Получи документы

Нейропсихологический анализ и методы коррекции чтения и письма у дошкольников и младших школьников

Тектова Галина Анатольевна
Нейропсихологический анализ и методы коррекции чтения и письма у дошкольников и младших школьников

Нейропсихологический анализ и методы коррекции чтения и письма у дошкольников и младших школьников.

Трудности овладения письмом и чтением явление нередкое в и начальной школе. Они обнаруживаются еще в детском саду и в значительном числе случаев сохраняются и позднее, проявляясь при повышении требований к письменной речи.

Публикация «Нейропсихологический анализ и методы коррекции чтения и письма у дошкольников и младших школьников» размещена в разделах

Нейропсихологический анализ проблем обучения, первоначально проведенный А. Р. Лурия, потом современными отечественными и зарубежными исследователями, показывает, что в функциональную систему письма и чтения входят следующие компоненты:

• процессы переработки слухоречевой информации (звуковой анализ услышанного, слухоречевая память);

• дифференциация звуков на основе кинестетической информации;

• актуализация зрительных образов букв

• ориентация буквы и строки в пространстве,

• моторное (кинетическое) программирование графических движений

• планирование, реализация и контроль акта письма и чтения;

• поддержание рабочего состояния, активного тонуса коры мозга.

Каждый из перечисленных компонентов может вызвать трудности письма и чтения, выступая относительно изолированно, но, как правило, это выступает в сочетании с другими компонентами.

Анализируя работы детей-логопатов, установлено, что пространственные нарушения являются первопричиной трудностей письма и чтения. Современные исследования нейропсихологов позволили уточнить механизм пространственных нарушений. Оказывается, ориентация в пространстве и правильная организация действия в пространстве очень в сложная деятельность для детей. Самые простые функции связаны с работой правого полушария, от него зависят зрительно-моторные координации, возможность соотнести движение с вертикальной и горизонтальной координатами, умение схватить целостный образ предмета.

Левое же полушарие решает более сложные задачи, особенно те из них, которые связаны с тонким анализом и речевым опосредованием.

Вот анализ вытекающих трудностей у ученика, который имеет функциональную недостаточность правого полушария, т. е. пространственные трудности, трудности автоматизации двигательных, особенно зрительно-моторных, навыков.

• сложности в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки;

• трудности в удержании строки;

• буквы имеют разный наклон и высоту, элементы букв часто разрываются, растягиваются и не соответствуют по размеру друг другу;

• при написании слова с трудом вспоминается графический и двигательный образ нужной буквы, заменяются буквы, близкие по написанию ;

• наблюдается устойчивая зеркальность букв;

• частое повторение слов на письме не приводит к образованию к устойчивых идеограмм;

• часто встречается мена гласных, даже ударных, пропуск гласных,

• теряется порядок букв;

имеется тенденция к фонетическому письму (как говорим);

• не выделяется целостный образ слова, вследствие чего два знаменательных слова, местоимение и глагол, слова с предлогами пишутся слитно; позднее пишутся отдельно приставки.

Все эти ошибки легко объясняются правополушарными трудностями обработки зрительной и зрительно-пространственной информации. А на фоне утомления или психоэмоционального напряжения могут появиться и другие ошибки.

В соответствии с нейропсихологическим подходом, основная стратегия коррекционного воздействия заключается в «развитии» слабого звена при опоре на сильные функции в процессе специально организованной совместной деятельности педагогов, специалистов и ученика.

Вашему вниманию предлагается методика развития пространственной организации действия при обучении чтению на логопедических занятиях:

• упражнения на узнавание слогов и слов с целью оптимизации аналитического и целостного чтения ;

• правонаправленное чтение (проговаривание) с использованием приема слежения строки пальцем;

• правонаправленное проговаривание гласных (согласных) с использование приема слежения строки пальцем и с ритмом;

чтение слогов и слов по таблице в паре по столбцам или строчкам;

• упражнение «кнопочки» с закрыванием слога, слова пальцем;

чтение перевернутого текста;

• реконструкция слова в составе предложения

-второстепенные члены,

-сказуемое или подлежащее,

-двух слов в составе предложения;

• реконструкция частично деформированного текста

-одно предложение - одно слово,

-одно предложение - два слова;

• реконструкция полнодеформированного текста;

• сложение, вычитание и буквы

-вычитание из последнего слога,

-вычитание в середине слова из не стоящего рядом слога,

-вычитание из разных слогов,

-пропуск букв в левой половине равенства,

-пропуск букв в обеих половинках равенства;

• работа с предложениями, в которых нужно навести порядок

-с поиском недостающей буквы,

-с поиском недостающей буквы и слова;

• реконструкция и идентификация слов

-два одинаковых слова,

-два одинаковых слова с недостающей буквой,

-два одинаковых слова с двумя недостающими буквами;

• реконструкция и ассоциативная связь

-поиск составляющих,

-поиск подобия,

-поиск признаков,

-комбинированный поиск;

• ассоциативная аналогия

-искомое - символ,

-искомое - слово,

-поиск символа,

-поиск слова,

-комбинированный поиск.

Чтобы увеличить работоспособность учащегося, используются приемы на повышение его самооценки, мотивации, заинтересованности и успешности учебной деятельности с помощью различных игр и заданий:

• воспроизведение ритмов;

• понимание слов, сходных по звучанию ;

• наложенные, перечеркнутые и незаконченные рисунки;

• таблицы Шульте;

• кубики Косса,

• лего «Дакта»;

«Черные и белые квадраты»;

«Лабиринт»;

• графические диктанты;

• копирование рисунков по клеткам;

• узнай и допиши букву и другие.

Необходимо отметить эффективность раннего начала коррекционных мероприятий с детьми группы риска по когнитивному и эмоциональному развитию. Эмоциональное вовлечение ребенка в процесс социального воздействия является предпосылкой когнитивного развития. И только в том случае, когда ребенок не объект, а один из субъектов обучения, если он эмоционально вовлечен в процесс учения и задания ему по силам, возникает «аффективно - волевая подоплека» (Л. С. Выготский) обучения, которая обеспечивает естественное повышение работоспособности, повышение эффективности работы мозга, которое не идет в ущерб здоровью нашим детям.

Успеха вам и вашим ученикам!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Сформированность пространственных и временных представлений у дошкольников и учащихся начальных классов имеет важное значение для их успешного.

Конспект занятия для дошкольников и младших школьников «Лепка филимоновской игрушки»Конспект занятия для дошкольников и младших школьников «Лепка филимоновской игрушки» Занятие предназначено для детей от 4,5 до 12 лет. Данное занятие продолжает цикл повествований о промыслах, посвящённых народной игрушке.

Консультация «Игра как приоритетная форма развития дошкольников и младших школьников» Игра, как приоритетная форма развития дошкольников и младших школьников. Уникален мир Детства! У него своя лексика, свой фольклор, свои.

Конспект занятия с применением ИКТ «Прощение лучше обид» для дошкольников и младших школьников Представляю Вам свою методическую разработку на тему "Прощение лучше обид". В разработку входит конспект занятия и презентация к нему.

Преодоление нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня Конаныхина Ю. В. Г. Советский Преодоление нарушений письма у младших школьников с ОНР III уровня В статье обоснована необходимость преодоления.

Программа занятий по коррекции нарушений чтения и письма у обучающихся в 6 классе школы-интерната VIII вида Поурочный годовой план работы с группой учащихся 6 класса, имеющих речевое заключение: «СНР, смешанная дисграфия» Недели Занятия Темы.

Программа занятий по коррекции нарушений чтения и письма у обучающихся в 7 классе школы-интерната VIII вида Учитель - логопед: Виль Анна Андреевна Рассмотрено на заседании МО Классных руководителей и воспитателей Протокол № ___ от «___».

Психокоррекционные сказки для дошкольников и младших школьников-коррекция детских страхов «Как Марк победил свои страхи» Пояснительное слово Уважаемый взрослый! Эти сказки, сочинены для того, чтобы вы смогли помочь малышу побороть страхи. Увы, никто не может.

Рекомендации родителям дошкольников и младших школьников «Гиперактивные дети» В настоящее время в психологической литературе встречаются две синонимичные аббревиатуры: СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Занятие для дошкольников и младших школьников «Лес-зелёное золото» Занятие для дошкольников и младших школьников. (5-7 лет). Лес - зелёное золото. Занятие начинается с стих. Р. Форхади «Сказка о добром друге».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейропсихологический анализ и методы коррекции чтения и письма у дошкольников и младших школьников
Опубликовано: 3 декабря 2017 в 14:20
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД