (Кто это? Девочка). Измените в слове катушка твердый звук [т] на мягкий и вы узнаете имя девочки (Катюшка).

Придумайте предложение с этими словами. Проводится анализ структуры предложения с составлением его схемы. При наличии времени предложение записывается в тетрадь.

11. Итог.

Какую работу в слове выполняют гласные 2-го ряда?

Улитка благодарит вас за работу. Посмотрите, как она весело улыбается. А какое настроение у вас? (Дети показывают смайлик).

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для развития фонематического слуха, дифференциации гласных и согласных звуков «Три весёлых сундучка»Дидактическое пособие для развития фонематического слуха, дифференциации гласных и согласных звуков «Три весёлых сундучка» Дидактическое пособия способствующее развитию фонематического слуха, дифференциации гласных и согласных звуков. Для детей старшего, дошкольного.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация гласных У–Ю» Цель: формирование умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю. Задачи: Коррекционно-образовательный аспект:.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Поможем Буратино. Числа натурального ряда в пределах 10» Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе Поможем Буратино Подготовила: Петрова О. М. ОО «Познавательное развитие».

Конспект комплексного верботонального занятия с группой детей второго года жизниКонспект комплексного верботонального занятия с группой детей второго года жизни Конспект комплексного верботонального занятия с группой детей 2 года жизни. Цель занятия: формировать первичные речевые и слуховые навыки.

Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений письма и чтения с учащимися 1 классов «Дифференциация согласных» Тема: Дифференциация согласных [С] - [Ш] в слогах, словах. предложениях, тексте. Цель: Закрепление правильных артикуляционных укладов.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных «Т-Д» в слогах, словах, словосочетаниях» .

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в сказку «Теремок». Закрепление гласных звуков» Задачи: 1. Закреплять понятия «гласные звуки». 2. Упражнять в звуковом анализе: анализ и синтез ряда из двух, трёх гласных, выделение ударного.

Конспект подгруппового занятия по развитию речи детей с ОНР второго года обучения по лексической теме «Посуда» Цель: обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме. Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к предметам посуды.

Конспект занятия для детей второго года обучения с нарушением слуха «В гости к петушку» Конспект занятия для детей 2-го года обучения с нарушением слуха Тема: В гости к петушку» Цель: повторить знакомые потешки, учить обыгрывать.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по дифференциации гласных О и У «В гостях у Олега и Ульяны» Цель: Учить детей дифференцировать гласные звуки О и У. Развивать фонематический слух, умение определять положение звука в слове, чувство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Обозначение мягкости согласных по средствам гласных второго ряда»
Опубликовано: 9 апреля 2018 в 08:59
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД