МААМ-картинки

Методологический аспект проблемы умственной отсталости в период школьного обучения

ЕЛЕНА КАЗАКОВА
Методологический аспект проблемы умственной отсталости в период школьного обучения

Методологический аспект проблемы умственной

отсталости в период школьного обучения

Возраст как один из признаков, отличающих индивида-личность в обществе, включает 2 взаимосвязанных составляющих: социальную и биологическую. Оценка социальной составляющей возраста как точки отсчета способности индивида к каким-то действиям, фиксируемой в общественных правовых нормах, в реальной жизни невозможна без учета биологической составляющей. Начало обучения ребенка в возрасте 7 лет (социальная составляющая) определяется соответствующей биологической, включая психологическую, ступенью его развития.

Публикация «Методологический аспект проблемы умственной отсталости в период школьного обучения» размещена в разделах

Проблема диагностики возрастных особенностей является центральной не только в детской психологии в связи с обучением и воспитанием Божович Л. И., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Эльконин Д. Б., Binet А., и другие [2, 3, 5, 8, 11], но и в детской психиатрии Сухарева Г. Е., Вроно М. С., Ковалев В. В. и другие [10, 13].

Практика свидетельствует о том, что у ребенка с аномалией психического развития в каждый конкретный возрастной период имеются отличительные и специфические возрастные особенности, которые могут не совпадать с общими показателями возрастного развития детей без психических расстройств.

При психопатологической оценке возрастных особенностей ребенка от 0 до 18 лет с психическими расстройствами учитываются:

1) возрастная «предпочтительность» психического нарушения;

2) наличие патологических возрастных психических феноменов.

Определение предпочтительности того или иного психопатологического нарушения для отдельных возрастных этапов основано на представлениях Г. Е. Сухаревой, В. В. Ковалева [14] о преимущественных как для детей, так и для подростков психических расстройствах. К психическим расстройствам, наблюдающимся преимущественно в детском возрасте, относятся невропатия, ранний детский аутизм, гиперкинетические (гипердинамичеcкие) нарушения, страхи, уходы и бродяжничество. Среди психических расстройств, встречающихся в подростковом возрасте, эти авторы выделяли гебоидные, дисморфофобии и сверхценные расстройства.

У ребенка от 0 до 18 лет обнаруженное психическое нарушение необходимо соотнести с психическим нарушением, «предпочтительным» для этого возраста.

К патологическим возрастным психическим феноменам относятся возрастные («нормальные») психические феномены, возникшие при психических заболеваниях.

При разграничении понятия патологического возрастного психического феномена от близкого понятия «возрастного новообразования» Л. С. Выготского [1, 2, 3, 12] следует помнить о том, что их различие принципиально уже потому, что в первом случае речь идет о болезни, а во втором – о нормальном этапе развития.

Переходя к характеристике патологических возрастных психических феноменов, об основных патогенетических механизмах, надо сказать, в действительности достаточно часто имеет место их сочетание друг с другом.

Один из механизмов проявляется тогда, когда патологический процесс затрагивает возрастной психический феномен, типичный для данного возраста.

В этой ситуации патологический возрастной психический феномен – это следствие видоизменения физиологического возрастного феномена психики в результате какого-либо болезненного состояния или усиления имеющихся

возрастных психических феноменов «заострение нормального симптома развития» - Выготский Л. С. [1, 2, 3, 12]

Благодаря другому болезненному механизму возрастные психические феномены у ребенка сохраняются за границами того возраста, в котором они суть норма. В этих случаях патологические возрастные психические феномены, как правило, носят отчетливый ретардатный (задержанный) характер. Например, сохранение патологического фантазирования и связанной с ним игровой деятельности, свойственных младшим дошкольникам, вплоть до юношеского возраста.

Третий механизм формирования патологического возрастного психического феномена – переход психического феномена на уровень, который предшествовал этому возрасту, то есть его регресс. Например, возврат ребенка, говорившего фразами, к лепету.

Таким образом, психопатологическая оценка возраста служит существенным дополнением характеристики возрастного этапа, на котором находится данный ребенок.

Структура возраста – сложное образование. Для ребенка с психическими расстройствами хронологическую (биологическую, психологическую, культурную, социальную характеристики следует дополнить психопатологической; их классификация имеет значение для педагогической практики (решения вопросов диагностики школьной зрелости и колебаний показателей обучаемости у детей с психическими нарушениями).

Одно из центральных мест в исследовании проблемы возраста занимает периодизация в промежутке от 0 до 18 лет. Это связано с тем, что наиболее ярко подобные перемены происходят в указанный возрастной период Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Гальперин Г. Я., Эльконин Д. Б., Божович Л. И., Сухарева Г. Е., Ковалев В. В., Ушаков Г. К., Вроно М. С. и другие, а так же с тем, что возрастные различия определяют общую и индивидуальную стратегии обучения и воспитания детей Эльконин Д. Б. и другие. «Принцип дифференциации развития, - писал Б. Г. Ананьев, - совпадает с принципом дифференциации воспитания в такой мере, что каждая часть воспитания совмещается с соответствующим видом развития (умственное воспитание в процессе обучения – умственное развитие, физическое воспитание - физическое развитие и так далее)». [4,6,7]. Таким образом, теоретический и практический смысл изучения возрастной периодизации в детском возрасте очевиден [15].

Биогенентические теории рассматривают развитие главным образом как раскрытие различных задатков. В их основе лежат биологические модели, базирующиеся на идеях Ч. Дарвина и других. Например, О. Kroh предлагает модель, имеющую три ступени, каждая из которых делится на три фазы. Первая ступень – раннее детство, вторая и третья – созревание. Границы перехода от одной ступени к другой – кризисное состояние.

В работах психоаналитического направления (Freud S., Freud A. и другие) обосновываются последовательные стадии развития полового влечения: (оральная до 2 лет, анальная (2-4 года, фаллическая (4-5 лет, латентная (6-12 лет) и генитальная (12-18 лет). Эти стадии, по мнению авторов работ, данного направления, отражают развитие всех сторон личности и по этой причине могут служить критерием возрастной периодизации.

Эпигенетическая теория психического развития, по Е. Erikson, представлена восемью стадиями психического развития, которые протекают с кризисами, «повторными пунктами», конфликтами между противоположными состояниями сознания и психики в целом как бы внутри каждой из стадий, отражающих становление идентичности личности (отождествление себя с родителями, мальчиками или девочками и тому подобное). При успешном разрешении перечисленных конфликтов происходит образование определенных личностных качеств.

1-я стадия определяется конфликтом между доверием-недоверием к окружающему миру (0-1 год); 2-я – между чувством независимости и ощущением стыда (1-3 года); 3-я – между инициативностью и чувством вины (4-5 лет); 4-я – между трудолюбием и чувством неполноценности (6-11 лет); 5-я – между пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующего данному полу (12-18); 6-я – между стремлением к интимным отношением и ощущением изолированности от окружающих (раннее взросление).

J. Piaget основывает периодизацию на приоритете развития главным образом когнитивных функций и в качестве главного процесса в онтогенезе психики ребенка рассматривает развитие мышления.

1. Сенсомоторный период (от 0 до 15 месяцев). Ребенок приспосабливается к миру, познавая его с помощью движений: локомоций и манипуляций.

2. Период недеятельного интеллекта (2-8 лет). Ребенок не может установить закономерности явлений, и его эгоцентризм достигает наибольшего расцвета.

3. Период конкретного интеллекта (9 -12 лет). Возникают операции, связанные не только с предметной деятельностью.

4. Период логических операций (с 13 лет). Интеллектуальные операции принимают абстрактное, символическое выражение.

В качестве основной характеристики детского мышления автор выделил эгоцентризм. Заслугой J. Piaget является то, что он выводит всякую последующую ступень в развитии интеллекта из предыдущей, то есть подчеркивает непрерывность развития психики.

Возрастную периодизацию по Л. С. Выготскому [2,3] следует рассматривать в контексте его культурно-исторической концепции. Развитие ребенка складывается из стабильных и критических периодов. Основными принципами деления детского развития на отдельные возрасты являются новообразования, критические возрасты, исключения из схемы периода эмбрионального развития ребенка и некоторые другие. Возрастную периодизацию по Л. С. Выготскому: кризис новорожденности; младенческий возраст (2 месяца – 1 год); кризис 1 года; раннее детство; кризис трех лет; дошкольный возраст (3-7 лет); кризис 7 лет; школьный возраст; кризис 13 лет; пубертатный возраст (14-18 лет); кризис 17 лет.

