Папки-передвижки

Использование элементов логоритмики на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Алена Грищук
Использование элементов логоритмики на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №55»

Обобщенный педагогический опыт работы

Учителя-логопеда

Грищук Алены Николаевны

по теме

«Использование элементов логоритмики на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

Сведения об авторе.

Ф. И. О. автора: Грищук Алена Николаевна

Публикация «Использование элементов логоритмики на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Образование: высшее, окончила Северо-Восточный государственный университет» г. Магадан, 2015 год, №19719 «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии»;

- Северо-Восточный государственный университет» г. Магадан, 2015 год №743 Профессиональная переподготовка по ведению профессиональной деятельности в сфере «Логопедия».

Место работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №55»

Должность: учитель – логопед

Педагогический стаж: 9 лет, 4 месяца

Стаж работы в занимаемой должности: 3 г 10 м

Квалификация: соответствие на занимаемую должность

Награды:

- Благодарственное письмо, Губернатора Магаданской области от 2014 г. ;

- Благодарственное письмо, Председателя Магаданской областной Думы №115 от 07.05.2019г. ;

- Почетная грамота, руководителя департамента образования №587 от 08.11.2019г. ; №749-л от 21.11.2014г. ;

- Грамота, руководителя МАДОУ «ДСКВ №55», от 2017 г. ; №42 от 29.05.2013г. ;

- Грамота, Председателя обкома Профсоза от 2014 г. ;

- Нагрудный знак «За активную работу» (№3946 от 27.02.2019 г.);

Обобщение и распространение опыта работы

Грищук Алены Николаевны,

учителя-логопеда

Тема: «Использование элементов логоритмики на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста».

Цель: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости.

Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитие переключаемости; совершенствование певческих навыков.

Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила.

Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой жений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.

Вводная часть:

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушениями речи, что влечет и отставание в развитии. Детям с недоразвитие речи следует вовремя оказывать помощь.

Один из методов работы с детьми по исправлению нарушения речи и представляет использование элементов логоритмики, основанный на тесной связи слова, движения и музыки.

Логоритмика – это система музыкально – двигательных, речедвигательных и музыкально – речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, двигательной активности.

К группе детей с тяжелым нарушение речи, относятся дети, у которых сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Для того чтобы повысить эффективность логопедических занятий с детьми с ТНР я использовала элементы логоритмики – методики, опирающейся на связь слова, музыки и движения, и включающей в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Методика направлена на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы.

Элементы логоритмики :

o Логопедическая (артикуляционная) гимнастика – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;

o Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

o Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики;

o Упражнения под музыку и без нее на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного координационного тренинга;

o Вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

o Упражнения для развития речевого дыхания;

o Упражнения на развитие мимических мышц, для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

o Упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.

Используя логортимические элементы в работе с детьми, выделяла два основных направления. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление работы – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагала детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

! При этом учитывала в своей работе то, что не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произносить стихи. Иногда это приводит к расстройству дыхания. Поэтому делила детей на две группы: одна выполняет движения, другая произносит текст (или я произносила текст, а ребенок выполнял двигательное упражнение).

Использовала элементы логоритмики на занятиях с детьми с ТНР по развитию фонематического восприятия и по коррекции звукопроизношения на различных этапах работы. Это позволяло заинтересовывать ребенка во время занятий и успешно решать задачи: укреплять костно-мышечный аппарат, развивать оральный праксис, мимическую мускулатуру, вырабатывать темп речи, ритм речевого дыхания, формировать фонематическую систему, развивать темпо-ритмические и мелодико-интонационные характеристики речи, умение сочетать движения и речь, т. е. подчинять их единому ритму. Отрабатывала ритмическую структуру слова, и четкое произношение произносимых и автоматизируемых звуков, обогащаю словарь детей.

Решала задачи на основе принципов:

доступности и индивидуализации;

последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала;

развивающего обучения;

опережающего подхода;

сознательности и активности детей; - полифункционального подхода; - наглядности.

Соблюдала психолого-педагогические условия : создавала благоприятную психологическую атмосферу проведения занятий; постоянно привлекала внимание детей; пробуждала у воспитанников интерес к выполнению упражнений.

Для того чтобы речь была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с этим движения должны быть автоматическими, то есть такими, которые осуществлялись бы без специальных произвольных усилий, чего нет у детей с ТНР. Их речь нечеткая, смазанная, поэтому необходимо укреплять мышцы речевого аппарата и развивать артикуляционную моторику.

На этапе подготовки речевого аппарата к постановке звука использовала движения рук во время выполнения артикуляционных упражнений и произнесения звуков. Например:

- упражнения для языка «лопаточка» - «трубочка» или «лопаточка» - «чашечка» : ребенок показывает руками, в каком положении должен находиться язык. Каждый ребенок показывает по своему, как ему удобно и понятно. Упражнения выполняются ритмично под счет.

Для того чтобы ребенку было интереснее использовала стихи, которые помогают в объяснении положения языка или губ. Я произношу слова, а ребенок ритмично выполняет упражнения губами или языком и одновременно делает соответствующие движения руками. Например:

1. Язык широкий положи

И спокойно удержи.

(Упражнение «Лопатка», «Блинчик». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе).

2. А сейчас он развернулся,

Лег и в трубочку свернулся.

(Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык. Завернуть края языка внутрь).

3. Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

Чашку в рот мы занесем,

Ее бока к зубам прижмем.

(Упражнение «Чашечка»

4. Ну и лошадка!

Шерстка гладка,

Чисто умыта

С головы до копыта.

Овса поела –

И снова за дело.

(Упражнение «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку).

Движения пальчиков использовала во время запоминания образа новой буквы. Ребенок пишет в воздухе, на ладошке, выкладывает из различных материалов и называет ее, затем делает букву из пальчиков и читает (или я читаю) про эту букву стихотворение.

Для развития мелкой моторики использовала пальчиковый тренинг, который старалась подбирать разнообразным, неутомительным, динамичным.

Во время автоматизации и дифференциации звуков использовала скороговорки и чистоговорки с движениями. Ребенок произносит чистоговорку, проговаривая четко, отрабатываемый звук и выполняет движения. Во время автоматизации на уровне слога – говорит только слоги. Во время автоматизации в предложениях и в связной речи – говорит весь текст. Движения для чистоговорок, скороговорок и стихов часто придумывала сама или вместе с ребенком.

Например, Скороговорка «Орешки».

Дети поочередно прикасаются к большому пальцу указательным, средним, безымянным и мизинцем.

Решки, решки,

Щелкаем орешки

Щелкаем орешки, Сидя на тележке.

Для развития общей моторики, координации движений, ориентировки в пространстве использовала различные стихи с движениями под музыку и без нее.

Использовала движения и во время чтения стихов по ролям, что помогало детям с нарушениями речи, учиться соблюдать паузы внутри предложения и между предложениями, делать логические ударения, тем самым отрабатывая выразительность чтения стихов. Закрепление вопросительной или восклицательной интонации осуществлялось в стихах сопряжено со мной по подражанию и самостоятельно. Дети, также, передавали удивление, возмущение, убеждение мимикой лица, движением рук и голосом. Становление интонационной системы в речи дошкольников, в свою очередь, способствовало как развитию понимания речевых сообщений, так и улучшению качества коммуникативных способностей детей.

Совместно с музыкальным руководителем проводили занятия с элементами логоритмики для родителей и педагогов «Дикие животные». Для родителей были подготовлены и представлены консультации об использовании элементов логоритмики.

За время опыта был накоплен практический и методический материал, сформирована копилка материалов для использования на занятиях, собран консультационно-просветительский материал для родителей и педагогов. Использование элементов логоритмики позволило вызвать у детей желание исправлять неправильное звукопроизношение, учиться слышать и дифференцировать, выделять звуки, что влияет на положительный результат коррекции речи. Помогло развить у них способности творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно контролировать произношение, использовать полученные умения в общении и в работе со звучащим словом. Во время автоматизации и дифференциации звуков быстрее ввести поставленные звуки в связную и самостоятельную речь, способствовало развитию коммуникативных способностей.

Я уверена, что использование элементов логоритмики в системе коррекционной работы и профилактики речевых нарушений, повысит уровень речевого развития дошкольников.

Литература:

1. Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. Пособие для воспитателей и логопедов. М. ,2005.

2. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. СПб, 2001.

3. В. А. Ракитина, Е. Н. Рыжанкова. Логопедическая азбука. Ростов-на-Дону, 2008.

4. Научно-методический журнал Логопед. №6 - 2004 г. Стр. 80 – 89.

5. Научно-методический журнал Логопед. №5 - 2004 г. Стр. 71 – 80.

6. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Пальчиковая гимнастика. М., 2004.

7. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, 1998.

8. И. С. Лопухина. Логопедия. Звуки-буквы-слова. СПб, 2001.

9. И. С. Лопухина. Логопедия. Речь-ритм-движение. СПб, 2001.

10. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2005.

11. М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М., 2005.

12. М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М., 2006.

13. О. А. Новиковская. Логоритмика. Игры и упражнения для дошкольников. СПб, 2005.

14. В. Н. Чернякова. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет. Сборник упражнений. М., 2005.

Публикации по теме:

«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет Добрый день, коллеги и гости сайта. Представляю Вашему вниманию фотоотчет презентации своего опыта работы по теме: «Использование нетрадиционного.

Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятияхИспользование дыхательных упражнений на логопедических занятиях Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения.

Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС». Программные задачи: • закрепить представление детей о характерных особенностях времени года; • формировать.

Консультация для педагогов «Использование фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики» Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмикиВсе окружающее нас живет по законам ритма. Смена.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Презентация «Использование электронных физкультминуток и гимнастики для глаз на логопедических занятиях» В век информационных технологий взрослые и дети подвержены огромному числу факторов, которые негативно влияют на здоровье. Известно, что.

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастаПовышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов логоритмики на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 января 2020 в 05:38
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД