Лучший педагог года

Организация педагогической работы по формированию познавательного интереса к художественной литературе (6 фото)

Марина Аверьянчева
Организация педагогической работы по формированию познавательного интереса к художественной литературе

Цель: создание условий для формирования познавательного интереса к художественной литературе.

В содержании работы были включены следующие формы педагогической работы :

- Проведение ОД согласно перспективному плану работы на учебный год по образовательной области «Чтение художественной литературы»;

- Проведение ОД по дополнительному образованию детей – кружок «Книголюбы», согласно программе;

Публикация «Организация педагогической работы по формированию познавательного интереса к художественной литературе» размещена в разделах

- Использование произведений художественной литературы на занятиях художественно-продуктивной деятельностью (по программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки»);

- Ежедневное чтение художественной литературы, проведение бесед по содержанию произведения;

- Проведение работы по обучению детей правильному обращению с книгой;

- Изготовление книжек-малышек в подарок детям средней группы;

- Организация сюжетно-ролевых игр : «Библиотека», «Книжный магазин», «Мастерская книг»;

- Организация игр-драматизаций (по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой);

-Организация мультконцертов по прочитанным произведениям художественной литературы;

- Ежедневные утренние беседы «Расскажи о прочитанном»;

- Проведение родительского собрания на тему «Книга как средство всестороннего развития дошкольников», «Мы читающая семья»;

-Проведение консультации для родителей на тему: «Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста», «Роль книги в жизни дошкольника», «Подбор художественной литературы для дошкольников», «Как привить ребёнку любовь к чтению», «Как научить ребёнка составлять рассказ по картинке»;

- Проведение консультации для родителей на тему: «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»,

- Оформление уголка для родителей и детей «Знакомство с миром литературы»;

- Оформление уголка для родителей и детей «Волшебный мир театра»;

- Составление памятки для родителей: «Перечень художественной литературы для чтения детям в течение года», «Развитие читательского интереса у ребёнка», «Читаем каждый день», «Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным», «Как правильно читать детям книги», «Как организовать семейное чтение», «Вы хотите, что бы ваш ребёнок читал?»

-Участие в муниципальных конкурсах и конкурсах внутри ДОУ;

-Посещение выставки детских работ по произведениям русских писателей, организованной Детской школой искусств;

- Экскурсия в городскую библиотеку;

Новизна системы педагогической работы состоит в том, что прививая интерес к художественной литературе, формируя литературный вкус, мы используем разнообразные, в том числе нетрадиционные формы работы с детьми, родителями, общественностью (литературные конкурсы, работа в библиотеке, проектную деятельность, так как только кропотливая совместная работа, смогут приобщить детей к чтению книг.

Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Поэтому в группе мы красочно оформили книжный уголок с разнообразной литературой по жанру (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книги). В книжном уголке есть разные типы книг (книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы, книжки-трафареты); пазлы по сказкам. Также мы создали «Хочу всё знать», где мы размещаем справочно-энциклопедическую литературу. С появлением новой книги в книжном уголке мы вместе с детьми знакомимся с ней, рассматриваем иллюстрации, напоминаем правила пользования книгой (не мять листы, посмотрев, поставить на место).

В группе мы периодически оформляем тематические выставки, посвященные творчеству писателей: «С. Михалкова», «А. С. Пушкину», «Лучший сказочник», «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т. д. В их организации принимают участие дети, родители. Герои книг оживали у нас и в художественно-эстетической деятельности. Из лучших детских работ мы составляем альбомы «Путешествие в сказку», «Мой родной город», готовили выставки поделок, макеты, сделанные по мотивам прочитанных произведений.

В вечернее время периодически организовываем мастерские по ремонту книг — «Книжкина больница». Дети сами подбирают необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т. д. Помогаем «лечить» книги детям ясельной и младшей группы. Ребята делают эту работу с большим удовольствием.

В нашей группе организован мини-музей книги. Основная идея — показать, какими разными бывают книги, познакомить ребят с их историей. В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные книги. Делятся они и по жанрам: сказки, стихи, рассказы. Отдельно выделены произведения о природе. Различаются книги и по размеру, назначению (обучающие, развивающие, по возрасту потенциальных читателей. Цели и задачи: знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота.

Особенностью нашей работы является взаимодействие с городской библиотекой №26. Вместе с работниками библиотеки разрабатываем план работы в соответствии с программой. По нему они проводят разнообразные по форме массовые мероприятия с детьми нашей группы. Посещение библиотеки для маленького человечка - это всегда праздник, ведь это встреча с огромным количеством книг, мысленная встреча сразу со многими героями любимых произведений. Мы систематически организуем экскурсии в библиотеку.

Сотрудники библиотеки знакомят детей с новинками книжных изданий. С целью повышения эффективности работы по приобщению старших

дошкольников к книге была проведена акция «Твой друг - библиотека». Родители активно откликнулись и теперь являются частыми гостями библиотеки.

Наиболее интересные мероприятия, которые нашли отклик в сердцах детей: «Добрая, добрая сказка» — театрализованное представление.

Нами организована кружковая работа «Книголюбы». Работа с детьми проводится по специально составленному расписанию один раз в неделю во второй половине дня.

Учебный материал включает следующие разделы:

- Знакомство детей с историей создания книги.

- Чтение художественных произведений.

- Заучивание стихотворений.

- Драматизация.

Мною была проведена экскурсия с детьми в книжный магазин. Во время экскурсии дети познакомились с профессией продавца, с ассортиментом детских книг, участвовали в конкурсе загадок и стихотворений, которых для них приготовили сотрудники магазина. Дети были в восторге, многие из них были в книжном магазине впервые. В конце мероприятия всем подарили красочные книги, сладости.

Тесно ведется работа с родителями. В уголок для родителей мы выставляем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «О чем и как беседовать с детьми после чтения». Проводятся консультации на темы: «Книга в жизни ребенка», «Место книги в режиме дня».

Особая роль принадлежит родительским собраниям — наиболее емкой форме педагогического просвещения родителей. На родительских собраниях выступали с темами: «Как научить ребенка любить книгу», «Через книги к добру». На собрание были приглашены работники библиотеки. Они рассказали родителям о роли книг в жизни детей, о важности чтения, заинтересовали родителей.

Наша работа по формирование познавательных интересов в процессе восприятия художественной литературы включает в себя как традиционные, так и инновационные методы и приемы.

К традиционным методам относятся чтение и рассказывание произведений литературы на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, на прогулке и др.).

К инновационным методам работы с художественной литературой можно отнести следующие:

- интегрированные занятия, объединяющие содержание разных образовательных модулей;

- театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок;

- обсуждение иллюстраций известных художников на тему сказок,

- «сочинение» сказки. Предлагается детям вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый персонаж, привнести новую информацию;

- «салат из сказок». Предлагается детям свести в новой сказке героев различных произведений. Например, трех медведей, Волка и семерых козлят, Красную Шапочку, и описать их приключения в лесу;

- проектная деятельность (например, игровой проект «Играем в сказку»);

- занятия с использованием мультимедийных средств;

- занятия – экскурсии (например «Золотая осень в стихах А. С. Пушкина») и др.

Взаимосвязь традиционных и инновационных методов и приемов делают процесс ознакомления дошкольников с художественными произведениями более эффективным.

Важнейшим средством работы с художественной литературой является игра - драматизация. Своеобразие ее состоит в том, что она объединяет в себе сюжетно-ролевую игру и творческую деятельность детей. Кроме игр-драматизаций, где в основном сохраняется сюжет и язык произведений, в группе используются также ролевые игры на сюжеты художественных произведений, которые в целом развиваются произвольно по замыслу детей. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении героя, в проникновении в его внутренний мир.

Проводим литературные праздники, праздники книги - комплексные мероприятия, включающие в себя различные формы - беседа, рассказ, просмотр фильма, конкурс, викторина, театрализованное представление. Литературные праздники посвящаем юбилейной дате любимого детского писателя, а также определенной теме («Поздравляем маму», «Посмеемся вместе с писателем» и др.)

Используем и такой прием, как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушаться в мелодии, вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка.

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.

Пословицы и поговорки – жемчужины народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации: «Семеро одного не ждут», «Поспешишь – людей насмешишь».

Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события: «Весна красна цветами, а осень плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т. д. изучая пословицы о труде, дети становятся помощниками в создании картотеки пословиц и поговорок. Они совместно с родителями оформляют их, а в детском саду объясняют их смысл, учатся понимать, в каких ситуациях их можно применять. Ребята часто подбадривают друг друга: «Терпение и труд – все перетрут», «Дело мастера боится», «Закончил дело - гуляй смело». В совместной деятельности проводятся соревнования «Продолжи пословицу».

Чтобы углубить и уточнить знания детей об окружающем мире, полезно загадывать загадки: «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты отгадай», «Подскажи словечко».

Русский фольклор нашел свое отражение в хороводных играх, поэтому большое значение уделяем обучению детей народным сюжетным, подвижным и хороводным играм. Постепенно, побуждаем интерес к совместному и самостоятельному проведению игр, знакомим детей с обрядовыми, досуговыми, подвижными, сюжетными играми. Дети узнали множество различных игр: «Гуси – лебеди», «Плетень», «Жмурки» и др.

В группе созданы необходимые условия для игр. Собрана картотека народных игр с правилами и их описанием. В доступном месте – маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр.

Проделанная нами работа способствует формированию у дошкольников интереса к художественной литературе.

Таким образом, при развитии познавательного интереса к художественной литературе применяли следующие методы и формы работы :

Методы работы :

- Словесные:

• Чтение художественных произведений.

• Беседы по прочитанному.

• Заучивание наизусть.

• Пересказ произведений.

• Выразительное чтение.

- Практические:

• Игры – драматизации.

• Дидактические игры.

• Элементы инсценирования.

• Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации).

• Театрализованная деятельность.

- Наглядные:

• Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

• Просмотр видеороликов, фильмов.

Оформление выставок.

• Использование разных видов театра.

Формы работы :

Сотрудничество с родителями:

• Родительские собрания.

• Индивидуальные консультации.

• Семинары – практикумы.

• Папки – передвижки.

Организация педагогической работы по формированию познавательного интереса к художественной литературе

• Фотопрезентации.

• Участие родителей в проектной деятельности, литературных конкурсах, в создании библиотечного фонда ДОУ, в оформлении выставок, макетов.

Цель создание условий для формирования познавательного интереса к художественной литературе Все писатели по фамилиям Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка сентябрь Использование произведений художественной Литературная деятельность литературы на занятиях художественно продуктивной деятельностью по программе И Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно развивающей среды группы

Фото №1 Поэтому в группе мы красочно оформили книжный уголок с разнообразной литературой по жанру стихи рассказы сказки познавательные и развивающие книги
Публикации по теме:

«Развитие познавательного интереса дошкольников при ознакомлении с художественной литературой» Работа со сказкой Первый этап Наглядные модели в процессе пересказывания детьми русских народных сказок Цель: научить с помощью заместителей выделять самые.

Совместная работа педагогов и родителей в развитии у детей интереса к художественной литературе "Совместная работа педагогов и родителей на достижение максимальных успехов в развитии у детей интереса к художественной литературе" В наше.

Формирование интереса к художественной литературе у дошкольников. Любовь к искусству и литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка.

Опыт работы «Формирование познавательного интереса дошкольников посредством экологии» I.Пояснительная записка Давайте, дошколята, природу охранять! О ней ни на минуту не надо забывать. Ведь цветы, леса, поля и речки. Это.

Организация экспериментальной деятельности в целях развития познавательного интереса у детей старшей группы Доклад на тему: Организация экспериментальной деятельности в старшей группе в целях развития познавательного интереса. Влияние окружающего.

Ознакомление с творчеством современных писателей как условие формирования познавательного интереса к литературе Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой неуклонного снижения интереса к литературе, позднего вхождения детей в книжную.

Педагогический проект по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе «Сказки А. С. Пушкина» Актуальность: Сказка – это необходимый элемент жизни ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Дети стремятся.

Проект по воспитанию интереса к художественной литературе «В гостях у сказки» ПРОЕКТ,В ГОСТЯХ У СКАЗКИ, Тип проекта: познавательно – творческий. Вид проекта: информационно – практико – ориентированный. Продолжительность:.

Проект программы по формированию интереса к здоровому образу жизни у детей 6–7 лет средствами художественной литературы Проект программы по формированию интереса к здоровому образу жизни у детей 6-7 лет средствами художественной литературы. Пояснительная записка.

Сообщение из опыта работы «Организация работы по формированию у детей хозяйственно-бытового труда» Сообщение из опыта работы тема: «Организация работы по формированию у детей хозяйственно - бытового труда» Воспитатель МБДОУ детский сад.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация педагогической работы по формированию познавательного интереса к художественной литературе
Опубликовано: 14 сентября 2017 в 08:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД