Лучший педагог года

Метод наглядного моделирования при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста (3 фото)

Елена Суворова
Метод наглядного моделирования при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста

Использование метода наглядного моделирования при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста

Эффект любого воздействия обучения ставится в прямую зависимость от его содержания и средств.

Обучать интересно и эффективно – цель и задача любого педагога. Добиться этого сложно, но возможно. Пути реализации многочисленны, хотя не все одинаково результативны и значимы с позиций современных основ обучения. В настоящее время одним из самых приоритетных методов обучения является моделирование.

Публикация «Метод наглядного моделирования при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Многочисленные исследования советских психологов (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер) показывают, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний, умений и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. С помощью графических моделей у детей относительно быстро и легко совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные, практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления.

Старший дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны. Различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего, это разного рода наглядные модели, символы, знаки и т. п.)

Для ребенка-дошкольника основной путь развития - это эмпирическое обобщение, т. е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Эмпирические обобщения, как справедливо указывает В. В. Давыдов, опираются, прежде всего. на наглядные представления ребенка. Осуществляются такие обобщения с помощью образных средств.

Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании ребенка обобщенное представление об объекте или явлении. Успешно решить эту задачу помогает метод моделирования.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Сущность моделирования состоит в извлечении из объекта познания системы наиболее существенных в каждом конкретном случае отношений и представление данной системы в доступном для восприятия и осмысления виде.

Метод моделирования может иметь место во всех специфически дошкольных видах деятельности (изобразительной, двигательной, математической, экологической, речевой).

Практика показывает, что использование метода моделирования в обучении старших дошкольников грамоте активизирует познавательную деятельность детей, ведет к более глубокому осмыслению представляемой информации, а также облегчает понимание связей и отношений в мире звуков и букв.

В простом варианте модели, символы, знаки доступны уже трехлетним детям. В старшем дошкольном возрасте дети уже способны не только понимать предлагаемые модели, но и сами уже могут их создавать и использовать.

Главное назначение любой модели - с ее помощью решить познавательную задачу. В нашем случае - помочь ребенку овладеть основами грамоты. Поэтому, взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщенном виде опыт ребенка в овладении им звуковой и знаковой действительности при помощи наглядного средства - модели, символа. знака.

Идея использования схем, моделей в обучении грамоте не нова. Она включалась в систему работы по подготовке к обучению грамоте еще в 70-е годы. Средством материализации неуловимой для ребенка формы слова являются звуковые модели, необходимость которых на первых этапах обучения грамоте была доказана Д. Б. Элькониным столь убедительно, что из его экспериментального букваря эта идея проникла практически во все современные отечественные буквари и азбуки, методические пособия. В основном, это были модели-схемы для обозначения качественной характеристика звуков в слове (твердые-мягкие, ударные-безударные, модель деления слов на слоги, модель строения предложения.

Все эти модели используются и сейчас лишь для усвоения ряда лингвистических понятий, на уровне звучащей речи.

Мы попытались использовать моделирование в несколько ином аспекте. Всем известно, что главная трудность, которую испытывают дети при обучении чтению, - это «муки слияния» согласного с гласным. А именно в этом и заключается важнейший механизм чтения. Поэтому мы попытались использовать модели для овладения ребенком механизма чтения. Оригинальность методики заключается в том, что мы используем модели непосредственно для обучения детей синтетическому (слитному) чтению. Предложенные нами модели очень просты. Их всего две: модель «песенка» - для произношения отдельного гласного и открытого слога (СГ) и модель «зернышко» - для произношения согласного звука. Данные модели, как видно уже из их названий, носят образный характер, они нацелены на образное восприятие старшего дошкольника. Все слова русского языка – это всего лишь разные комбинации этих двух моделей.

Пользуясь ими, ребенок быстро осваивает технологию прочтения различных слов.

Кроме зрительного восприятия модели (малыш видит знак-модель) и звукового воспроизведения (буквы, слога, слова) ребенок помогает себе при чтении движением руки, пальчиком. Если это песенка, то движение рукой напоминает жест дирижера, а если это «зернышко», все пальчики правой руки собраны в кулачок. а указательный пальчик имитирует движение клюющей зернышко птички. При этом у детей очень сильно активизируется зрительное и слуховое восприятие. А благодаря еще и кинестетическим ощущениям (движения рукой при пении, чтении слов) ребенок быстро осваивает механизм синтетического (слитного) чтения.

Ценность данных моделей заключается еще и в том, что придумали их сами дети, они им понятны. Если дети видят модель «песенку», они поют эти звуки и слоги, а если видят модель «зернышко» - произносят звук коротко, отрывисто, будто птичка клюет зернышко.

Применение моделей позволяет сделать фонологические абстракции наглядными и доступными детям, придать действиям с формальными характеристиками слова характер предметно-практических действий.

Модели, используемые в работе по обучению грамоте

Метод наглядного моделирования при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста
Фото №1 Использование метода наглядного моделирования при Фото №2 Обучение грамоте

Дети 5-6 лет способны работать на более высоком познавательном уровне и поэтому способны освоить такой тип моделирования, как условно-схематические модели. При обучении грамоте мы используем следующие модели:

Модели, отражающие качественную характеристику звуков

- модель гласного звука (красная фишка или карточка,

- модель согласного твердого звука (синяя фишка или карточка,

- модель согласного мягкого звука (зеленая фишка или карточка)

Модели, отражающие звуковую структуру различных слов

- модель нахождения звука в начале слова

- модель нахождения звука в середине слова

- модель нахождения звука в конце слова

Модели, отражающие слоговую структуру слов и качественную характеристику слогов:

- модель слова, состоящего из одного слога

- модель слова, состоящего из двух слогов

- модель слова, состоящего из трех слогов и т. д.

Красным кружком обозначен гласный звук в слове. Это делает модель более понятной детям, так как наглядно раскрывает смысл основного правила деления слов на слоги - сколько в слове гласных, столько и слогов.

Модели, отражающие качественную характеристику слогов:

- модель «место ударения в слове»

Модели, обозначающие структуру предложения:

- модель предложения из одного слова.

- модель предложения из двух слов

- модель предложения из трех слов и т. д.

Модели для овладения механизмом чтения:

- модель «песенка» обозначает, что гласный звук и открытый слог при чтении тянется и поется.

- модель «зернышко» обозначает, что звук при чтении произносится коротко, отрывисто.

Все вышеперечисленные модели вводятся на занятиях по мере прохождения материала. Необходимо иметь крупный образец всех моделей (демонстрационный) и модели для каждого ребенка (раздаточные). Вариантов заданий с использованием моделей может быть очень много:

- Расскажи, какие звуки есть в слове, и обозначь их фишками на модели.

- Подбери схему к слову.

- Придумай слово (предложение) к схеме.

- Нарисуй схему данного слова.

Нарисуй схему, где находится звук в слове (начало, середина, конец)

Работая с моделью, дети не только легче и быстрее усваивают материал, но и активнее включаются в деятельность. Работа педагога из рутинного объяснения связей и закономерностей превращается в интересное увлекательное занятие, на котором детям некогда скучать.

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Исследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумагиИсследовательская деятельность как метод познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста. Изготовление бумаги ЦЕЛЬ – познакомить детей со способами изготовления самодельной бумаги, особенностями ее производства, воспитывать интерес к исследовательской.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС». Программные задачи: • закрепить представление детей о характерных особенностях времени года; • формировать.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект НОД по речевому развитию с применением технологии наглядного моделирования и ИКТ «Волшебная страна» Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе с применением технологии наглядного.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Весна» Из опыта работы по программе "Вдохновение" Цель: Обобщить представления детей о весне. Активизировать речевую деятельность детей через игровую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод наглядного моделирования при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 октября 2023 в 21:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД