Папки-передвижки

Модель формирования коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС

Клачкова Татьяна Евгеньевна
Модель формирования коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС

Актуальность.

Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.

Публикация «Модель формирования коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС» размещена в разделах

Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

Выбирая общение объектом исследования, ученые осознают, что в современных условиях оно приобретает иное качество. В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, создающие специфическую коммуникативную среду (компьютерная сеть, телевизионные мосты и т. д., возрастает роль диалога при решении задач международного значения и внутриполитического характера, интенсифицируются межнациональные контакты. В этом контексте общение и его значение для развития личности – важная проблема научных исследований.

Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как уникальному периоду развития личности определило задачу расширения возможностей каждого ребенка для компетентного выбора своего жизненного пути, который будет определяться личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью в правилах осуществления общения, активностью в разных видах деятельности.

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А. Н. Леонтьевым, В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным, А. В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Т. А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.

В ряде исследований отмечается, что коммуникативные качества способствуют психическому развитию дошкольника (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, влияют на общий уровень его деятельности (З. М. Богуславская, Д. Б. Эльконин).

Значение сформированности коммуникативных качеств становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М. И. Лисина, А. Г. Рузская, В. А. Петровский, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Шулешко, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

Изменение отношения к дошкольному детству потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса, личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности, ощутить чувство психологической защищенности. В психолого-педагогических исследованиях доказывается, что это во многом определяется содержанием и характером общения с воспитателем (М. И. Лисина, В. Р. Лисина, В. А. Петровский, с родителями (З. М. Богуславская, С. В. Корницкая, А. Г. Рузская и др., отношениями со сверстниками (JI.H.Башлакова, Т. И. Ерофееева, А. А. Рояк, деятельностью и достижением успеха в ней (Р. С. Буре, Т. А. Репина, Р. Б. Стеркина, культурой общения (Т. А. Антонова, М. В. Ильяшенко, Н. С. Малетина, С. В. Петерина).

Очевидно, что выявляется противоречие между требованиями ФГОС к коммуникативным качествам детей старшего дошкольного возраста, и отсутствием разработанной в соответствии с требованиями ФГОС, системы коммуникации, с общей концептуальной идеей, ориентированной на непрерывное коммуникативное развитие и совершенствование личности ребенка старшего дошкольного возраста, в основе которой бы объединилось содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие"

Таким образом, указанное противоречие, недостаточная теоретическая, методическая и практическая разработанность данной проблемы, общественно-исторические и социокультурные предпосылки послужили основанием для её комплексного изучения и определения темы исследования: «Модель формирования коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС».

Профессиональная проблема. Какими формами, методами, средствами должен овладеть педагог, чтобы формировать у детей старшего дошкольного возраста коммуникативные качества?

Цель – разработать механизм реализации содержания работы по формированию коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста.

Задачи.

1. Изучить достижения науки и практики в области коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста и содержание ФГОС ДО к структуре ООП ДО

2. Выделить цели и задачи коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста на содержании ОО «Социально-коммуникативное развитие"

3. Определить механизм реализации содержания работы по формированию коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста, согласно механизму, разработанному С. А. Козловой (знания – отношения – действие).

4. Разработать методы, формы, приемы, средства, обосновать условия формирования коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста.

5. Определить интегративные качества, овладению которыми способствует реализация механизма формирования коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста.

.Целевой компонент

1.1. Формировать у детей представления об общении с другими людьми как источники получения информации.

1.2. Развивать потребность детей в общении.

2.1. Формировать у детей умения информационного характера.

2.2. Поддерживать речевое общение детей в процессе различных видов детской деятельности.

2.3. Формировать у детей умение проявлять инициативу в общении с целью получения новых знаний.

3. Формировать у детей умения:

* поддерживать беседу, выражать свою точку зрения;

* участвовать в разговоре по инициативе других людей;

* приветствовать людей разного статуса;

* извиниться, выразить просьбу, поблагодарить вербальными и невербальными средствами;

* не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях;

* слушать взрослого не перебивая, не вмешиваться в разговор взрослого;

* обращаться к взрослому на «Вы», по имени и отчеству, к детям по имени;

* вежливо высказать свое несогласие, решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.

Технологический (процессуальный) компонент

Формы организации

Методы и приемы

Утро

1. Беседа

2. Дидактическая игра

3. Решение проблемных вопросов.

4. Рассматривание альбома.

5. Чтение худ. литературы.

Прогулка

1. Наблюдение

2. Ситуативное обсуждение

3. Сюжетно-ролевая игра

4. Подвижная игра

5. Дидактическая игра

6. Обыгрывание, анализ ситуаций

Вечер

1. Музыкальное развлечение.

2. Оформление мини-стенда

3. Чтение худ. литературы

4. Сюжетно-ролевая игра

5. Составление знаков – схем

6. Обыгрывание, анализ ситуаций

Способы взаимодействия с материалами и атрибутами

Методы и приемы

Внесение плаката «Этикет для самых маленьких»; побуждение к художественной деятельности; рассматривание альбома;

поощрение инициативы, активности и вежливости детей; побуждение к выполнению правил группы;

побуждение к самостоятельному выбору;

побуждать к слушанию книг морально-этической тематики

Формы и способы взаимодействия

1. Участие родителей в создании альбома

2. Практикум для родителей

3. Вечерняя семейная игра

4. Консультации

5. Информационный лист

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных качеств дошкольного и школьного возраста Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН» «ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя».

Формирование коммуникативных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетического развития Участники проекта: Дети. Родители. Воспитатель. Сроки реализации проекта: Январь –март. Цель проекта:создать условия для формирования.

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и.

Краеведение, как средство формирования патриотических качеств личности детей дошкольного возраста 1 слайд: Краеведение, как средство формирования патриотических качеств личности детей дошкольного возраста 2 слайд: «Человеку никак нельзя.

Музыкальная деятельность, как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста Музыкальная деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста. Выступление.

Особенности формирования гуманных качеств у детей дошкольного возраста Особенности формирования гуманных качеств у детей Особенности формирования гуманных качеств у детей дошкольного возраста Гуманные качества - это качества, выражающееся в сочувствии, сопереживании,.

Педагогические условия формирования гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в НОД Педагогические условия формирования гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности.

Педагогический проект: «Уроки мудреца-Светофора» для детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОУ Педагогический проект: «Уроки мудреца-Светофора» для детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОУ Автор: Гиря Оксана.

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДОУ" Цель проекта.

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного об Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель формирования коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС
Опубликовано: 29 августа 2017 в 00:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД