Марина Болдушева
НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Путешествие Машеньки по звуковой полянке»
НОД по подготовке к обучению грамоте
Тема «Путешествие Машеньки по звуковой полянке»
Воспитатель МКДОУ № 17 «Золотой ключик» :
Болдушева Марина Ивановна (1 КК)
Цель: Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования фонематических процессов у детей 4-5 лет.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе „Путешествие Машеньки по звуковой полянке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
- закреплять приемы в работе по формированию правильного произношения звуков (гласные звуки А, О, У, И; согласный звук М);
-закреплять навыки ориентирования в звуковых моделях (гласные звуки, согласный звук);
- информировать родителей с приемами работы по формированию фонематических процессов у детей 4 - 5 лет;
-познакомить родителей с нетрадиционными видами продуктивной деятельности (техника работы с крупой).
Развивающие:
-развивать фонематическое восприятие через работу со звуками и звуковыми моделями;
-развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику, просодические компоненты речи, мелкую моторику, пространственную ориентировку;
- создать благоприятные условия, для формирования литературного произношения совместной деятельности детей и родителей.
Воспитательные:
-воспитывать культуру речевого общения в совместной деятельности взрослых и детей;
-повысить интерес родителей к образовательной деятельности ДОУ и быть ее активным участником.
Ход НОД:
I.Организационный момент (упражнение на коммуникацию) :
- Здравствуйте глазки
- Здравствуйте ушки
Здравствуйте ручки
Здравствуйте ножки
-Здравствуй, Катя,
-Здравствуй, мама! и т. д.
II.НОД часто моргают глазами,
пальчиками хлопаем по ушным раковинам, прижимают к голове и с силой отнимают,
сжимают и разжимают пальцы
топают ногами,
передают друг другу мяч и здороваются.
(Вбегает Машенька)
- Ой, куда это я попала? Совсем заблудилась.
- Здравствуйте ребята, здравствуйте мамы. Я, Машенька, ищу дорогу в деревню Матрёшкино, там мои дедушка с бабушкой живут. Прошла уже две поляны, а это третья, звуковая. Ее хозяин, Язычок, меня не пропускает, мне нужна ваша помощь.
Машенька подходит к столу :
- Ой, смотрите, что это? Правильно, крупа, а как она называется? Потрогайте ее руками, какая она? На что похожа? Возьмите в ладошки, что происходит с крупой? (крупа сыплется из ладошек). Значит, она какая? (Ответы детей).
- А у меня есть сказочная манная крупа. Посыплем ее на листы и посмотрим, что будет (Воспитатель сыплет крупу). А теперь аккуратно стряхните, что получилось? Разве это не чудо? Из манной крупы получились. Мост, дом, саМолет, Машина. Какой звук слышен во всех этих словах?
- Поставьте, пожалуйста перед собой зеркало. Каждый видит свое лицо?
- Произнесите звук «М».
Губы у нас закрыты или открыты? Воздух свободно выходит или ему что-то мешает?
- Правильно, губы - это преграда для воздушной струи. Значит, какой это звук, гласный или согласный? (Ответы детей)
III. Молодцы, справились с заданием, а вот и награда от хозяина полянки Язычка. Что это? (Флакон для пузырей). А какие пузыри получаются? (Мыльные пузыри). Есть в этом слове звук «М»? Да, он слышен.
- А сейчас мы с вами устроим «Шоу мыльных пузырей», но продолжаться оно будет, пока звучит музыка. Чтобы мыльный пузырь получился большой и красивый, мы будем с вами вдыхать воздух через нос, а выдувать через рот (показывает).
- Слушайте внимательно музыку (под музыкальное сопровождение дети со взрослыми надувают мыльные пузыри).
IV. Ребята, смотрите что я нашла в одном из пузырей. Посмотрим, что в этом ларце. Правильно, картинки (мак, мост, монета, гном). Возьмите каждый по одной картинке, покажите их мамам. Какой звук мы слышим во всех этих словах? Ответы детей).
V. А тут еще и письмо (Машенька читает письмо) : «Дорогие ребята. Помогите найти Машеньке домики для этих картинок. Но идти к домикам необходимо по волшебным дорожкам»
- А вот и дорожки. Посмотрите, они одинаковые или разные? Правильно, одна дорожка длинная, другая короткая. А как же нам узнать, кому по какой дорожке идти? Придумала! Вспомните, какие у нас бывают слова? Правильно, длинные и короткие.
- Катя, назови, что изображено на твоей картинке? Отхлопайте со Светланой Александровной это слово. Какое оно, длинное или короткое? Светлана Александровна, по какой дорожке вы пойдете, по длинной или по короткой? Правильно, если у вас короткое слово, вы пойдете по короткой дорожке.
(Аналогичная работа над словом проводится с остальными участниками).
- Молодцы. Вот только дорожки у нас не простые, а массажные, а значит идти по ним нужно без обуви.
VI. А вот и домики-корзинки, а на каждом домике схема. О чем эти схемы нам говорят? Что означает синий кружок в начале полоски? А в конце полоски? Посмотрите на свои картинки и определите, в каком из домиков будет жить ваша картинка.
- Ксюша, где находится звук «М» в твоем слове? Правильно, в каком домике поселится твоя картинка? А твоя Ярик? Твоя, Катя? Света? Почему? (Ответы детей)
VII. А сейчас я всех приглашаю в круг повеселиться.
Музыкальная физкультминутка).
VIII. Смотрите, а тут еще один ларец. Что в ларце? Цифры! Выберите карточку с цифрой. Какая у вас цифра? Найдите набор предметов с такой же цифрой, рассмотрите предметы, выделите в названии предметов первый звук, обозначьте его с помощью звуковой модели и подберите подходящую карточку.
- А сейчас эти звуки пропоем.
- Ярик с Евгенией Витальевной пропоют свои звуки тихо, Катя со Светланой Александровной пропоют чуть громче. Света с Ниной Николаевной пропоют свои звуки еще громче. Ксюша с Галиной Дмитриевной пропоют свои звуки ну оооочень громко.
- Скажите, когда вы пели, воздушная струя на своем пути встречала препятствие или нет? Значит, какие это звуки, гласные или согласные? (Ответы детей). Молодцы, справились с заданием.
IX. Дорогие мамы, хозяин полянки Язычок уверен, что дома с вашими детьми вы будете продолжать работу над звуками. За ваши старания, за ваши умения работать вместе с мамами мы с хозяином полянки Язычком хотим угостить вас…
- Что это? Как называется это мороженое? Эскимо. Какой первый звук слышен в слове ЭЭЭскимо? Правильно, этот звук придет к вам в гости на следующем занятии, а мне пора бежать к дедушке и бабушке. Хозяин полянки, Язычок, очень доволен остался вашей работой и разрешил мне идти к бабушке с дедушкой. До свидания!
X. (Дети провожают Машеньку в деревню Матрешкино).