«Ежик спешит в школу». Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Елена Курашкина
«Ежик спешит в школу». Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

МДОУ «Детский сад №127 комбинированного вида» г. Саранска, учитель-логопед Курашкина Е. У.

Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Тема: Ежик спешит в школу.

Цель: 1. Обобщить и закрепить знания детей по теме «Школа».

2. Закреплять навыки звуко-слогового анализа слов.

3.. Работа над слоговым составом слов.

4. Согласование словосочетаний «ЧИСЛ+СУЩ» по падежам и числам. Закрепление употребления слов сложной слоговой структуры

4. Закреплять умение составлять предложения по данной схеме.

5. Учить детей подбирать родственные слова, синонимы.

6. Закреплять навыки чтения слов, предложений.

8. Развивать психические процессы (мышление, память, внимание, связную речь.

Оборудование: картинка с изображением смешарика Ежика, игрушка Сова, «портфель» с прорезями или кармашками для картинок, наборы для составления звуко-слоговых схем, фланелеграф, предметные картинки с изображением школьных принадлежностей (букварь, ручка, карандаши, пенал, книга, тетрадь, индивидуальные кассы букв, карточки со слогами разного цвета, ребус и картинка-отгадка к нему (КНИГА, схема предложения, предложения с пропущенными буквами (пословицы, речевой материал, мяч.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу, говорят стихотворение, взявшись за руки:

Собрались все дети в круг:

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. Вводная беседа, создание игровой ситуации.

- Ребята, сегодня у нас не обычное, а волшебное занятие: к нам в гости пришел персонаж из мультфильма. Угадайте, кто это:

Загадка.

Колючки, очки,

Пара ручек и ножек.

Узнали кто это?

Конечно же (ежик)

Логопед показывает игрушечного смешарика Ежика.

- Ежик, как и вы, осенью отправится в школу. Чтобы хорошо учиться, ему нужен портфель со школьными принадлежностями. Сегодня на занятии мы поможем собрать Ежику портфель. А помогать нам будет мудрая Сова (игрушка). Она приготовила для вас интересные задания. Выполнив их, вы получите принадлежности для Ежика.

Логопед выставляет изображение портфеля (на магнитной доске). На другой доске – принадлежности. После выполнения каждого задания дети получают один из школьных предметов и помещают его в «портфель».

Игра «Путаница» (развитие словесно-логического мышления)

- Ребята, поиграем в игру «Путаница». Кто верно ответит, садится на свое место.

Вопросы:

1. Дети ходят в школу, чтобы играть с игрушками.

2. Ранец нужен для того, чтобы носить в школу бутерброды.

3. Отличник – это тот, кто получает двойки.

4. Пенал нужен для того, чтобы хранить тетради.

5. Учитель- это человек, который учится.

6. В школе больше учителей или учеников?

7. Дети идут в школу летом.

8. Когда начинается урок, звучит музыка.

9. На школьной доске пишут карандашом.

10. В школе детей учит воспитатель.

11. Перерыв между уроками называется – пауза.

12. Дневник нужен, чтобы в нем рисовать.

13. На уроке можно громко разговаривать, шуметь.

14. Стол, за которым сидят ученики, называется …

15. Букварь нужен, чтобы учиться считать.

16. Первая буква в алфавите Я.

3. Звуки и буквы. Звуко-слоговой анализ слова. Работа с разрезной азбукой.

- Ребята, вы уже многое знаете о школе. Первое задание Совы: составьте звуко-слоговую схему слова БУКВАРЬ (один ребенок работает около доски).

Анализ:

- Задайте вопрос к слову БУКВАРЬ (ЧТО)

- Сколько слогов в слове БУКВАРЬ? Назовите их. Почему два слога?

- Назовите гласные звуки. Ударный гласный звук.

- Назовите твердые согласные звуки.

- Назовите мягкие согласные звуки.

- Сколько букв в слове БУКВАРЬ? А звуков? Почему?

- Молодцы, ребята. Вы получаете для Ежика букварь (кладут в «портфель»)

- Дети, а сейчас Сова предлагает поиграть в игру «Волшебные буквы».

- Чем обозначаются звуки на письме?

- Звуки на письме обозначаются буквами.

- Я назову звук, а вы обозначите его соответствующей буквой.

Т Ч О А К

- Составьте из данных букв слово.

ТОЧКА

- Превратите слово ТОЧКА в слово ТУЧКА.

- Что вы для этого сделали?

-Превратите слово ТУЧКА в слово РУЧКА. Как вы это сделали?

- Молодцы, вы получаете еще один предмет в школьный портфель Ежика.

4. Работа над слоговым составом слов. Родственные слова. Подбор синонимов.

- Дети, мудрая Сова предлагает вам следующее задание: «Слово рассыпалось». Прочитайте слоги их. Составьте слова из слогов одного цвета: КА АЗ РА ШИ РАН ДА У НИК БУ КА ЧЕ НЕЦ

Слова: КАРАНДАШИ, УЧЕНИК, АЗБУКА, РАНЕЦ

- Прочитай это слово (читает ребенок, который составлял слово у доски): КАРАНДАШИ.

- Какое правило нужно применить при написании слова КАРАНДАШИ? (ЖИ, ШИ пиши с буквой И)

Аналогично составляются остальные слова.

- От какого слова произошло слово УЧЕНИК? (от слова УЧИТЬСЯ)

-Подберите родственные слова к слову УЧИТЬСЯ.

УЧИТЬСЯ – учеба, ученик, ученица, учительница, учитель, ученый, учебный, учебник, учащийся, учить.

- Как иначе можно назвать РАНЕЦ? (ПОРТФЕЛЬ, РЮКЗАК)

- Как иначе можно назвать АЗБУКУ? (АЛФАВИТ)

- Молодцы, ребята, вы получаете в портфель Ежика карандаши.

5. Физ. минутка. "Ежик"

Ежик по лесу гулял,

Ежик яблочки искал.

Это яблочко для мишки,

Это - для лисы-плутишки,

Это - для косых зайчат,

Это - для двоих бельчат.

Сколько яблок, посчитай,

И ответ скорее дай!

6. Согласование словосочетаний «ЧИСЛ+СУЩ» по падежам и числам. Закрепление употребления слов сложной слоговой структуры.

- Ребята, Сова предлагает вам посчитать школьные предметы. Кто ответит, садится на свое место (с мячом)

1-2-много (деревянный карандаш, пластмассовая линейка, шариковая ручка, резиновый ластик, разноцветный ранец, интересная книга, удобный пенал, школьная принадлежность)

-За это задание вы получаете в портфель Ежика пенал.

7. Угадывание ребуса. Работа над предложением.

- Следующее задание Совы – расшифровать ребус по первым звукам названий картинок (карандаш, ножницы, иголка, глобус, азбука)

Слово: КНИГА (картинка)

- Молодцы, ребята. Вы правильно расшифровали ребус. Какая картинка лишняя? Почему? (иголка лишняя, потому что это не школьная принадлежность)

- Выставляется схема предложения.

Анализ схемы:

- Что это? (схема предложения).- Из чего состоит предложение? (из слов, которые «дружат» между собой)

- Что обозначает на схеме треугольник? (предлог)

- Что обозначает полоска с одной линией? (слова-предметы)

- Что обозначает полоска с двумя линиями? (слова-действия)

- Составьте со словом КНИГА предложение, чтобы оно подходило к схеме Например: На столе лежит книга.

Затем логопед изменяет схему предложения, добавляя определение.

- Измените предложение, чтобы оно подходило к данной схеме.

Например: На столе лежит большая красивая книга. Составьте предложения о других предметах.

За выполнение данного задания дети получают в «портфель» Ежика книгу.

8. Закрепление навыка чтения предложений. Правописание ЖИ-ЖИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Работа над пословицами.

- Ребята, Сова просит вас прочитать пословицу. Какие буквы потерялись? Почему? Объясните смысл пословицы.

Делу - время, потехе – ч…с.

Век ж…ви, век учись.

Сам погибай, а товарищ… выруч…й.

- Молодцы, дети. Сова дарит Ежику тетрадь.

9. Итог.

- Ребята, вам понравилось занятие? Какое задание было самым интересным? Как вы оцениваете работу своих товарищей?

Затем логопед дает оценку деятельности каждого ребенка.

- Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на занятии. Теперь Ежик пойдет в школу с радостью. Он говорит вам СПАСИБО и дарит закладки для книг.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Путешествие на ракете» Цель: Закреплять навыки слогового анализа слова; Развивать память, внимание, мышление; Развивать речь, активизировать в речи слова по теме.

Конспект занятия «Постановка звука ш». Тема: Постановка звука ш Цель: Учить правильно произносить звук, развивать фонематичнский слух, слуховое внимание, навыки звуко- буквенного.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Осень
  • Праздники
Автор публикации:
«Ежик спешит в школу». Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Опубликовано: 17 декабря 2013 в 02:01
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Отчет о выставке «Золотая Осень»
Осень М. Геллер Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Инсценировка сказки «Репка» с детьми старшего дошкольного возраста
Работу провели воспитатели Коготкова Алла Ивановна и Терешенкова Ирина Юрьевна Ведущий. Дед и баба жили-были. Славно жили, не тужили. С ними вместе...
Оформление музыкального зала «День рождения Детского Сада»
Оформление музыкального зала" День рождения Детского Сада" своими руками. В октябре этого года в моём родном садике, произошло замечательное событие....