Возрастная периодизация в рамках деятельтностного подхода у Д. Б. Эльконина выражается в закономерной смене и доминировании двух сфер деятельности в период между рождением и юношеским возрастом: мотивационно-потребностной и когнитивной функций, а также операционно-технических возможностей. в соответствии с этими взглядами автор выделил следующие возрастные периоды : 0-1 год – непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослыми; 1-3 года – предметно-манипулятивная деятельность, когда ребенок усваивает способы действия с предметами; 3-5 лет – сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольников; 7-11 лет – учебная деятельность младших школьников; 11-13 лет – общественно-полезная деятельность подростков; 13/14-16/17 – юношеский возраст, для которого характерна профессионально-учебная деятельность. Таким образом, каждый возраст имеет характерную ситуацию развития, ведущую деятельность.

Другой подход к возрастной периодизации нашел отражение в теориях об этапах социализации личности. Согласно этим теориям, изменения на этапах социализации столь существенны, что могут быть положены в основу деления на возрастные периоды. В этих теориях наряду с остальными представлениями о значении этапов социализации Bowley J., Spitz R. и другие, таких как переходе от этапа, отражающего полную связь ребенка (в частности, с матерью, до утраты этой связи (например, через обособление) рассматриваются конкретные этапы социализации K Buhler, H. Harbauer, C. Eggers. Авторы выделяют стадии установления (восприятия) контактов, моторной интеграции, критического исследования окружающей действительности, социального включения и новой ориентации в период 0-1 года, 1-3 года, 3-5 лет, 5-10/11 лет соответственно.

Возрастная периодизация по А. В. Петровскому соотносится с развитием личности. В самом общем виде развитие личности человека можно представить как процесс вхождения в новую социальную среду и интеграцию в ней. Личность формируется в социальных группах, иерахически расположенных на ступенях онтогенеза. А. В. Петровский выделил следующие возрастные этапы функционирования личности: ранний детский (преддошкольный) возраст (0-3 лет, детсадовское детство (3-7 лет, младший школьный возраст (7-11 лет, средний школьный возраст (11-15 лет, старший школьный возраст (15-18 лет).

Интегральный подход к возрастной периодизации, базирующийся на данных возрастной физиологии (анатомо-физиологических особенностях психики, убедительно раскрывается в работах ряда физиологов, детских психологов и психиатров. В работах указанного направления проанализирована этапность морфофизиологического созревания психики ребенка и зависимость устойчивости психики ребенка к различным вредностям, особенно в кризисные периоды Сухарева Г. Е. и другие.

Периодизация этапов психического развития ребенка по Г. К. Ушакову основано на представлениях о том, что в основании чувств, аффективных состояний и реакций лежат рефлекторные дуги условных рефлексов. Им выделены этапы:

Моторный (0-1 год, на котором моторные реакции ребенка (крик, плач и прочее) являются рудиментами последующих психических реакций. Созревание моторики, ее совершенствование происходит на протяжении всей жизни индивида;

Сенсомоторного развития (до 6-7 лет, когда моторные реакции ребенка усложняются за счет формирования ощущения и восприятия, а так же внимания, аффективных реакций, мышления и сознания;

Аффективный (3-12 лет, который характеризуется формированием простейших (органических – голода, холода и прочее) и высших (человеческих) аффективных реакций (аффективная окраска разных форм деятельности ребенка);

Идеаторный, который начинается в глубине сенсомоторного, но его истинное начало относится 12-14 годам, и на котором отражено наиболее характерное качество психики – формирование представлений, понятий, суждений, умозаключений.

В. В. Ковалев [9, 10] при построении возрастной периодизации исходил из биогенетического этапности индивидуального развития. При этом в качестве

патогенетической основы преимущественных психических нарушений для разных возрастов им условно взяты качественно различные уровни патологического нервно-психического реагирования детей и подростков на те или иные вредности:

сомато-вегетативный (0-3 года);

психомоторный (4-10 лет);

аффективный (7-12 лет);

эмоционально- идеаторный (12-16 лет).

В соответствии с каждым уровнем автор выделил предпочтительные психопатологические симптомы и синдромы (состояния).

Несмотря на указанные существенные различия между возрастными периодами в возрасте от 0 до 18 лет, отражающие гетерохронность психического развития, между этими различиями существует много общих черт, что обусловлено непрерывностью процесса созревания.

Критерии, позволяющие рассматривать возрастные периоды в возрасте от 0 до 18 лет с единых методологических позиций :

Первый критерий – философский. По G. Hegel, диалектически «… каждый шаг вперед в поступательном движении… удаляясь от неопределенного начала, представляет собой так же и возвратное приближение к последнему…» Такая качественная спираль, отражающая начало, которое уже есть нечто выведенное, показывает разных возрастных периодов, а так же их различие как бы в единстве. Получается, что психические проявления в отдельные возрастные периоды в некотором роде являются повторением психических феноменов предыдущего этапа.

Второй критерий - анатомо-физиологический – отражает соотношение признаков незаконченности развития, незрелости определенных органов\систем и бурной энергии роста, что особенно ярко выражено в кризисные периоды.

Психологический критерий. Несмотря на особенности каждого из возрастных кризов, между отдельными психическими функциями в период 1 возрастного криза, например, в препубертате, имеется много общего в связи с неравномерностью созревания различных сфер психики в сравнении со зрелым возрастом Buhler K., Kroh O., Jung K., Эльконин Б. Д. и другие. Наличие общего признака в возрастные кризы, а именно колебаний уровня устойчивости психики ребенка к разным вредностям, позволяет рассматривать разные возрастные кризы у детей с общих позиций.

Единство различных возрастных периодов так же подтверждается мнением Эльконина Б. Д. - «…психическое развитие заключается в закономерно повторяющейся смене одних периодов другими. Вслед за периодами, в которых происходит преимущественно формирование операционно-технических возможностей детей, закономерно следует период, в котором идет преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы»

Четвертый критерий – клинический (психопатологический) – так же подтверждает единство периодов детства и пубертата. С одной стороны, психопатологические нарушения в эти возрастные периоды в сравнении с психическими расстройствами у взрослых в целом отличаются неразвернутостью, абортивностью и фрагментарностью Вроно М. С., что большей степени характерно для детей от 0 до 14 лет, чем с 14 до 18 лет. С другой стороны, в рамках одного и того же процесса, например, резидуально-органического церебрального Буторина Н. Е или шизофрении Сухарева Г. Е, именно в возрастные кризисные периоды возможно возникновение или обострение текущего психического заболевания.

В основу последнего – педагогического критерия положена общность задач обучения и воспитания на разных возрастных этапах развития. В эти возрастные периоды происходят начало и окончание обучения и протекает непрерывный воспитательный процесс.

Таким образом, представления о возрастной периодизации в период от 0 до 18 лет, с одной стороны, и о едином методологическом подходе к оценке возраста в эти периоды – с другой, наглядно отражают гетерохронность и непрерывность процесса развития ребенка и объединяют представления о процессе развития как бы по двум осям.

Итак, методологический аспект в изучении детей с психическими нарушениями основан на двух основных подходах:

1. Психопатологическая оценка возрастных особенностей детей с психическими расстройствами;

2. Возрастной подход, описывающий структуру возрастных новообразований у детей с психическими расстройствами, включающий хронологическую (биологическую, культурную и социальную характеристики.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Выготский Л. С. Коллектив как фактор различия аномального ребенка// Собр. соч., т. 5 -М., 1982.

2. Выготский Л. С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства// Собр. соч., т. 5-М., 1983.

3. Выготский Л. С. Основы дефектологии// Собр. соч. : В 6т. -М., 1983.-т. 5.

4. Гальперин П. Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований - М., 1987. – 312 с.

5. Жуткова Н. В. Учитель о практике психологической помощи–М. ,1998 - 320 с.

6. Замский Х. С. Умственно отсталые дети : История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины 20 века. – М., 1995. – 290с.

7. Замский Х. С. История олигофренопедагогики. - – М., 1980. – 290 с.

8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПб., 2000 – 274 с.

9. Клинико-генетические исследования олигофрении/ под ред. М. С. Певзнера, М., 1999 – 294 с.

10. Ковалеву В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1995 – 361с.

11. Леонтьев А. Н. Принципы психического развития ребенка и проблема умственной недостаточности. – М., 1972. – 302 с.

12. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1999 – 215с.

13. Лурия А. Р. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. - М., 2000 – 311с.

14. Мастюкова Е. М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей// Дефектология, 1997, №1.

15. Шипицына Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе - СПб., 2002 – 496 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет с конференции «Технология и творчество»Фотоотчет с конференции «Технология и творчество» Сегодня, 12 марта 2013 года в нашем городе состоялась 1 региональная научно - практическая конференция "Технология и творчество". Для.

Консультация для воспитателей: «Народное искусство в формировании изобразительного творчества дошкольников» Декоративно-прикладное искусство рождено самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Народное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методологический аспект проблемы умственной отсталости в период школьного обучения
Опубликовано: 7 июня 2013 в 17:10
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД