Лучший педагог года

Логопедическое занятие со школьниками «Звуки и буквы [Д] — [Т]»

Оксана Шангина
Логопедическое занятие со школьниками «Звуки и буквы [Д] — [Т]»

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ : ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ,

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Слайд 1 включаем перед тем как дети заходят Тема : «Дифференциация звуков [т- д]»

прикрыть проектор листком, чтобы не увидели тему дети

Целью коррекционной работы является преодоление ошибок письма обусловленных артикуляторно-акустической дисграфией, путем проведения работы на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

Использование приемов релаксации и восстановления сил на практике.

Задачи:

Публикация «Логопедическое занятие со школьниками „Звуки и буквы [Д] — [Т]“» размещена в разделах

Коррекционные: закрепить знания о сходстве и различии парных звонких и глухих согласных. Закрепить уклад языка в верхнем положении у корней зубов.

Развивающие: развивать и активизировать функции программирования и контроля деятельности, навыки работы по алгоритму, развивать умение дифференцировать звонкие и глухие согласные, развивать связную речь, расширять словарь, развивать мыслительную активность в процессе овладения явлениями языка. Развивать функции переработки слуховой, кинестической, зрительной, зрительно-пространственной информации.

Воспитательные: воспитывать интерес к развитию речи, привычку пользоваться приемами сохранения здоровья.

План занятия :

• Создать рабочее настроение. Дать установку.

• Введение в тему.

• Проверка готовности. Игра «Команды»

• Графический диктант «Сердечко», аудиозапись ритма сердца. Подражание звуком Т

• Встреча с героем, игра «Поймай слово». Дифференциация звуков т-д. работа перед зеркалом.

• Игра зрительно-моторная с цветами-буквами. Закрепление характеристики звуков по плану-схеме.

• Тренировочные упражнения параллельно отработка порядка действий по выполнению слож-ной инструкции для достижения целей. (Практическая работа в тетради с проверкой).

• Физминутка - Релаксация (самомассаж).

• Нейроигра на внимание и координацию движений для развития межполушарного взаимодей-ствия.

• Работа с перфокартами.

• Воспитательный момент.

• Вывод.

• Рефлексия (обратная связь).

Здравствуйте ребята. Проходите, рассаживайтесь

Внимание на экран! Нашу установку на занятие мы прочитаем вместе хором (Саша Б. просто слушает) нужна указка слайд 2 (по щелчку выделяется красным контуром каждая строка записи) :

-- когда я вижу - я запоминаю,

-- когда я делаю - я изучаю,

-- когда я знаю –я горжусь

когда устану – мышцы расслабляю и быстро силы набираю.

Свое здоровье берегу – гимнастику для мозга применю.

Для работы вам понадобятся несколько принадлежностей. Посмотрим всё ли готово к уроку—на слайде, будут выводиться картинки, вы глазами отмечаете, есть ли у вас такая вещь на парте. Слайд 3.

1. первым делом мы поиграем с вами в игру «Команды»

- Я буду отдавать команды, а вы их выполняете:

Поднимите руку, у кого нет соседа слева? Поднимите руку, у кого нет соседа справа? У кого нет соседа впереди? У кого нет соседа сзади?

Трудно было ориентироваться? ответы детей. Потренируемся сейчас.

Для того чтобы занятие прошло хорошо и плодотворно мы нарисуем себе символ здоровья и счастья. Откройте тетрадь в клетку. Отступите 4 клетки сверху и 5 клеток от левого края. Поставьте точку и начинайте рисовать по команде. Я сейчас буду диктовать графический диктант, а вы должны четко выполнять команды – направления: влево, вправо, вверх, вниз и успевать работать со всеми, не создавая шум, не переспрашивая. Если вам не понятно, то посмотрите на экран и сориентируйтесь самостоятельно. Посмотрим, что у вас получится. Слайд 4. (1 щелчок образец графического диктанта «Сердечко», последующие – это пошаговое появление красного контура, нажимать после моей озвучки шага).

Обсуждение результатов работы. Поднимите правую руку те, кто справился под диктовку. Опустите. Поднимите левую руку те, кому легче было срисовать с образца на слайде. Опустите. Все молодцы.

Кто может произнести стук сердца? (варианты детей). Послушайте ритм сердца. (включаю на компьютере учительского стола запись сердцебиения). Как вы думаете, каким речевым звуком легче повторить стук сердца? Т-т-т. т-т-т…

Мы готовы продолжить занятие. Тема занятия : «Звуки и буквы а какие именно, нам представит наш гость – Слайд 5.(по щелчку 1- появляется изображение героя) - домовой.

В своем имени он принес нам звуки нашего занятия. Но мы не знаем, как его зовут? Чтобы имя домовенка, необходимо выполнить задание «Поймай слово».

Вариант для детей первого ряда:

Для первой парты индивидуальное задание - из букв сложить слово, которое обозначает мужское имя (раздаю Д, И, М, А из кассы букв Саше и Алине).

Вариант для детей второго и третьего ряда:

Выделите из слов, которые я буду диктовать третий по счету звук, запишите букву, обозначающую этот звук в тетрадь и прочитайте получившееся слово.

Модный домовенок стильно потрёс стрижку Грибок сейчас.

Что написали в тетрадях?

Какое слово получилось? ДМИТРИЙ. Проверим: Слайд 5.(по щелчку 2-появляются слова с обозначенными буквами, 3 – имя).

Наши буквы и звуки занятия стоят на первом и четвертом месте по счету в имени домовенка.

Назовите их. Слайд 6 Д-Т Когда дети назвали буквы, вдруг домовой появляется в образе игрушки (прятался за книгами на полке). Домовенок нам показывает на зеркала, которые нужно раздать. Помощник – Таня.

(Раздаю каждому зеркало на подставке, напоминаю о том, что зеркалом нельзя баловаться, так как стекло хрупкое и легко бьётся). А Домовой не любит, когда не порядок в доме!

Слайд 7 Поставьте зеркала, улыбнитесь себе в них и произнесите по очереди эти звуки. Что вы заметили? Сделаем вывод: чем похожи данные звуки (по артикуляции). Чем же они отличаются? Буквы, которые обозначают эти звуки разные? Руку положим на горло и ещё раз произнесём.

Вывод: т- глухой, д- звонкий.

Раздаю профили Б-П. Посмотрите на схему расположения языка во рту при произношении звуков Т, Д язык находится за верхними зубами у самых десен.

Повторим ТТТ ДДД

Отложите на край стола распечатки. Убираю зеркала. Теперь, чтобы сосредоточить внимание посмотрим на любимые цветы домовенка Димы. Проследите за движением цветков. Когда цветок с буквой Д останавливается, нужно звонко постучать кулачком о парту. Затем последим глазами с цветком буквы Т. Когда он останавливается – нужно ладонью тихонько (глухо) похлопать по столу. А теперь два цветка одновременно. Домовенок кланяется детям и уносит цветы.

Теперь вы готовы к работе, мы закрепляем характеристику звуку по плану- схеме.

Слайд 8 – схема. Шёпотом повторим характеристику сначала звуку Т, потом Д, по плану- схеме.

Запишите дату.

Запишите в два столбика слова.

В правый слова с согласным звонким д, во второй с согласным глухим т разделяя их для переноса.

Как будем действовать? Слушайте внимательно: инструкция сложная.

- Сначала я услышу слово — определю какая согласная в нём звучит – выберу столбик, вспомню правило переноса — разделю в уме — произведу запись.

Правила переноса кто помнит? Ответы. Повторим: по слогам, одну букву не переносим, если удвоенные согласные, то между ними можно поставить знак переноса.

Гвардия, грамотный, парта, задание, забодал, тоска, плоды, смотритель.

Проверка – слайд 19.

Слайд 10 Физминутка – самомассаж «Путешествие по телу»

А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что на-звано. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,

на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове

уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой!

Домовенок «раздает» мячи для игры

Нейроигры с мячом. Помощница Алина раздает мячи.

Удобно сядьте, вытяните руки на парте и в правую руку положите мяч. Правила следующие: руки находятся на расстоянии друг от друга. Та рука, которая принимает мяч – лежит неподвижно, вторая рука доносит мяч к самой ладони мяч, не перебрасывая его, и возвращается на прежнее место в исходное положение ладонью вверх.

Слайд 11

первое упражнение – перкладывание из руки в руку. Я считаю до 7.

Теперь повернитесь в парах друг к другу.

второе упражнение – перекладывание мяча в противоположную руку соседа, правила те же. Я считаю до 8.

третье упражнение – дети передают мячи по кругу по кругу, счет до 6.

четвертое упражнение – мяч кладем по очереди крест-накрест в руку соседа. счет до 4.

Раздаю задания –перфокарты с деформированным текстом с учетом индивиду-альных способностей ребенка. А сейчас я предлагаю вам поработать с перфокартами, как вы думаете, какое задание нужно выполнить? Вставить буквы в предложения. С Димой раздали карты. Работаем простым карандашом.

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит. Водолаз увидел под водой затонувшее судно. Кто трудиться рад—тот будет хлебом богат.

Проверка. Исправления.

Как вы понимаете смысл пословицы. «Кто трудиться рад—тот будет хлебом богат». Наш труд учёба и мы приобретаем богатство знания.

Знания для того, чтобы писать грамотно, грамотное письмо это показатель культуры человека.

Я думаю –наш багаж знаний сегодня пополнился. Чему мы научились на уроке?

Отличать звуки т-д, действовать по плану, выполнять последовательно инструкцию. Нам это всё очень пригодится – главное научиться учиться.

Рефлексия (обратная связь)

Слайд 12 Возьмите на парте желтый кружок. Поставьте в нём точку, если всё было понятно.

? Остались вопросы. Воскл. знак всё понятно есть уверенность, что знания по теме твёрдые.

Вывешиваем на доску.

Слайд 13 Спасибо за работу.

Карточка

Карандаш, дежурный, дятел, вместе, ветер, директор, идти.

Инструкция:

1. Прочитать.

2. Найти слова с [д], [т-т’]

3. Запомнить, как пишутся

4. Написать

5. Проверить правильность по карточке.

Вариант сложности 1

Д – Т

уб

ом

е

ки

лео

воа

ко

анк

ро

Вариант сложности 2

Д - Т

Дяел на дубу сиит и в убу упло долби. Воолаз увиел под воой заонувшее судно. Ко трудиься ра —то буде хлебом бога.

Вариант сложности 3

Д – Т

яел на убу сиди и в уу упло олби. Воолаз увиел по воой заонувшее суно. Ко руиься ра — то буе хлебом бога

дуб

дом

дед

кит

лето

вода

кот

тот

рот

для проверки вариант 1

___

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит. Водолаз увидел под водой затонувшее судно. Кто трудиться рад—тот будет хлебом богат.

для проверки вариант 2, 3

___

Карточка

Карандаш, дежурный, дятел, вместе, ветер, директор, идти.

Инструкция:

1. Прочитать.

2. Найти слова с [д], [т-т’]

3. Запомнить, как пишутся

4. Написать

5. Проверить правильность по карточке.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Буквы Б, б. Звуки [б ] [б’]» Орг момент. Встаньте ровно! Подарите свои улыбки друг другу и мне. Садитесь. Руки? На месте. Ноги? На месте. Спина? Прямая! Мотивация..

Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Логопедическое пособие «Веселые звуки»Логопедическое пособие «Веселые звуки» Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему автоматизировать поставленный звук быстро и интересно, нужно превратить обучение в игру. Для этого.

Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [К]-[Г]» Логопедическое занятие для средней группы по теме: «Дифференциация звуков К-Г». Цель: Научить детей различать на слух согласные звуки.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка»Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка» Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.

Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка»Лэпбук по обучению грамоте «Буквы и звуки русского языка» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку - лэпбук! Увидев варианты лэпбука.

Конспект занятия «Звуки [С], [С’]. Буквы С, с» в 1 классе Класс, учебник: 1 класс, учебник В. Г. Горецкого «Азбука» Тема: Звуки [с], [с']. Буквы С,с. Оборудование: лента букв, касса букв, наборное.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие со школьниками «Звуки и буквы [Д] — [Т]»
Опубликовано: 4 ноября 2020 в 17:53
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД